Взгляд
5 июля, вторник  |  Последнее обновление — 08:43  |  vz.ru
Разделы

Когда деятелям культуры мешает фига в кармане

Ольга Андреева
Ольга Андреева, журналист
Если сложить три нолика, получится ноль. Так говорит алгебра. Но ведь мы живем в России. У нас, если складывать трех представителей творческой интеллигенции с нулевыми дарованиями, почему-то всегда получается современное искусство. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Как Донбасс и Украина воюют марками

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Пока украинцы тиражируют собственные фантазмы, «Почта Донбасса» отпечатала марку «Zакат нацизма», посвященную специальной военной операции на Украине. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Украина переходит к диверсиям

Сергей Козлов
Сергей Козлов, ветеран спецназа
Украинские спецслужбы в полной мере используют технологии вербовки, которые использовал ИГИЛ, что указывает на то, что и здесь за всем стоят американцы и англичане. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Военные рассказали о «лисичанском котле»

    Главная тема


    Узбеков напугали перспективой потерять половину страны

    сбросили с вертолета


    В ВСУ заявили о «метафоричности» флага Украины на острове Змеиный

    скандальный дипломат


    Посла Украины в ФРГ Мельника отзовут из Берлина

    уклонение от армии


    В ситуацию с вратарем Федотовым вмешался Владислав Третьяк

    Видео

    Польские новобранцы


    Как прибалты и поляки готовятся воевать с Россией

    УДК «Анадолу»


    Турция опозорилась со своим первым авианосцем

    спецоперация на украине


    Преступный удар ВСУ по Белгороду требует решительного возмездия

    дефицит газа


    Почему победа американского СПГ над Газпромом печалит Европу

    санкционные директивы


    Почему Литва лишилась тормозов в отношении Калининграда

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Башлачев двадцать лет спустя

    Александр Башлачев задал в рок-музыке направление, которое можно обозначить как «русское»
       16 февраля 2008, 15:50
    Фото: bashlachev.net
    Текст: Олег Рогов

    Сложно сказать, чем был уход Башлачева. Его окружение отвергает самоубийство – слишком Саша был жизнелюбив, чтобы при всей свой радикальности решиться на такой шаг.

    Как вариант рассматривается неконтролируемое употребление психоделиков, в данном случае – псилоцибиновых грибов, судьба которых сейчас решается в Нидерландах.

    В качестве аргумента против их легальности можно было бы привести и случай Башлачева, если бы не одно но.

    Душа гуляет

    Ранний русский рок был предельно политизирован. Даже если в нем не было ни слова о политике. Всё, что шло вразрез с одобренным официальным искусством, было песнями протеста

    От алкоголя гибнет огромное число людей, но его пока что не собираются запрещать. А психоделики, особенно грибы, требуют особой осторожности; крайне желательно присутствие рядом трезвого человека, так называемого ситтера, который контролирует безопасность беспомощного подчас человека.

    Так случай с Башлачевым – это тоже своего рода самоубийство, игра с бездной, легкомысленное обращение с силой, которая многократно превосходит человеческие возможности.

    Что вполне соответствует экстремальному характеру его творчества, жизни на краю, которая, увы, не может по определению продолжаться долго.

    В качестве аргумента в споре мне наверняка приведут Егора Летова. Исключение, которое подтверждает правило, пожмем мы плечами.

    На краю можно постоять, но постоянно жить там невозможно, творить на пределе – путь столь же достойный, сколь и опасный, столь же созидательный, сколь и деструктивный.

    А спокойная созидательная концентрация в искусстве – тоже ведь подвиг, вернее, подвижничество, потому что протяженно во времени, в отличие от подвига, представляет собой не жест, а движение, сложное и неоднозначное.

    Василий Розанов писал, что известные строчки Некрасова про то, что «хорошо умереть молодым», сослужили весьма худую службу отечеству, имея в виду прежде всего террористов и вообще радикально настроенную молодежь.

    Радикализм в музыке куда менее опасен, несмотря на, казалось бы, крайнюю политизированность песен: в субкультуре она выполняет роль громоотвода, переводя возможный политический жест в эстетический.

    Один из очень мощных моментов этого радикализма – самоубийство или ранняя смерть творца, вечно молодой миф. Александр Башлачев и Янка Дягилева – трагические иконы русского рока. И я уверен, что они меньше всего хотели бы быть этими иконами, но такие вопросы решают «почва и судьба».

    Ранний русский рок был предельно политизирован. Даже если в нем не было ни слова о политике. Все, что шло вразрез с одобренным официальным искусством, было песнями протеста.

    Александр Башлачев задал в рок-музыке направление, которое можно обозначить как «русское». Собственно, Башлачев – это не рок, это шансон, надрывный и яростный. «Русское» потом, через много лет, выродилось в Талькова и «Любэ» и стало хорошим коммерческим продуктом не только у попсовиков, но и у музыкантов, играющих тяжелый рок.

    Творчество Башлачева – это середина 80-х, эпоха становления русского рока, поиск им своих корней и отталкивание от его западного старшего брата.

    Корней, в общем-то, быть не могло, могло быть только утверждение высокой и гордой провинциальности этого жанра и поиск соотношения формы-содержания, наполненных местными реалиями, которые выплескивались из музыкального сознания рок-современников.

    Время удивительной невнятицы и удивительной свежести.

    Жизнь на краю

    Да и рок ли та музыка, которую делал Башлачев?

    Междужанровость благодатна, так как позволяет не вписаться в формат, но при этом и избавляет от присутствия в возможных рейтингах. Хотя, живи Башлачев сейчас, его наверняка определили бы по ведомству какого-нибудь рок-шансона.

    «У меня гитара составляет группу. Если бы я играл с группой, я бы освободился от гитары, но при одном условии: чтобы группа давала мне такой же драйв, какой дает мне гитара», – говорил он в интервью журналу «РИО».

    Слово «драйв» – главный термин в то десятилетие по отношению к музыке. Музыки как таковой могло не быть, слов тоже, равно как и вокала, но если был тот самый драйв – всё прощалось.

    «Душа гуляла, душа летела, душа гуляла в рубашке белой, да в чистом поле, всё прямо, прямо, и колокольчик был выше храма… Кто жив, тот знает, такое дело: душа гуляет и носит тело… Возьмет за горло – и пой как можешь, как сам на душу свою положишь».

    Башлачев весь – переход от задушевности в крик. Его нельзя слушать спокойно, надо или заражаться его энергией, или проходить мимо. Это именно гипноз, как это часто и бывает с музыкой, шаманство и камлание. Его тексты на бумаге читать почти невозможно, уже непонятно, как они могли восприниматься отдельно от музыки и ходить в списках.

    Сейчас он не так знаменит, как при жизни или в первые годы сразу после смерти, но опыт его песен очень важен для нас. Важен не только как пример одного из сорванных голосов нашей «слишком медленной весны», но и как поэт очень странной и очень русской традиции.

    Башлачев был погружен во внутреннюю форму слов, он выискивал в его звучании новые значения, не отмеченные в обыденном языке. Любопытно, что это свойственно многим «проклятым» поэтам, которые, каждый по-своему, живут на краю и не всегда умирают в преклонном возрасте. Я назову только два имени: Цветаева и Губанов. Такая же музыкальность, возведенная в принцип, выпевание смыслов, бытовой и творческий радикализм, трагическая смерть.

    «Крайний» опыт этих поэтов не дает осмысленного погружения в спокойную и глубокую стихию творчества. Вместо этого – мощные инсайты, постоянная проверка на прочность этого мира, предельная искренность. Две стороны искусства, две разных дороги, равно ценных любой культуре. И ранняя смерть, вопреки Некрасову (или Ницше), отнюдь не достоинство творца, а слом судьбы, который неизбежно сообщает творчеству особый замысел и завершенность, каковых оно не ведало еще вчера.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •