Взгляд
1 июля, пятница  |  Последнее обновление — 13:23  |  vz.ru
Разделы

Военная математика на стороне России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В разгар Первой мировой британский математик Фредерик Ланчестер разработал систему уравнений для определения исхода боя двух сражающихся сторон. Эта методика многократно проверена в буквальном смысле в бою. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Когда настанет время для переговоров с Украиной

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Может сложиться парадоксальная ситуация, когда Россия будет в состоянии сделать украинскому государству более выгодное предложение, чем те страны, которые назвались его «союзниками». Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

У конкурентов России нет шансов

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Можно прожить без зеленой, ровно нарезанной бумаги ФРС США. Можно прожить даже без макбука, айфона и выхода в интернет. Но без хлеба, воды и уютно потрескивающих дров в чугунной печке не прожить даже в Букингемском дворце и в Белом доме. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минобороны заявило о больших потерях ВСУ в районе Лисичанска

    Главная тема


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    национальные интересы


    Эксперты объяснили указ Путина передать «Сахалин-2» российскому оператору

    территориальный фактор


    В России оценили три варианта Киссинджера завершения спецоперации на Украине

    опыт спецоперации


    В России разработан новый бронеавтомобиль «Ахмат»

    Видео

    «борьба за выживание»


    Финляндия стонет без российских туристов

    угроза бюджету


    Рубль попал в уникальные обстоятельства

    антироссийские меры


    Чем блокада Шпицбергена отличается от блокады Калининграда

    «Большая семерка»


    Британия хочет занять место США в роли главного врага России

    предельная цена


    Почему Запад бессилен отсечь российские нефтяные доходы

    Образ будущего


    Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

    Политэкология


    Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

    Верх абсурда


    Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

    на ваш взгляд


    Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

    Музыка во льду

    Дирижер Риккардо Мути и Национальный оркестр Франции
       5 июня 2007, 19:51
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Дмитрий Бавильский

    Официальную программу фестиваля открыл концерт Национального оркестра Франции. Дирижер Риккардо Мути представил монопрограмму, посвященную музыке Франца Шуберта. Следом выступил Уральский академический филармонический оркестр, исполнивший под руководством Дмитрия Лисса две симфонии Николая Мясковского.

    Шуберт на воде

    Странное решение – проводить фестиваль в Колонном зале Дома союзов, с неизбывной памятью о люстрах, затянутых в черный тюль, и о телевизионных трансляциях. Тем более что всю сцену, на которой выступал Национальный оркестр Франции, украсили большим количеством белых цветов, из-за чего концерт походил на номенклатурные похороны.

    Симфонии Мясковского – «интеллектуальные драмы», воспринимаемые прежде всего умом

    С торжественным обрядом концерт сближала и музыка Шуберта, похожая на инкрустированную шкатулку. Начинали с увертюры к пьесе «Розамунда», которая достаточно на слуху и оттого откликается; затем сразу же – Восьмую, «Неоконченную», где трагические бравурные вставки нарушают атмосферу галантного празднества, проносящегося мимо. Словно бы ты стоишь на берегу, а мимо проплывает «Титаник» и на его корме толпы беспечно веселящихся людей в белых костюмах и белых платьях.

    Все эмоции Французский национальный выложил в первом отделении, из-за чего четырехчастная Большая (№ 9) звучала после перерыва ровно и отстраненно. То есть, конечно, звучание прозрачное и струящееся, мерцающее, с нарочитыми паузами, испытание которыми зал выдерживает с чувством собственного достоинства, несмотря на мобильные телефоны, которые пару раз вклинивались…

    Сотворение мира

    Две симфонии Николая Мясковского, исполненные Уральским академическим филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Лисса, вышли прямой противоположностью предыдущему концерту.

    У французских музыкантов программа состояла из знакомых, заезженных, даже романтических опусов, уральцы же привезли уникального, редкостного Мясковского. На первом концерте царили прозрачность и ясность, здесь же – густое, пастозное марево, в недрах которого рождались, зарождались новые миры.

    Симфонии Мясковского – опусы 20-х годов ХХ века со всей свойственной этому времени проблематикой переустройства вселенной. Драматургически обе они построены примерно одинаково: в толще неустойчивых и постоянно скользящих, как по скошенному льду, обрывков то там, то здесь возникают проблески света с какой-нибудь русской народной песенкой.

    Песенка возникнет на пару тактов, чтобы вновь исчезнуть, раствориться в осколках дробных кубофутуристических складок. Музыкальная реальность расслаивается на не связанные между собой слюдяные пластинки, которые мгновенно испаряются, стоит только оркестру заиграть в унисон.

    В Десятой симфонии фольклорная тема в стиле «Руси уходящей» оказывается едва намеченной, слишком уж силен пафос преобразования мира, слишком мощны тектонические сдвиги, сподвигшие страну к изменениям. Лейтмотив захлебывается и буквально тонет в массивной все обрамляющей космогонии, которая неожиданно обрывается.

    В Шестой симфонии космогония эта уже ничем не сдерживаемого полета выливается в значительный римско-корсаковский орнаментально расшитый кусок, заканчивающийся участием камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина.

    Симфонии Мясковского – «интеллектуальные драмы», воспринимаемые прежде всего умом. Несмотря на предельность эмоциональных состояний, блюдо это оказывается столь неожиданным, что требует внимательного и аккуратного вслушивания. И здесь решающей оказывается убедительность исполнителей.

    На концерте Мясковского я не отвлекался от работы оркестра ни на мгновение – на моих глазах разыгрывалась сложная, составленная из многочисленных подробностей шахматная партия. Это очень важный момент – когда увлеченность, даже одержимость исполнением (ее не подделать) помогает слушателю принимать раритетные, редко исполняемые опусы.

    Их внутреннее устройство необычайно подвижно – мелодии и лейтмотивы словно бы не закреплены в пазах и скользят (или плывут), наплывая друг на друга. Очень, между прочим, похоже на Шостаковича. По быстроте смены «картинки» и способам «склейки» периодов. По чередованию быстрых и плавных сцен. По сшибке внутренних (да и внешних) ритмов. По возникновению внезапных пауз. По каскаду ложных финалов. Однако же Шостакович укоренен в музыке ХХ века – его трагедии дисгармоничны, душевный разлад накладывается здесь на музыкальные диссонансы и сломы; интеллектуальные переживания Мясковского не лишены формального комфорта и привлекательности. Его музыка весьма гармонична и, несмотря на многочисленные противоречия, воспринимается легко, без усилия.

    Особенно со второй части достаточно протяженной Десятой, когда чуткий Уральский академический оркестр наращивает нерв и драйв. Масштабность музыки оказывается адекватной мужественному, крупноформатному исполнению. Уральцы выступили как истинные просветители, показав уникальную монопрограмму, значение и смысл которой трудно будет преодолеть другим участникам.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •