Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
24 августа 2006, 14:10 • Культура

И еще немного о вреде курения

Кинопремьера: недетский мультфильм Спилберга

И еще немного о вреде курения

Tекст: Александр Фолин

М. Найт Шьямалан – несмотря на все претензии к «Неуязвимому», «Знакам» и «Таинственному лесу», это имя продолжает привлекать зрителей и приносить деньги. Или все-таки стоит употребить прошедшее время? Ибо нет сомнений, что «Девушке из воды» не только не удастся приблизиться к прокатному успеху предыдущих работ режиссера, но и вообще окупиться. И это тот случай, когда провал не удастся свалить на маркетинговые просчеты. Тут надо копать глубже.

При ближайшем рассмотрении фильм выглядит просто смешно. И вовсе не потому, что в нем имеются хорошо прописанные гэги. «Девушка из воды» настолько малопривлекательна, что непонятно, как на нее вообще кто-то польстился и дал денег. Ведь ее главная проблема – сценарий.

«Девушка из воды»

Кадр из фильма «Девушка из воды»
Кадр из фильма «Девушка из воды»
По легенде сценарий фильма основан на сказке, которую придумал Шьямалан, чтобы рассказывать своим детям перед сном. Если это правда, хочется посочувствовать детям режиссера, а ему посоветовать не мучить своих детей историями, родившимися под воздействием наркотических средств. Бредовые идеи часто порождают интерес к месту проживания поставщика столь забористой зелени, но в данном случае это уже не шутка, а данность. Крайне сомнительно, что кто-то мог сочинить такое на трезвую голову.

К сожалению, поверхностный пересказ фабулы ничего толком не показывает. Наоборот, интригует. Судите сами. Управляющий кондоминиума, носящий странное имя Кливленд Хип, как-то вечером, обходя территорию дома, обнаружил в бассейне рыжеволосую девушку. Позже выяснилось, что девушка, назвавшаяся Стори, на самом деле – нарфа, то есть океанская нимфа. Сведения о нарфах Кливленд почерпнул из древнекитайской сказки, которую порционно выдавала ему через дочь старая китаянка. Ему удалось выяснить, что нарфы никогда не показываются перед людьми просто так. Что их явление всегда имеет под собой выполнение некой миссии. И Кливленду ничего не остается, как помогать Стори.

Я бы такое хотел посмотреть. Особенно зная, что за камерой стоял сам Кристофер Дойл, один из лучших операторов современности, человек, которому Вонг Кар Вай обязан изумительной картинкой всех своих лучших работ. Но беда сценария не в фабуле, а в деталях. Чем больше история обрастает ими, тем больше кажется плодом прогрессирующей шизофрении. Что же до извечного шьямалановского душеспасительного пафоса, то на фоне остального он раздражает как никогда. Как можно разговаривать о серьезных материях, когда тут какие-то Тортузики на деревьях сидят? Кстати, стоит быть готовым к тому, что при каждом упоминании этих тварей зал будет разражаться неуместным гоготом.

Единственный бесспорно удачный персонаж – это суровый очкастый кинокритик, которого сыграл Боб Балабан. Его рассуждения о кино могли бы стать хорошей закваской для отдельной ленты. Жаль спин-оффа ждать не приходится…

Подводя итог, хочется отметить, что Шьямалану сценарии всегда давались лучше, чем постановка. Ибо сценарист он неплохой, а режиссер посредственный. В «Девушке из воды» чаша весов поколебалась. Какой бы сырой не была режиссура фильма, сценарий получился еще хуже. И это настолько очевидно, что есть серьезные основания полагать, что у Найта могут возникнуть серьезные проблемы со следующим проектом. Лично я бы ему денег не дал.

«Дом-монстр»

Кадр из фильма «Дом-монстр»
Кадр из фильма «Дом-монстр»
Жутковатый старикашка Небберкрекер наводит ужас на всю округу. Стоит кому-то ступить на его газон – жди беды. Если же на его территорию попадет какая-то вещь, пиши пропало. И вот однажды Небберкрекера хватил удар, и его на «скорой» увезли в больницу. Сосед старика, любопытный мальчишка ДиДжей, давно наблюдавший за ним через подзорную трубу, решил, что можно наконец вздохнуть свободно. Но он тут же получает возможность убедиться, что все только начинается, потому что дом Небберкрекера… ожил!

Вроде бы все указывает на то, что перед нами очередной детский мультфильм. Главные герои – ДиДжей, его друг Чаудер и примкнувшая к ним бойкая девчушка Дженни. В США «Дом-монстр» вышел без возрастных ограничений. Здесь действительно нет ни насилия, ни секса, ни сквернословия, но это все равно совсем не детский мультфильм. Ничего страшного, если его увидят дети, не случится, они просто части фраз и мотивов не поймут.

Любопытно, что продюсировали «Дом-монстр» Стивен Спилберг и Роберт Земекис. Знаковые личности, большие дети, многие годы делающие кино для подростков. А в общем – для себя. Их новая работа заметно уступает по визуальному ряду творениям Pixar, но в ней не так важна техническая составляющая. Это своего рода экранизация городской легенды, еще одно подтверждение тому, что удивительное рядом – стоит перейти через улицу.

«Такешиз»

Кадр из фильма «Такешиз»
Кадр из фильма «Такешиз»
Сюжет фильма с трудом поддается пересказу. В его центре – два человека с одинаково неподвижным перекошенным лицом Такеши Китано. Один брюнет, второй пергидролевый блондин. Первый – мегазвезда Бит Такеши, за которым всегда следует толпа почитателей и журналистов. Второй – неудачник Китано, проваливающий пробы и вынужденный работать кассиром, чтобы свести концы с концами. И вот однажды Бит Такеши случайно сталкивается с Китано и дает замершему в немом почтении коллеге автограф…

Чтобы снимать кино о себе с собой в главной роли или даже главных ролях, как в данном случае, надо достичь уровня Феллини. Или быть нахалом вроде Говарда Стерна, сыгравшего себя в собственной биографии «Части тела». Такеши Китано определенно ближе к первому. Это очевидно и по самому фильму, который можно расценивать как насмешку над самим собой. Кажется, он даже не делал попытки рассмешить зрителей и вообще хотя бы увлечь. Словно он делал фильм исключительно для себя.

«Такешиз» очень похож на эмоциональный выплеск, попытку разобраться в себе, публичную психотерапию. Такеши Китано – человек, живущий словно чужой жизнью. Ему претит вся та звездная мишура, которая неотступно следует за ним. Но он ничего не может с этим поделать. Этот фильм ясно дает понять, как сильно он хочет хотя бы недолго побыть безвестным Китано, повесив на крючок роскошный костюм от Йодзи Ямамото.

«Девушка из воды» (Lady in the Water)
Звезды – Пол Джиаматти, Брайс Даллас Ховард
Жанр – сказка
Про что – про одинокого управляющего домом, который обнаружил в бассейне рыжеволосую девушку, оказавшуюся океанской нимфой.

«Дом-монстр» (Monster House)
Жанр – анимация
Про что – про двух друзей, которые узнали, что старый дом Небберкрекера ожил и пожирает всех, кто к нему приближается.

«Такешиз» (Takeshis’)
Звезды – Такеши Китано
Жанр – трагикомедия
Про что – про мегазвезду Бита Такеши и актера-неудачника Китано, выкрашенного в блондина.

..............