Андрей Быстрицкий Андрей Быстрицкий Переформатирование мира требует времени

Мы живем на планете с невероятной коммуникационной связанностью, фантастически быстро развивающимися технологиями и прочими чудесами современного мира. Все это требует нового мироустройства.

0 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Начнет ли Трамп Третью мировую в Иране

Возможны действительно тектонические изменения в большой политике так называемого Запада, который начнет распадаться на традиционную Европу и ту глобалистскую помойку, в которую ее превращали последние лет тридцать.

5 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Грузии предстоят самые важные выборы

Победа здравых сил в Грузии – условие необходимое, но пока недостаточное для формирования общей созидательной повестки в отношениях Москвы и Тбилиси. Но это будет шагом в правильном направлении.

2 комментария
30 декабря 2007, 09:32 • Культура

Просто вместе

Просто вместе
@ stanislavskymusic.ru

Tекст: Алиса Никольская

Жизнь музыкального театра в столице выглядит довольно стабильно из года в год. Коллективов сравнительно немного, и каждый из них старается проявить себя: за счет ли неожиданно выбранного материала для постановки или интересного имени, привлеченного к работе. Удачи, конечно, случаются не всегда, но впечатляющие работы неизменно есть. Ниже – перечень основных событий уходящего года в области музыкального театра.

Лучший спектакль (опера)

Опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по либретто Мориса Метерлинка – совместная работа Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Чеховского фестиваля.

Для постановки был приглашен один из основных европейских режиссеров среднего поколения Оливье Пи, привлекший к работе свою творческую команду – дирижера, художника, нескольких солистов.

Получился хрустально-прозрачный, дышащий, аккуратный и предельно насыщенный чувствами и страстями спектакль. Рассказывающий не только о любви, но и об эгоизме человеческом, способном разрушить любое волшебство.

Лучший спектакль (балет)

Без «Геликона» просто невозможно представить себе наш город. Такого мнения, как оказалось, придерживаются и городские власти…

В середине года Большой театр выпустил настоящий балетный блокбастер. «Корсар» на музыку Адольфа Адана, романтическая история морского разбойника Конрада, его друзей и врагов, и красавицы Медоры, проданной в гарем и освобожденной возлюбленным, впечатляет внешней пышностью и разнообразием танцев.

В «Корсаре» с самой выгодной стороны показались практически все лучшие артисты Большого. А иные сцены, включая финальное кораблекрушение, сделаны с размахом и насыщенностью, давно не виденной в балете.

Лучший спектакль (современный танец)

Нынешний фестиваль ЦЕХ открылся премьерой одного из лучших столичных коллективов современного танца «П.О.В.С.Танцы».

Новая работа Александры Конниковой и Альберта Альберта носит название «Оуэн и Мзи» и, согласно аннотации, рассказывает о дружбе бегемота и черепахи.

Однако «П.О.В.С.Танцы» менее всего вдаются в быт и конкретику. Их сочинение – о том таинстве, что сокрыто между двоими. Два нежных, хрупких существа проходят через все стадии познания друг друга, и им не помеха шум, сумбур и агрессия окружающего мира.

Лучшая работа на стыке жанров

По этой части пока нет равных у Владимира Панкова. Режиссер и композитор, он создал жанр «СаунДрама» (и одноименный коллектив), в основе которого – прочтение сюжета через музыку, звучание, когда слова становятся не смысловым, но музыкальным носителем.

На протяжении года довелось видеть, как успешно и разнообразно жанр развивается. Панков выпустил две крупные работы: «Гоголь. Вечера», первую часть четырехчастной композиции по произведениям классика, и «Молодец» по мотивам поэмы Цветаевой.

Оба сумрачны – но не тяжелы, томительны – и увлекательны. Артисты Панкова поют и танцуют – как живут, отчаянно, задыхаясь, выворачивая душу наизнанку.

Оттого спектакли его подкупают не только тончайшим образом выстроенной формой, но и бесконечной искренностью.

Самый значимый дебют

В Большом театре уже несколько сезонов практикуют приглашение на постановку крупнейших режиссеров, никогда не работавших в опере. Наиболее серьезным примером такого рода стала работа киноклассика-интеллектуала Александра Сокурова.

Его «Борис Годунов» отчасти напоминает кино: он нетороплив, сосредоточен, мрачен и глубок по сути. Традиционен, но нисколько не скучен.

История о сильных людях, полностью вкладывающихся в решение серьезных вопросов и при этом пытающихся сохранить человеческие черты, сегодня особенно актуальна.

Самое любопытное приобретение

В нынешнем сезоне «Евгений Онегин» в Большом театре обрел нового заглавного исполнителя. В партии разочарованного романтика выступил Алеш Енис, тридцатилетний красавец-словак.

Неоднократно выступавший в роли Онегина в других постановках, певец признает важность дебюта на главной российской оперной сцене. Нет сомнений, что Енис привнесет в страстный, насыщенный эмоциями спектакль дополнительные чувственные краски.

«Онегин – человек, который привык побеждать», говорит Алеш Енис о своем герое. Что звучит и как хорошее творческое кредо для самого певца.

Юбилей года

В уходящем году исполнилось пять лет Центру Оперного пения Галины Вишневской. За это время Центр зарекомендовал себя одним из самых интересных музыкальных театров Москвы.

Здесь ставят спектакли Дмитрий Бертман и Иван Поповски, проводятся тематические концерты и гастроли. В Центре ведется двухгодичное обучение молодых певцов, и в том, что за последние годы в Москве появилось больше ярких имен, заслуга Центра.

Потеря года

Не стало величайшего музыканта Мстислава Ростроповича. В марте уходящего года ему исполнилось восемьдесят лет, а в апреле он оставил этот мир.

Самый знаменитый в мире виолончелист, он всегда был почитаем русской публикой, однако изрядную жизни провел вне страны, в которой родился. Ростропович дружил со многими известными композиторами, они сочиняли произведения специально для него.

Дирижер, педагог, активный человек, он, несмотря на болезнь последних лет, держал себя в форме. Без него музыкальное пространство изрядно опустело.

Недоумение года

Как известно, сегодня помимо стационарных театров появляется все больше независимых коллективов, позволяющих себе разные эксперименты или просто создающие интересные спектакли.

Однако странно, что среди таких образований совсем нет музыкальных. Несмотря на то, что ежегодно московские вузы выпускают талантливых режиссеров, певцов, танцовщиков, продюсеров, никто из них не берется за новые начинания.

Эта инертность заставляет насторожиться.

Самый московский театр

Несмотря на более чем активную гастрольную деятельность, театр «Геликон-опера» - важнейшая составляющая музыкальной жизни Москвы.

Без «Геликона» просто невозможно представить себе наш город. Такого мнения, как оказалось, придерживаются и городские власти. Неспроста в уходящем году худрук «Геликона» Дмитрий Бертман получил премию Мэрии Москвы в номинации «Музыкальное искусство». Да и в целом год для «Геликона» оказался богат на события, звания и праздники.

И на премьеры, конечно.

..............