Взгляд
2 июля, суббота  |  Последнее обновление — 01:11  |  vz.ru
Разделы

Железный занавес ударит по Европе больше, чем по России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Евросоюз принял решение отгородиться от России – экономически, политически и даже культурно. Но вопрос в том, кому от этого хуже. Есть подозрение, что не России. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Военная математика на стороне России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В разгар Первой мировой британский математик Фредерик Ланчестер разработал систему уравнений для определения исхода боя двух сражающихся сторон. Эта методика многократно проверена в буквальном смысле в бою. Подробности...
Обсуждение: 61 комментарий

Когда настанет время для переговоров с Украиной

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Может сложиться парадоксальная ситуация, когда Россия будет в состоянии сделать украинскому государству более выгодное предложение, чем те страны, которые назвались его «союзниками». Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Минобороны заявили о подготовке провокации ВСУ с применением кассетных боеприпасов

    Главная тема


    Разрыв отношений России с Болгарией почти неминуем

    «новые успехи»


    Эрдоган решил сделать турецкую армию сильнейшей в мире

    неонацистский батальон


    Дело членов плененной на «Азовстали» группировки «Медведи SS» готово к отправке в суд

    «Филадельфия Флайерс»


    СМИ: Вратаря сборной России по хоккею задержали за уклонение от армии

    Видео

    «редкая порода»


    Командовать войсками НАТО в Европе выбран знаток червяков и России

    распад страны


    Шотландия огорчит врагов Великобритании

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    Углеводородная война


    Глеб Простаков: Газ наконец стал геополитическим оружием России

    Призрачный мир


    Игорь Караулов: Когда настанет время для переговоров с Украиной

    Война уравнений


    Владимир Прохватилов: Военная математика на стороне России

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Свободно семплирующее поколение

    Фрагмент обложки книги А. Чернина «Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим»
       27 февраля 2007, 12:01
    Текст: Екатерина Нистратова

    Подозрительно, потому что по неписаному правилу, как только появляются люди, желающие письменно поведать о некоем явлении, само явление можно считать исчезнувшим. Газетная статья восхищает приобщением своего предмета к истории, поскольку она его не уничтожает. Книга же умертвляет живое событие с необратимостью гильотины. Или наоборот – она появляется лишь постольку, поскольку оно умерло.

    В этом обзоре три сборника: А. Чернин «Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим» («Амфора»), И. Стогоff «4етвертая волна» («Амфора») и А. Горохов «Дыра, прикрытая глянцем» («Ад Маргинем»).

    Легендарная эпоха завершилась

    Принципы для них – всего лишь правила игры, поведенческая модель, которая хороша для офиса, но не годится для дома или клуба

    В том, что русского рока больше нет, меня убеждают не злорадные вопли его противников – вопли были всегда, и им еще не удалось никого и ничего уничтожить. Меня убеждает в этом вал роковых «историй» и «житий», как правило, восторженных и сулящих ему долгую жизнь. Книга Ботаника Чернина – внушительный том в 600 с лишним страниц – по моим ощущениям, стала последней каплей.

    Книга появилась в серии «Стогоff project», которая анонсирована как «первая в России книжная серия, рассказывающая о том, что происходит прямо сейчас». Имеется в виду – в музыке. Выходит, что «прямо сейчас» пишется летопись русского рока, фиксирующая его исход.

    Собственно говоря, книга и сделана на основе программы «Летопись», выходившей на «Нашем радио» в 2003–2005 годах. Каждая передача посвящалась истории создания какого-нибудь легендарного альбома. В соответствии с концепцией «Нашего радио» («все лучшее в нашей музыке сегодня») в книгу (как и в передачу) вошли материалы о группах «Мумий Тролль», «Сплин», «Ленинград» и др., позиционируемых как «новый русский рок-н-ролл». Что весьма спорно.

    По мнению А. Горохова, гитарный рок исчез примерно к 1995 году, поскольку он «перестал быть естественным способом самовыражения не приклеившегося к социуму молодого человека».

    Он исчез, потому что исчерпала себя питавшая его оппозиция, фундаментальный конфликт, порожденный стремлением общества вмешиваться в процесс самоопределения личности. Личность, между прочим, получила нынче невиданную степень свободы.

    «Новая альтернатива»

    Обложка книги И. Стогоffа «4етвертая волна»
    Обложка книги И. Стогоffа «4етвертая волна»
    Иначе – «новая волна». Так – условно, потому что настоящего названия еще не придумано, – именуется направление, представленное тремя-четырьмя отечественными группами, одна из которых, «Психея», стала объектом внимания Ильи Стогоffа. Чувство стиля у него безупречно: новое, с шершавинкой и скрипом, явление можно рассматривать только в шершаво-репортерском жанре, что он и делает.

    Сорокалетний Стогоff, недобро поминая свой возраст, кается в не-до-конца-понимании этих новых подростков в чистеньком камуфляже, спешащих извиниться, если в клубном столпотворении случайно вас задели. Действительно, в наше (роковое!) время – сразу бы в морду, и дело с концом!

    История «Психеи» у Стогоffа перемежается с собственной историей увольнения с телевидения. В конце наступает развязка: Кита, компьютерщик группы, во время выступления в Ледовом дворце раздолбал об угол сцены монитор, а Стогоff поставил в эфир главный хит группы «Убей мента!». И хотя хит в эфир не попал, а осколки монитора никого не убили, «Психея» лишилась больших площадок, а автор – места ведущего телешоу. «Потому что свобода – это делать то, что ты хочешь…» И еще: «…чтобы почувствовать, что эта жизнь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО принадлежит тебе, ее, эту жизнь, нужно собственными руками сломать».

    И все-таки настоящего приобщения к новой культуре, несмотря на кипучее презрение к русскому року, у автора не происходит. Неважно, чему ты отдаешь предпочтение – року или «Пепси», главное, что это становится твоей позицией.

    Русский рок – это позиция андеграундной отвязанности, подпольного личностного самоопределения, асоциальной внутренней свободы, противопоставленной (что в принципе парадоксально, но сработало) позиции истеблишмента, официальной культуры.

    В России она связывалась с социалистической идеологией и запретами, на Западе – с потребительством, раскруткой брендов и телевидением. Но корень был один – официальная культура навязывалась как безальтернативная.

    Стогоff – наш человек, потому что не представляет себе жизни без жизненной позиции, без протеста и противостояния. А новые молодые – они представляют!

    Они появились в результате роста цивилизованной толерантности в государственной политике по отношению к частной, приватной жизни своих подданных. Поэтому принципы для них – всего лишь правила игры, поведенческая модель, которая хороша для офиса, но не годится для дома или клуба. Они легко и без напряжения поделили жизнь на офисную и личную – и получили свободу. Без какого бы то ни было конфликта с обществом.

    Музыки больше нет

    Обложка книги А. Горохова «Дыра, прикрытая глянцем»
    Обложка книги А. Горохова «Дыра, прикрытая глянцем»
    По загадочному для историков закону параллелизма вроде бы не связанных явлений именно в это время наступает эпоха музыкальных компьютерных программ. Компьютер становится общедоступной семплирующей машиной. Музыкальный журналист Андрей Горохов, известный у нас и большей частью в Германии, где он проживает, своей непримиримостью к электронной музыке, рассматривает последствия компьютеризации музыки как тотальный кризис.

    Кризис проявляется во всех областях: в звукоиндустрии, музжурналистике, мейнстриме и электронике. В четырех статьях, вошедших в книгу, Горохов разносит в пух и прах современный музыкальный процесс. Написано горячо, толково и убийственно точно, цитировать можно абзацами. Основная мысль: в музыке начиная с 90-х не появляется ничего нового благодаря, с одной стороны, идиотической и изжившей себя политике производящих концернов, а с другой – из-за легкости производства самой электронной музыки. В самом деле, на отрывая задницы от собственного стула, любой мало-мальски продвинутый юзер может писать музыку, пользуясь богатым музархивом прошедших лет, заботливо сохраненным в MP3-формате. На смену музыкантам пришли сонграйтеры, и их – как грязи.

    Поскольку любая семплирующая программа ограничивает пользователя не только своими возможностями, но и способами их актуализации, музыкант не может добиться никакого оригинального звучания. Вывод, к которому Горохов обречен прийти, вполне предсказуем: настоящая инструментальная музыка по определению богаче звуком и его интерпретациями, чем электронная. Выхода из кризиса он, стало быть, не видит.

    Я тоже. Потому что это беда не музыки – это беда поколения. Или, может, не беда, а особенность? Поколение Стогоffа, Горохова и мое, сознательно или нет, за словами «быть самим собой», «найти себя» видит результат – некое произведение, гарантирующее эстетическую завершенность жизни в искусстве. И этот результат должен быть непременно высококачественным и первопроходческим вплоть до элитарности. На меньшее мы не согласны.

    Новое поколение видит здесь процесс – бесконечную возможность самовоплощения, чья результативность обеспечена максимой, что каждый человек по-своему уникален. Поэтому результаты, представляющиеся нам промежуточными, сырыми или вторичными, заслуживают внимания a priori. Интернет доказал, что каждый может стать писателем; семплирующие программы – что каждый может стать музыкантом.

    Мы, конечно, оставим за собой право плеваться, но что-то ведь из этого выйдет? Когда дети подрастут.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •