Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
26 апреля 2008, 18:07 • Культура

«Крематорий» отжег «Амстердам»

«Крематорий» отжег «Амстердам»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Гуру Кен

Пауза в шесть лет не то чтобы смущала поклонников «Крематория», ждавших очередного альбома. В конце концов, выходила же пластинка с ранними песнями, и концертов было предостаточно. Но, глядя на общий кризис русского рока и отдельных его звезд в частности, какие-то тяжелые предчувствия закрадывались и в отношении «Крематория».

Группа много лет играет удивительную смесь вальсов, хард-рока и городского шутовского романса. За эти годы многие пытались ей подражать, но успехом эти попытки не пользовались. Что-то такое есть в песнях и голосе Армена Григоряна, что позволяет бесстрастный голос и дурашливые тексты объединять в арт-объект такой силы…

Опять же, скрипочка. Феномен скрипки в русском роке вообще заслуживает особого изучения. Но вот так, чтобы играть вальсик с этой скрипочкой, хотя и необычный вальсик, и при этом чтобы зал стонал от восторга и драйва – тут что-то особое есть. И как видно теперь, неподвластное времени.

С другой стороны, не причислить «Крематорий» к русскому року было бы странно. В одном котле все варились. И если тексты группы не понимать, то и силы этих песен не понять. Что тоже родовая отметина на лбу нашего рока.

Русский рок или смерть

- Вы курите в зале? Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Я не курю

Новый альбом «Амстердам» тоже полон невероятно цепких образов. Григорян словно портреты пишет. Как положено деятелю разных искусств, вполне себе анонимные (за редким исключением) и обобщающие.

– Вы курите в зале? Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Я не курю. А если вы будете курить, то с вами непременно будет то, что произошло с девочкой Олей из моей следующей песни.

Зал «Апельсина», конечно, полон. И после этой фразы в воздух поднимаются размноженные усердием клубы табачного дыма, конечно. Ирония Армена Григоряна заканчивается там, где начинается ирония зала. У девочки Оли «В голове одна клетка, Да и та работает редко. Вот до чего дошла девочка Оля От курения и алкоголя». К тому же, Оля слушает русский рок.

Да-да, это тоже ирония. Хотя довольно язвительная. Конечно, образ-то весьма жизненный.

На все новые песни придуман оригинальный анимационный видеоряд, транслирующийся на экраны. Сразу на все песни – это впечатляет. Такой битловский Yellow Submarine по-крематорски. Образы из песен Григоряна интересно анимировать, карикатурно вырисовывать, оживлять до гипертрофированного абсурда.

– Женатые поймут следующую песню.

«Женщина-пила», пилящая своего мужа и приводящая его к хитовому запеву-размышлению «Ах, как хорошо быть женатым, И иногда быть холостым!» – тут же, с длинным носом-пилой и скалкой в руке. В зале релаксирующие улыбки. Конечно, вальс…

Кадровые вопросы

Интересно сравнивать нынешний «Крематорий» с былым, образца 1991 года или 2001 года, как угодно. Нынешний играет жестче, увереннее. Даже лирика стелется жестко. Ритм-секция не дает продохнуть, пока сброс не продиктует Григорян да не споет под 12-струнную гитарку что-то лирическо-романсово-сардоническое.

К тому же, в группе очень серьезные изменения в составе. Если скрипач Максим Гусельщиков, пришедший из группы «Юта», уже довольно хорошо знаком аудитории и принял уже непосредственное участие в записи альбома «Амстердам», то другая новость из разряда сюрпризов. Из группы в скором времени уходит гитарист Владимир Бурхель. Ориентировочно уже этой весной. По крайней мере, Армен Григорян уже приступил к поискам нового гитариста. Три года с Бурхелем, виртуозным соло-гитаристом, не прошли даром – аранжировки прониклись дымком прог-рока, а сам Бурхель всегда имел возможность вволю поиграть сольно «Полет шмеля» или что еще на душе лежало.

Вот и теперь сыграл. И «Полет шмеля», и еще много чего. И спел коронным фальцетом «Утомленное солнце». Вообще, Армен был щедр сегодня на подарки своим музыкантам. Дал возможность блеснуть и Максиму Гусельщикову – все-таки это первая презентация с его участием. Гусельщиков сыграл сольно ирландскую джигу, и настолько задорно и драйвово, что заставил подхлопать себе зал, поначалу явно ошеломленный таким напором. Будем считать, что «прописался».

Ромео и Дездемона

Сюрпризов хватало. Ну когда же можно было услышать плейбек на живом концерте «Крематория»? А теперь, пожалуйста, разудалый «Голый Парад» – и плейбеком идут ударные и духовые. Барабанщик же стоит на авансцене, машет довольно руками и кричит за весь советский народ раскатистое «Ур-р-р-ра-а-а-а!».

Перед выходом струнной группы п/у Олега Рояновского лидер «Крематория» сообщил присутствующим свои обобщения на тему собрания сочинений Шекспира:

– Все семейные пары начинают как Ромео и Джульетта, а заканчивают как Отелло и Дездемона…

Отчего-то сразу вспомнился Григорий Горин с его сакраментальным тезисом: «Помнишь, когда мы встретились с Шекспиром, он сказал: все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного...» Конечно, Мюнхгаузен не мог не продолжить мысль: «Препятствия любви только усиливают ее». Армен Григорян тоже в широкополой шляпе, но так бы продолжать не стал. Потому что он продолжил вот как:

Если не брать во внимание
Грех прелюбодеяния,
То были б мы с тобою, как Ромео и Джульетта!

Меньше пафоса и больше жизни. Максимально бесстрастным голосом, конечно. И под струнную группу.

Неизменное появление живого «Кондратия», он же талисман группы Александр Кондратьев, ознаменовало окончание презентации нового альбома и начало исполнения хитов. Об этом писать совсем неинтересно, кроме того, что все принималось, как минимум, восторженно, а весь концерт продолжался два с половиной часа.

Теперь можно гадать, сколько песен из «Амстердама» появится в радиоэфирах и сколько останется в плей-листах будущих концертов. Группа свое дело сделала.

– Этого альбома могло не быть. Но были люди, которые подталкивали меня. Говорили, что пора уж записать новый альбом. В их числе – Кондратий и многие из вас. Появились новые песни, и мы записали. Но какая же все-таки радость, когда ты можешь выпускать альбомы, когда тебе есть, что сказать. И молчать, когда говорить не хочется. Правда?

В ответ раздались бурные овации.

..............