Взгляд
18 мая, среда  |  Последнее обновление — 16:12  |  vz.ru
Разделы

«Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Старого Запада, старой цивилизации, которая была центральной несущей нашего техногенного мира, больше нет. Запад исчезает на наших глазах так же стремительно, как исчез «золотой миллиард». Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Личная выгода на празднике ненависти

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
В любом столкновении проявляются субъективные интересы отдельных людей, которые демонстрируют максимально воинственную позицию, чтобы погреть руки на пожаре и продвинуть себя лично. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Борисов: Россия применяет на Украине лазерное оружие

    Главная тема


    США ради борьбы с российской нефтью предали идеалы «демократии»

    разногласия в альянсе


    Турция заблокировала начало переговоров в НАТО о вступлении Финляндии и Швеции

    угроза голода


    В России прокомментировали вывоз резервов украинской пшеницы в Европу

    «Были недоработки»


    Кадыров рассказал о совершенной ошибке

    Видео

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    сдача в плен «Азова»


    От украинцев скрывают крупнейший национальный позор

    невоенные меры


    Чем Москва ответит на вступление Финляндии и Швеции в НАТО

    удары по штабам


    Как лишить украинскую армию мозга

    резко и решительно


    Вадим Трухачёв: МИДу нужны жесткие действия в пяти странах

    дефицит энергоресурсов


    Глеб Простаков: Ядерное оружие в экономической войне

    вменяемость администрации


    Владимир Прохватилов: Америка из-за Украины остается безоружной

    на ваш взгляд


    Как возрождать автозавод «Москвич»?

    Птицы разбудили бурю

    Пианисты Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович, дирижер Джонатан Нотт
       12 февраля 2008, 15:56
    Текст: Илья Овчинников,
    Зальцбург-Москва

    Узнав о фестивале, приуроченном ко дню рождения Моцарта, проходящем в его городе, легко представить себе помпезное мероприятие протокольного характера, повторяющееся без больших изменений из года в год, с обязательным повтором главных моцартовских хитов. Когда-то "Неделя Моцарта" действительно была такой, однако в последние годы форум взял курс на обновление, и с каждым годом его программы все более неожиданны.

    Дорогого стоил уже концерт-открытие, где наряду с "Мессой отца Доминика" юного Моцарта исполнялся Offertorium Губайдулиной. Едва ли кто-то предвидел тот восторг, с которым зальцбургская публика встретила современное, отнюдь не простое для восприятия сочинение. Единение, возникшее в тот вечер между музыкой разных эпох, музыкантами и слушателями, волшебным образом сохранялось на протяжении всего фестиваля.

    Вспоминать весь год

    Любой дирижер скажет вам, что лучшая школа для оркестра – это симфонии Гайдна

    "Неделя Моцарта" существует с 1954 года; нельзя сказать, чтобы прежде здесь вообще не звучала новая музыка, однако это не было принципом программной политики фестиваля.

    "Просветленная ночь" Шенберга, "Метаморфозы" Штрауса, Камерная симфония Шостаковича – таким набором, слишком скромным даже по московским меркам, была представлена современная классика в программе "Недели Моцарта 2006".

    Разумеется, здесь в разные годы исполнялись и более свежие сочинения, однако это зависело по преимуществу от личных контактов исполнителей с композиторами.

    Ситуация стала меняться несколько лет назад, когда форум возглавил Штефан Паули – энергичный и амбициозный менеджер, отнюдь не равнодушный к музыке, с опытом работы как в оперном театре, так и в бизнесе.

    Он всерьез озаботился обновлением зальцбургского культурного пространства, и первой "Неделей Моцарта", прошедшей в соответствии с идеями Паули, стала прошлогодняя.

    К сочинениям Моцарта и других классиков прошедших эпох добавилась музыка Арнольда Шенберга, Дьердя Лигети, Пьера Булеза, а среди участников появилось существенно больше исполнителей современного репертуара.

    Продолжением этой линии стала "Неделя Моцарта 2008", собравшая не менее представительную компанию музыкантов, нежели год назад.

    В двух с половиной десятках программ выступили дирижеры Луи Лангре, Иван Фишер, Николаус Арнонкур, Инго Мецмахер, Марк Минковски, пианисты Пьер-Лоран Эмар и Александр Лонквич, скрипачи Кристиан Тецлафф, Патриция Копачинская, Леонидос Кавакос, Хилари Хан, Алина Ибрагимова и многие другие.

    И хотя летний фестиваль в Зальцбурге во всех отношениях масштабнее, зимний не уступает ему ни в исполнительском качестве, ни в репертуарном разнообразии, а его интимная обстановка куда приятнее той, что царит летом.

    За десять дней здесь можно услышать столько разнообразной музыки, что на ее последующее осмысление и смакование может не хватить и года.

    Одним из лейтмотивов прошедшего фестиваля стало творчество Антона Веберна – удивительнейшего композитора ХХ века, чьи сочинения зачастую длятся минуту или две.

    Несколькими сочинениями были представлены такие классики ушедшего столетия, как Бела Барток и Оливье Мессиан.

    Практически все программы составлялись так, чтобы слушатель не заскучал ни на минуту, однако разнообразие не являлось единственной целью – почти каждая программа имела в основе ту или иную объединяющую идею и была сама по себе произведением искусства.

    Тройное приношение

    Пианист Пьер-Лоран Эмар и дирижер Инго Мецмахер
    Пианист Пьер-Лоран Эмар и дирижер Инго Мецмахер

    Любой дирижер скажет вам, что лучшая школа для оркестра – это симфонии Гайдна, и что маэстро, решивший заняться ими всерьез, может считать себя обеспеченным работой на всю жизнь.

    Творчество Гайдна, старшего современника Моцарта, его друга и учителя – один из постоянных лейтмотивов зимнего фестиваля в Зальцбурге.

    На будущий год Гайдн займет в его программе особое место – будет отмечаться двухсотлетие со дня смерти композитора. Звучало немало Гайдна и в этом, и в прошлом году; если год назад преобладали поздние симфонии, на сей раз предпочтение было отдано более ранним, относящимся к периоду "бури и натиска".

    Таким образом в итоговой – хотя и не самой последней – программе форума сошлись воедино основные его темы.

    Одну из них – духовные сочинения Моцарта – подытожила "Литания Святого Причастия", великолепно исполненная мощной командой солистов, которую поддержали Баховский хор и оркестр "Моцартеум". Дирижировал Айвор Болтон.

    Эти же музыканты продемонстрировали чудеса стилистического перевоплощения, представив после антракта Кантату опус 31 Веберна – его завещание. Завершила концерт хрестоматийная "Прощальная" симфония Гайдна, в финале которой оркестранты покидают сцену.

    А открыла программу фуга из "Музыкального приношения" Баха в переложении Веберна – напоминание о том, как и чем начинался фестиваль. Ведь Offertorium Губайдулиной, звучавший в первый вечер, открывается этой же баховской темой почти в той же оркестровке, что и у Веберна.

    И в контексте форума исполнение сочинения стало приношением музыке и предыдущих эпох в лице Баха, и ХХ века в лице Веберна, и сегодняшней – в лице Губайдулиной.

    Великолепная четверка

    Губайдулина и исполнители ее концерта, скрипач Кристиан Тецлафф и дирижер Айвор Болтон
    Губайдулина и исполнители ее концерта, скрипач Кристиан Тецлафф и дирижер Айвор Болтон

    Еще одной данью уважения Софии Асгатовне стал самый удивительный концерт фестиваля, стартовавший в одиннадцатом часу и завершившийся в полночь.

    Звучали сочинения Губайдулиной для баяна и цикл Мессиана "Видения Аминя" для двух фортепиано – программа сложная, но весьма интригующая и благодарно принятая публикой.

    Еще в одном концерте Мессиан был представлен сочинением "Пробуждение птиц" – вместе с Венским филармоническим оркестром его сыграл пианист Пьер-Лоран Эмар, лучший в мире исполнитель музыки Мессиана на сегодняшний день.

    Единственное выступление Эмара на прошлой "Неделе Моцарта" с концертами Моцарта и Лигети произвело сильнейшее впечатление.

    На сей раз Эмару – специальному гостю фестиваля – были предоставлены три программы и свобода в их формировании. Одну из них Эмар открыл Двадцать третьим концертом Моцарта и продолжил Мессианом.

    Другую разделил вместе со своей студенткой Тамарой Стефанович, исполнив два концерта для двух фортепиано. Один принадлежал Моцарту, другой – Im Lichte – по заказу "Недели Моцарта" создал наш молодой современник Иоханнес Мария Штауд.

    Этот вечер, однако, был менее интересен, чем еще один, о котором Эмар рассказал: "Моей задачей стало составить программу из сочинений Моцарта и Веберна, которые, казалось бы, вообще не могут звучать рядом. И все же какие-то точки соприкосновения найти можно".

    Действительно, исполняя друг за другом фортепианные пьесы, песни и ансамблевые сочинения двух композиторов, Эмар и его коллеги добились неожиданного эффекта, заставив публику воспринимать и Моцарта, и Веберна куда более внимательно, чем если бы звучала музыка лишь одного автора.

    Эмар остался весьма доволен тем, что ему удалось сделать в статусе приглашенного артиста, а через год эту позицию займет японская пианистка Мицуко Ушида.

    Программа "Недели Моцарта 2009" будет чуть менее разнообразна, нежели на этот раз, зато четырем композиторам будет уделено особенно пристальное внимание. Помимо Моцарта и Гайдна, это наши современники Пьер Булез и Матиас Пинчер.

    Обещает собраться еще более представительная команда исполнителей: к постоянным участникам присоединятся Саймон Рэттл, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм – и сам Пьер Булез, чье выступление гарантированно станет гвоздем фестивальной программы.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •