Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
6 марта 2007, 17:05 • Культура

В поисках Юрятина

В поисках Юрятина
@ Сергей Спешилов

Tекст: Дмитрий Бавильский

Пермские литературоведы Марина и Володя Абашевы затеяли международную литературоведческую конференцию вот уже в третий раз. От прочих подобных мероприятий это отличается приглашением «слонов», то есть писателей и критиков, живых объектов изучения. Выходит очень живо и неформально – три насыщенных дня наукообразные доклады соседствуют с литературными чтениями и перформансами, практикой.

Несколько лет назад Абашевы, организовавшие в Перми культурный фонд «Юрятин», получили за него «Малого Букера». Подвижническая деятельность их феноменальна: за какие-то полтора десятка лет на культурной карте страны возник новый город – Юрятин.

Если кто не помнит, так называется город, описанный в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Прототипом которого (теперь это точно установили ученые) является Пермь.

Десятки мероприятий и изданий, исследований и литературных гастролей позволили создать в «провинциальном городе, похожем на Пермь» (так Чехов в письме характеризовал место действия пьесы «Три сестры») тонкий, но крайне насыщенный смыслами культурный слой.

И если сестры Прозоровы всю жизнь стремились «в Москву! В Москву!», то ныне декан филфака местного педуниверситета Марина Абашева (Володя профессорствует в госунивере) созывает гостей со всех городов и весей в Пермь. Для того чтобы обсудить текущий литературный момент.

Педагогический университет стоит напротив дома Дягилева, увешанного мемориальными досками. Причем самому Дягилеву посвящена одна доска, две другие – советской художнице и Герою Советского Союза. В таком смешении эпох и стилей видится особый пермский стиль, перетасовавший в странном порядке реалии губернского центра, советского областного центра и постсоветской вольницы, переполненной новостроями.

К вопросу о литературной моде

За какие-то полтора десятка лет на культурной карте страны возник новый город – Юрятин

Доклады, посвященные изучению литературы и преподаванию современной словесности в школах и вузах, можно условно разделить на две категории.

Во-первых, традиционное комментаторство на традиционные темы с точки зрения традиционных литературных ценностей, когда с завидным постоянством исследовались различные аспекты творчества наивреднейших писателей типа Маканина или Петрушевской.

Оно и понятно – творчество означенных «святых» может интересовать только людей глубоко литературно испорченных, порочных – преподавателей современной русской литературы, ибо в здравой памяти подвергать себя самоистязаниям могут лишь отдельные и особенные люди. Уж если высокопросвещенная редакция журнала «Знамя» пыталась опубликовать первый (и, надеюсь, последний) роман Петрушевской, ничего в нем не понимая (то есть роман ставили в журнал, как на круглом столе, посвященном судьбам постмодернизма, призналась Наталья Иванова, вслепую), то что же взять с нормальных людей?!

Во-вторых… Самые интересные и живые выступления оказались посвящены коммерческой литературе, поп-культуре, трешу и литературной моде. Механизм раскрутки и позиционирования нынешних бестселлеров вскрывала Мария Черняк, исследовательница из Санкт-Петербурга («Новые литературные стратегии: массовая литература в 2006 году»). С пылу с жару на примере «Духless» Сергея Минаева. Оказывается, его первую книгу теперь, всего год спустя, проходят в университетах!

Не менее темпераментный ученый из Екатеринбурга Марина Литовская построила свой доклад («Феномен моды в современном литературном процессе») в том числе на примере творчества Людмилы Улицкой. Кстати, книгам Улицкой посвятили сразу несколько сообщений и на пленарных заседаниях (одновременно работало сразу несколько автономных секций, посвященных современной прозе, поэзии и драматургии).

Татьяна Маркова из Челябинска анализировала концепцию человека и формы его изображения в литературе конца века, а критик журнала «Континент» (Москва) назвал свой доклад, посвященный текущей романистике, «Большая форма и большой смысл». Известные критики и литературоведы Юрий Орлицкий (Москва) и Леонид Быков (Екатеринбург) ответствовали о положении дел в современной поэзии.

Теория и практика

Пермские литературоведы Марина и Володя Абашевы
Пермские литературоведы Марина и Володя Абашевы
Несмотря на некое наукообразие, речь в докладах и сообщениях на пленарных заседаниях и круглых столах идет о самом животрепещущем – как нам (литераторам, литературе) жить (выживать) дальше.

Кажется, самыми интересными получились именно круглые столы, для участия в одном из которых («Постмодернизм устал?») нас и позвали. Разговор получился интересным, несмотря на стремление модератора (Н. Иванова) выхолостить суть диалога, утопив его в ритуальных заклинаниях. В круглом столе, посвященном современной драматургии, принимал участие Борис Мильграм, худрук Пермского драматического, недавно поставивший мюзикл по все тому же «Доктору Живаго». Его афишами заклеена мартовская Пермь.

Кроме теории, на международной конференции, разумеется, озаботились и практикой. В Пушкинской библиотеке, где Юрий Живаго впервые увидел Лару, прошли чтения романиста Анатолия Королева, объявившего, что мы – последнее поколение, которое умрет своей смертью (нанотехнологии обрекают наших потомков на бессмертие), и Алексея Иванова, знающего буквально все про «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Иванов прочитал главу из еще не законченного романа «Блуда и МУДО», а столичные интеллектуалы Данила Давыдов и Дарья Суховей приняли участие в совместных поэтических чтениях, организованных Юрием Орлицким.

..............