Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
5 октября 2009, 12:06 • Культура

Орел и змейка

"Блокада": Сталин тайно встречался с Гитлером

Орел и змейка
@ poplit.ru

Tекст: Кирилл Решетников

Уникальный литературный проект «Этногенез», начатый в 2009 году книгой «Маруся», продолжается, и продолжение выглядит довольно неожиданно. Если в «Марусе» речь шла о не столь уж далеком будущем, то теперь маятник качнулся в другую сторону. Новая часть беспрецедентной серии – книга Кирилла Бенедиктова «Охота на монстра», в свою очередь, открывающая трилогию «Блокада», скрупулезно воссоздает реальность военных 1940-х, но здесь все не совсем так, как было до сих пор: Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Лев Гумилев, Георгий Гурджиев и множество других людей втягиваются в войну за обладание самыми важными предметами мира.

Все привыкли к тому, что писатель работает в гордом одиночестве, максимум – в тандеме. Так происходит и тогда, когда пишутся большие романные циклы. В проекте «Этногенез» этот принцип не нарушается, но возникает редкая, если не уникальная для литературы ситуация штурма. «Этногенез» – большая тема, вокруг которой консолидируются свежие писательские силы, высокое здание, разные этажи которого монтируются разными авторами, притом что все они работают независимо.

Сюрприз, неожиданный вдвойне, – появление в числе персонажей Василия Теркина, которого в одной из глав испытывают на сверхъестественную выживаемость

«Маруся», первая книга проекта, ставшая бестселлером в считанные дни, заполнила нишу, на протяжении последних лет в России по большей части пустовавшую: это реальность, в которой можно надолго поселиться, мир, который будет меняться вместе с читателем. В идеале «Этногенез» должен состоять из нескольких таких миров, и Кирилл Бенедиктов, автор историко-мистического хита «Завещание ночи», делает первый шаг в этом направлении.

1942-й год, разгар войны. Гитлер прибывает в секретную ставку Wehrwolf, расположенную под Винницей, где собирает совещание, в ходе которого должны быть приняты ключевые стратегические решения Вермахта. Война уже идет не так, как рассчитывал фюрер, – блицкриг захлебнулся, Москву взять не удалось. Диктатор одержим желанием прорваться на Кавказ и взять Сталинград. Для осуществления этого плана большая армия, несмотря на протесты генералитета, разделяется на две части. Тем временем партизаны пытаются атаковать аэродром Wehrwolf'a, причем их командир выполняет секретное задание самого Лаврентия Берии.

Но за военными буднями стоят другие события, известные лишь посвященным. Сталин вспоминает о секретной встрече с Гитлером, состоявшейся в 1939 году во Львове. Странный эпизод, произошедший во время этой встречи, не поддается рациональному объяснению и оказывается ключом к самой большой тайне Гитлера. Самые могущественные люди мира, в данном случае – пресловутый вождь немецкого народа, зависят от оказавшихся в их руках магических предметов.

Фигурка орла, изготовленная из неизвестного металла и полученная Гитлером от своего наставника, эзотерика Дитриха Эккарта, преобразила закомплексованного малозаметного невротика в харизматического полководца. На след орла выходит советская агентура, а тем временем самому Гитлеру не дает покоя мысль о других предметах из этой же категории. Существуют еще, в частности, попугай и змейка, обладание которыми тоже сулит невиданные возможности. Судьба предметов еще не вполне известна и в высшей степени загадочна. Судя по всему, они сами выбирают себе маршруты.

Попытка показать неявные причины общеизвестных событий Великой Отечественной, дать новую версию того, чего никто не знает точно, делается не впервые. Но сила Бенедиктова в том, что он пользуется сразу несколькими стратегиями, получая на выходе прозу, точных аналогов которой нет даже в новейших архивах альтернативной истории. «Охота на монстра» совершенно не похожа ни на строго исторические проекты типа романов Елены Съяновой, писавшей беллетристические репортажи из квартир и бункеров нацистских вождей, ни на постмодернистские опыты, подобные книге Вячеслава Курицына «Спать и верить», где блокадный Ленинград увиден, мягко говоря, не таким, каким он был на самом деле.

Бенедиктов очень серьезен и аккуратен в следовании исторической канве, но в его распоряжении имеется мощный жанровый механизм, преображающий все описываемые ситуации. Игра ведется по фэнтезийным правилам – именно в фэнтези ключевая роль отводится сверхценным артефактам, но «Охота на монстра» – не фэнтези. Реальные персонажи, будь то Сталин, Гитлер, Лев Гумилев, гипнотизер Вольф Мессинг или маг Георгий Гурджиев, ведут себя как персонажи очень хорошего исторического фильма. Едва ли не главный козырь Бенедиктова – прекрасные диалоги. Роман сделан в традициях «Семнадцати мгновений весны», и это очень точное попадание не только в историческое время, но и во время нынешнее – именно так и нужно описывать приватные встречи вождей в 2009 году.

К тому же вся эзотерика, включая мистику семи башен Сатаны, здесь совершенно оправдана хотя бы потому, что мистические соображения отнюдь не были чужды крупнейшим фигурантам Второй Мировой, а уж Гитлеру тем более. Сюрприз, неожиданный вдвойне, – появление в числе персонажей Василия Теркина, которого в одной из глав испытывают на сверхъестественную выживаемость.

«Охота на монстра», отводящая одну из ключевых ролей автору теории этногенеза Льву Гумилеву и связанная тонкими нитями с миром «Маруси», – лишь начало «Блокады». Несмотря на название трилогии, в «Анатомии монстра» нет ленинградских эпизодов. Почти каждая глава – завязка той или иной линии. Бенедиктов развесил по стенам своего театра множество дальнобойных ружей, и некоторые из них уже выстрелили; нет сомнений, что рано или поздно выстрелят все.

Напомним, что 6 октября с автором «Блокады» можно будет встретиться в торговом доме «Москва» (15.30), Московском доме книги на Арбате (18.00), в «Библио-Глобусе» (20.00) и магазине «Буква» (22.00). На сайте blokada.etnogenez.ru уже появились аудиоверсии трех первых эпизодов «Блокады», а предварительный заказ на книгу можно сделать на сайте Ozon.ru.

Комментарии экспертов

Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
Альтернативная история – это очень распространенный литературный жанр, в котором работает довольно много мастеров. Но Кириллу Бенедиктову удалось найти совершенно новый ход. <a href=http://www.actualcomment.ru/news/6800.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.
..............