Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
7 комментариевХранители вечных традиций
После мощного двойного аккорда, которым стали одновременные концерты двух лучших московских оркестров под управлением Владимира Юровского и Иона Марина, Москву ждет залп не меньшей силы. В последнюю декаду января один за другим следуют концерты Теодора Курентзиса, Александра Лазарева, Михаила Плетнева. Дирижеры разных поколений, с разным опытом и темпераментом, однако каждый концерт любого из них - событие, которое лучше не пропускать.
Об этих и других мероприятиях - в нашем хит-параде, где мы рассказываем обо всём самом важном за две предстоящие недели.
1. Карт-бланш для элиты
Курентзис любит красивые жесты, однако они обращены не к слушателям, а в первую очередь к музыкантам…
В Большом зале консерватории 21 января за пульт оркестра "Новая Россия" станет дирижер Теодор Курентзис.
Уже не первый год ряд ключевых событий московского музыкального сезона связан с именем Курентзиса, фаворита публики, любителя неожиданных высказываний и нестандартных программ.
Порой говорят, будто внешние эффекты для маэстро важнее музыки; нужно посетить не один концерт Теодора, чтобы убедиться в обратном. Да, Курентзис любит красивые жесты, однако они обращены не к слушателям, а в первую очередь к музыкантам; это подтвердит не один оркестрант, работавший с дирижером.
В этом сезоне маэстро осваивает новые территории: он впервые выступил на фестивале "Посвящение Олегу Кагану", встретившись на сцене с Наталией Гутман и Юрием Башметом. Наряду с другими дирижерами своего поколения, Курентзис примет участие в абонементе Национального филармонического оркестра России (НФОР) "Дирижерская элита XXI века". А Московская филармония впервые предложила Курентзису персональный абонемент из трех программ.
Цикл открылся в ноябре весьма любопытным исполнением сочинений Чайковского, где два камерных коллектива - московский и новосибирский - образовали симфонический оркестр.
В марте абонемент увенчает "Богема" Пуччини - концертные исполнения опер, осуществленные Курентзисом в последние годы, были одно успешнее другого.
А 21 января в программе Курентзиса - Первая симфония Малера и Второй концерт Рахманинова с пианистом Александром Мельниковым. Музыка обоих композиторов весьма близка темпераменту Курентзиса, а "Песнь о земле" Малера в его интерпретации запомнилась как одно из ярчайших событий прошлого сезона.
Следует отметить и особое взаимопонимание маэстро с оркестром "Новая Россия", который в альянсе с Курентзисом звучит ощутимо богаче и интереснее, чем обычно.
2-3. Бывают странные сближения
- Кристина Блаумане: «Возненавидеть музыку мне не грозит»
- Возвращение одержимых
- Автоматчики против царей
- Первопроходцы, бюрократиада и полуденная ведьма
- Больше скрипа и шума
Струнные квартеты Шостаковича в интерпретации Квартета имени Бородина были одной из самых запоминающихся страниц прошлого сезона: легендарный коллектив, существующий с 1944 года и фигурирующий в Книге рекордов Гиннесса, - один из лучших в мире исполнителей этого цикла.
Первым виолончелистом квартета был Мстислав Ростропович - вскоре его место занял Валентин Берлинский, руководивший квартетом до самого недавнего времени.
Первоначальная идея, согласно которой "Квартет должен существовать вечно", по-прежнему жива, однако в этом сезоне бородинцы выступают уже с новым виолончелистом, Владимиром Бальшиным.
Тем не менее, по случаю 83-летия Валентин Берлинский выйдет на сцену вновь; посвященный ему вечер "Жизнь в музыке" состоится 22 января в Концертном зале имени Чайковского.
В концерте примут участие друзья, коллеги и ученики легендарного музыканта: Юрий Башмет, Наталия Гутман, Святослав Мороз, Александр Рудин, коллективы "Доминант-квартет", "Романтик-квартет", Государственный струнный квартет Республики Казахстан, "Каприс-квартет".
Обычно на подобных вечерах торжественная часть отодвигает собственно музыкальную на второй план, однако это не столь важно в случае события, которое позже будет вспоминаться как историческое.
На сцене Большого зала консерватории выступает виолончелист Валентин Берлинский |
Родственная программа, хотя и куда меньшего масштаба, будет представлена в этот же вечер в Малом зале консерватории. Она посвящена памяти Федора Дружинина - выдающегося альтиста, педагога, композитора, адресата и первого исполнителя Альтовой сонаты Шостаковича, последнего сочинения гения.
В течение многих лет Дружинин работал в Квартете имени Бетховена - еще одном легендарном ансамбле, впервые представившем публике все квартеты Шостаковича, за исключением первого и последнего.
В этом коллективе Дружинин выполнял ту же роль, что и Берлинский среди бородинцев: заменив в квартете Бетховена своего учителя Вадима Борисовского, Дружинин на долгие годы стал хранителем традиций квартета, которые передавал музыкантам следующего поколения, постепенно вливавшимся в ансамбль.
Минувшим летом Дружинина не стало. В его память 22 января будет звучать альтовая музыка в исполнении Юрия Башмета, Александра Бобровского, Юрия Тканова, Романа Балашова, Виталия Астахова, Александра Акимова, Сергея Полтавского, Григория Чекмарёва.
В программе вечера следует отметить Чакону Баха в обработке для четырех альтов, пять альтовых дуэтов Бартока, а также Дуэт для двух альтов самого Дружинина.
4-5. От Рима до Валгаллы
В Большом зале консерватории 30 января продолжается абонемент Московской филармонии "Дирижерский карт-бланш".
В рамках этого цикла маэстро, выступающие с НФОР, сами предлагают сочинения, которые им было бы интересно исполнить перед столичной публикой. Самым радикальным оказался первый концерт, где Джеймс Конлон обрушил на посетителей БЗК "Америки" Эдгара Вареза.
Программу Иона Марина, представившего две симфонии Брамса и Берлиоза, напротив, можно назвать вызывающе традиционной. Третьим дирижером, которому предоставлен карт-бланш, станет Александр Лазарев.
Выдающийся мастер с мировым именем, Лазарев более двадцати лет отдал Большому театру. Расставшись с ним в 1995 году, Лазарев впервые выступил в Москве лишь шесть лет спустя.
Следом были еще три концерта, - также с большими перерывами - каждый из которых производил огромное впечатление и абсолютно по-новому представлял даже хорошо известную музыку.
В прошлом сезоне Лазарев впервые в Москве провел персональный абонемент, каждую из программ которого предварял вступительным словом; вероятно, и на этот раз маэстро расскажет немало интересного, иллюстрируя свое повествование музыкальными примерами. 30 января прозвучат "Римские праздненства" Респиги и Третья симфония Рахманинова.
Первую московскую программу после шестилетнего перерыва Лазарев представил вместе с Российским национальным оркестром (РНО) в 2001 году, с ним же двумя годами позже исполнил "Симфонические танцы" Рахманинова - это был один из лучших концертов последних лет.
Ровно через день после выступления Лазарева можно будет услышать и РНО - 31 января в Концертном зале имени Чайковского.
Под управлением своего основателя и художественного руководителя Михаила Плетнева оркестр сыграет симфонические фрагменты из опер Вагнера: прозвучат увертюры к "Риенци" и "Тангейзеру", "Вход богов в Валгаллу" из "Золота Рейна", "Заклинание огня" из "Валькирии", "Шум леса" из "Зигфрида" и другие страницы вагнеровской музыки.
В истории РНО это второй концерт целиком из сочинений Вагнера: первый состоялся в 2002 году под управлением легендарного Евгения Светланова.