Взгляд
22 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 16:15  |  vz.ru
Разделы

Рука голода тянется на Украину с Запада

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Неудержимая продажа за рубеж пшеницы привела к тому, что в нынешнем году Украина будет закупать в Турции муку, изготовленную из украинского зерна, проданного туркам в 2021 году. Подробности...

В информационной войне Россия играет вдолгую

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Чтобы удержать симпатии большей части мира, нам нужно просто выиграть сражение за Украину. А тут все решают не пресс-релизы и душещипательные ролики, а котлы, артиллерийские дуэли, бомбово-штурмовые удары и танковые прорывы. С этим мы справляемся гораздо лучше. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Я эту легкомысленность по поводу жизни в чужой стране замечаю уже давно, задолго до спецоперации – кто-то вдолбил огромной части русской аудитории, что где-то в Европе сплошные сады и земля обетованная. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский назвал Украину и Польшу «сестрами»

    Главная тема


    Гражданскому флоту России ставят боевые задачи

    расширение альянса


    Эксперт: Членство Швеции и Финляндии в НАТО зависит от торга Эрдогана и Байдена

    великие державы


    В Пентагоне заявили о росте вероятности конфликта с Россией

    БМП «Мардер»


    Немецкий генерал назвал бессмысленными поставки тяжелого вооружения Украине

    Видео

    новейшее вооружение


    Украина оттачивает военную мощь России

    экономический рывок


    Как Донбасс поможет развитию России

    истребитель четвертого поколения


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    Цены на пшеницу


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    спецоперация на украине


    Как российская артиллерия проламывает украинскую оборону

    конец постмодерна


    Ольга Андреева: Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

    поколенческий разлом


    Игорь Мальцев: Поколенческой трагедии не случилось, случился тихий фарс

    Хвост виляет собакой


    Ирина Алкснис: Украинцев используют как подопытных кроликов

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    «Мир таков, каким вы его видите»

    В поисках границы между реальностью и вымыслом, между скукой и фантазией «Воображариум» достаточно сильно штормит и кидает из стороны в сторону
       28 января 2010, 13:55
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Денис Шлянцев

    «Воображариум доктора Парнаса» – это и краткое изложение всех идей, которые не вошли в предыдущие картины Гиллиама, и смешная история о не всегда веселых последствиях человеческих поступков, и очередная вариация на тему «Фауст vs Мефистофель», и даже своеобразное подведение итогов собственного творчества. Впрочем, для большинства «Воображариум» станет в меру забавным аттракционом, на съемках которого умер Хит Леджер.

    Любая картина выпускника школы «Летающий цирк Монти Пайтона», американца по месту рождения, но британца по образу мышления (к тому же отказавшегося от американского гражданства четыре года назад) 69-летнего Терри Гиллиама – долгожданное в круге киноманов событие. Пусть некоторые картины («Приключения барона Мюнхгаузена» или «Бандиты времени») и не оправдывали возложенные на них надежды, зато другие: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Бразилия», «Король-рыбак» – немедленно становились культовыми.

    С «Воображариумом» все не так просто: неподготовленный зритель быстро заскучает от эрудированности режиссера и разбросанных по сюжету почти незаметных зацепок и аллюзий, следящие же за творческим путем Гиллиама с радостью обнаружат множество цитат из того же Монти Пайтона, включая типичные для Гиллиама-аниматора сюрреалистичные миры.

    Грубо говоря, если обычный зритель большую часть экранного времени будет скучать, оживляясь только на фирменных аттракционах, то интеллектуалы будут сидеть как на иголках, то и дело вылавливая из потока образов и непредсказуемых сюжетных завихрений отсылки то к Герману Гессе («Игра в бисер»), то к Густаву Майринку («Голем»), то к Джону Фаулзу («Волхв»).

    В основе «Воображариума» лежит классическая история сделки с дьяволом. Доктор Парнас (Кристофер Пламмер, сильно напоминающий пьющего Дамблдора) давным-давно встретил дьявола в обличье мистера Ника (харизматичный и неподражаемый Том Уэйтс) и обменял бессмертие на душу своей дочери. По условиям сделки дьявол должен получить Валентину (обладательница лица фарфоровой куклы Лили Коул), когда она станет совершеннолетней.

    #{movie}

    Теперь он колесит по современной Британии со своим передвижным театром – «Воображариумом» имени себя самого и потихоньку спивается от осознания тщеты вечной жизни. Главный трюк в этом цирке – волшебное зеркало, пройдя сквозь которое, человек оказывается в мире собственного воображения, своего, если пользоваться терминологией Фрейда, id, где одно неверное желание – и человек отправляется прямиком в лапы дьявола.

    Парнас не в силах расстаться с дочерью, поэтому доктор заключает с дьяволом очередную сделку: Валентина достанется тому, кто заполучит при помощи зеркала пять человеческих душ. Именно таким человеком и оказался Тони (последняя, на этот раз действительно последняя роль Хита Леджера), которого Валентина и еще один циркач Антон в буквальном смысле вынули из петли.

    Но Тони – та еще темная лошадка, о нем пишут в газетах, его преследует русская мафия, а проходя через зеркало, он всякий раз оказывается иным. (Этот трюк был придуман уже после смерти актера, поэтому на замену Леджера вышли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл).

    Можно долго дискутировать по поводу символики фильма и его героев. Нас в этом случае интересует не Тони, а сам доктор Парнас. Его образ можно трактовать и как образ Господа Бога, создающего свои миры, уставшего и спивающегося от собственного бессмертия. Но в Парнасе не так уж и сложно увидеть самого Гиллиама, с не меньшим, простите за богохульство, успехом создающего миры и так же измотанного, заплатившего чересчур огромную цену за собственное творческое бессмертие.

    Будем надеяться, что эта трактовка неверна и Гиллиам еще доснимет и выпустит в прокат своего «Человека, который убил Дон Кихота». В этом нас убеждают слова самого режиссера: «Моя задача как режиссера – выражать фильм, а не себя или кого-либо еще. Начиная работу над фильмом, я чувствую себя его слугой, слугой фильма, который хочет появиться на свет».

    В поисках границы между реальностью и вымыслом, между скукой и фантазией «Воображариум» достаточно сильно штормит и кидает из стороны в сторону. Впрочем, для Гиллиама с его трезвой и остроумной оценкой реальности мир сюрреальный всегда был если не продолжением, то отражением существующего положения вещей. Он всегда с мастерством великого сказочника стирал границы между этими мирами так, чтобы зритель не сразу мог понять, с какой стороны зеркального стекла он в данный момент находится.

    Но искать смыслы во время просмотра фильмов Гиллиама – непростительная роскошь. Принятие, равно как и неприятие происходящего происходит на чисто рефлекторном уровне, анализ начинается спустя какое-то время. Именно так «работают» фильмы Гиллиама, именно поэтому сам режиссер говорит: «Учитесь играть, люди! Подпускайте фильмы к себе поближе. Зачем сидеть в зале и раздумывать над будущей рецензией? Просто смотрите, и делов-то!»

    Как и во многих других фильмах Гиллиама, начиная с «Бандитов во времени», в «Воображариуме…» существуют два мира. Один плоский и обыденный, другой – изумительный в своей сюрреальности.

    Но сюрреальный мир для Гиллиама всегда был продолжением мира реального, границы между которыми стирались им в его фильмах многими способами: мечты, наркотики, сумасшествие, сказки, загадочные истории, а теперь — волшебное зеркало нашего воображения.

    Пройдя огромный путь от монти-пайтоновского отрицания смысла в чем бы то ни было, Гиллиам в итоге подводит нас к пониманию предельных смыслов. Как сказал сам режиссер: «Воображение может как спасти вас, так и проклясть, ведь мир в точности таков, каковым вы видите его через свое собственное зеркало». Человек, овладевший образами собственного воображения, правит миром и самим собой, человек, не контролирующий фантазии, быстро теряет себя и свой мир.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •