Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
28 августа 2009, 16:02 • Культура

Человек Памук

Орхан Памук представил в России свой новый роман

Человек Памук
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

В Москву приехал турецкий писатель Орхан Памук – лауреат Нобелевской премии по литературе за 2006 год. Мировой полпред турецкой прозы представляет в России новый роман «Музей невинности» – первую книгу, написанную им после вхождения в когорту нобелиатов. В российской столице Памук порассуждал о сходстве Москвы и Стамбула, упомянул о влиянии Толстого и Достоевского и объяснил, почему его недолюбливают на родине.

Орхан Памук – самый востребованный в мире турецкий автор, западник, либерал и активный сторонник вступления Турции в Евросоюз. Мировую известность писателю принес роман «Черная книга», ставший одним из главных литературных событий начала 1990-х. В своей прозе он экспериментирует с достижениями западного романа, учитывая опыт постмодернизма и магического реализма, но вновь и вновь возвращается к реализму обыкновенному.

Вещи возлюбленной Кемаль-бея, которые он собирал на протяжении долгого времени, будут доступны для обозрения

Прошлый приезд Памука в РФ был приурочен к российской премьере сразу двух его книг – последнего на тот момент романа «Снег» и градоведческого бестселлера «Стамбул: город воспоминаний». Уже тогда автора встречали как высокого гостя. Немногим ранее, осенью 2005-го, Памук был удостоен одной из самых престижных европейских премий – Премии мира немецких книготорговцев, что во многом было связано с неконвенциональным для Турции поступком писателя: он публично упомянул о совершенных в его стране массовых убийствах армян и курдов, спровоцировав тем самым преследования со стороны турецких националистов. Присуждение Памуку этой награды стало, в свою очередь, своего рода прологом к судьбоносному для него решению Нобелевского комитета.

Нынешнее пребывание писателя в России освещается даже с большим вниманием, нежели три года назад, а программа визита имеет академический уклон. В программе нобелиата не только автограф-сессия, но и две лекции: одна – в московском Институте стран Азии и Африки при МГУ, другая – в петербургском Институте русской литературы Российской академии наук, известном как Пушкинский дом.

Стоит отметить, что, в отличие от некоторых других романов Памука, недавно изданный на русском «Музей невинности» представляет собой чисто реалистическую вещь, лишенную признаков остросюжетности. Впрочем, книга написана в довольно характерной для автора манере. Проявляя пристальное внимание к бытовым деталям, культурным тенденциям и другим особенностям конкретной эпохи, он тщательно воссоздает среду, в которой живут его герои, и вписывает лирическую историю в контекст, ценный со страноведческой точки зрения.

Весной 1975-го тридцатилетний Кемаль-бей, отпрыск богатой семьи, влюбляется в бедную дальнюю родственницу. Это приведет его к разрыву уже состоявшейся к тому времени помолвки, отдалению от стамбульского бомонда, длительному периоду сложных отношений с возлюбленной и в конце концов к коллекционированию ее вещей, собрание которых со временем станет настоящим музеем.

По словам самого Памука, данная книга посвящена природе и метафизике любви. В рамках встречи с журналистами в Ленинской библиотеке писатель также подробно остановился на том, как соотносятся друг с другом он сам и его герой Кемаль-бей. «Я не Кемаль-бей, я писатель. Но искусство писателя состоит в том, чтобы быть Кемаль-беем и одновременно уметь посмотреть на него со стороны, – объяснил гость. – Сейчас я говорю, что я не он, но, прочтя книгу, вы все равно будете думать, что Кемаль-бей – это я».

Кроме того, Памук порассуждал о сходстве Москвы и Стамбула, упомянул о влиянии Толстого и Достоевского, подчеркнул важность юмора и отметил, что в Турции до сих пор существуют проблемы с признанием свободных отношений между мужчинами и женщинами, а потому и писать об этих отношениях сложно.

Как и во время многих других своих встреч с аудиторией, Памук дал понять, что дистанцируется от политики, признался, что старается не касаться вопросов дипломатии, и констатировал, что, в отличие от Назыма Хикмета, никогда не сидел в тюрьме. На вопрос об отношении к европейским перегибам на почве политкорректности гость ответил уклончиво, переведя разговор на свою любимую тему: «На подобные вопросы я всегда отвечаю так: я бы очень хотел, чтобы Турция вступила в Евросоюз. Я хотел бы, чтобы в Турции соблюдались законы и было больше свободы слова. Мне будет не очень важно, войдет ли Турция в Евросоюз, если эти проблемы будут решены».

Вместе с тем, по мнению Памука, за последнее время Турция стала более свободной страной.

Отметим также, что в 2010 году в Стамбуле появится музей, призванный служить воплощением того, который описан в «Музее невинности»: вещи возлюбленной Кемаль-бея, которые он собирал на протяжении долгого времени, будут доступны для обозрения. Автором этого оригинального проекта является сам Орхан Памук.

..............