Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
17 августа 2006, 20:02 • Культура

System overload

Кинопремьеры недели: Жуткий «Пульс» и «Гарфилд-2»

System overload
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Оглядываясь на творчество Уэса Крейвена, нетрудно заметить, что наиболее успешные его фильмы строились на сочетании ксенофобии и реалистичности. «Кошмар на улице Вязов» потому и стал культовым, что страшные сны снятся всем и ужасала уже сама мысль о том, что Фредди Крюгер проберется и в твои сны. В «Пульсе» он ухватился за идею японца Кийоси Курасавы о том, что призраки могут пробраться в наш мир через Сеть.

Правда, ставить римейк японского фильма ужасов 2001 года Крейвен так и не решился, и братья Вайнштейны передали проект дебютанту в большом кино Джиму Сонзеро. Так или иначе, имя знаменитого хоррормейстера оказалось самым громким в списке создателей «Пульса», а потому именно на него сделан упор всей рекламной компании ленты.

«Пульс»

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Пульс"
В романе замечательного польского писателя Анджея Сапковского «Крещение огнем» есть любопытные рассуждения о природе страха людей перед мертвыми. Особую экспрессию им придает то, что они вложены в уста мудрого вампира Региса: «…Откуда берется такой миф, если не из вашего подсознательного и иррационального отвращения к почтенным покойникам? На показ-то вы окружаете мертвых почестями и памятью, мечтаете о бессмертии, в ваших мифах и легендах то и дело кто-нибудь воскресает, побеждает смерть. Но если ваш достопочтенный покойник-прадедушка действительно неожиданно вылезет из могилы и потребует пива, начнется паника.

И неудивительно. Органическая материя, в которой прекращаются жизненные процессы, разлагается. Внешние проявления такого разложения малопривлекательны. Труп воняет, превращается в отвратительное месиво. Бессмертный дух, непременный элемент ваших мифов, с ужасом сбрасывает смердящую падаль и возносится. Он чист, его можно безопасно почитать. Однако вы ухитрились придумать такой отвратительный тип духа, который не улетает, не покидает останки, больше того, не желает даже вонять. Это отвратительно и противоестественно! Живой мертвец – что может быть для вас отвратительнее?»

Очень правильные мысли, не правда ли? На чем, как не на нашем ужасе перед всем, что в той или иной мере связано со смертью, построено подавляющее большинство хорроров? Создатели «Пульса» лишь нашли еще одну лазейку, через которую призраки могут пробраться в наш мир. Хотя такой уж оригинальной она, увы, не выглядит. Фактически мы все это уже видели в «Белом шуме». И дело тут не в плагиате и не в первенстве, а в том, что только по-настоящему свежая идея могла придать фильму нужный уровень саспенса.

К сожалению, даже далекий от совершенства «Белый шум» значительно превосходит «Пульс» по концентрации ужаса. И нетрудно заметить, что основная беда – в режиссуре. История, рассказанная Крейвеном, как раз вполне впечатляет – электронный апокалипсис для многих из нас пострашней любой чумы XXI века. Интернет, мобильная связь… лишиться всего этого – вот ужас! Но сама картина не цепляет. Даже самые страшные эпизоды не заставляют зрителей вздрагивать – более того, они отпускают шуточки и спокойно жуют свой попкорн. Так что единственная интрига, остающаяся актуальной, – поставит ли «Пульс» жирный крест на голливудских римейках японских хорроров или нет.

«Гарфилд-2»

Кадр из мультфильма «Гарфилд 2»
Кадр из мультфильма «Гарфилд 2»
Знакомый всем по первому фильму наглый рыжий котяра Гарфилд, готовый на все ради порции лазаньи, вернулся. Он, как и прежде, живет в доме Джона Арбакля, который никак не может решиться попросить руки своей любимой Лиз. Между тем Лиз отправляется в Лондон на конференцию общества любителей животных, Джон летит вслед за ней, и Гарфилд, предпочитающий всегда быть в центре событий, зайцем путешествует вместе с хозяином. Конференция должна пройти в старинном замке, только что перешедшем по завещанию умершей герцогини в полное владение коту Принцу, который как две капли похож на Гарфилда. Не стоит труда догадаться, что Принца и Гарфилда перепутают…

Даже маленьким детям, на которых, собственно, и рассчитан фильм, понятно, что он основан на «Принце и нищем» Марка Твена. Создатели «Гарфилда», правда, не сочли нужным на это сослаться, но аллюзии очевидны. Едва ли тут уместно говорить о вызванной этим обстоятельством предсказуемости – семейные ленты вообще не отличаются глубиной сюжетной проработки, – куда важней вопрос, на кого картина рассчитана. Позиционируется она как семейная, но взрослым, приведшим своих чад на просмотр, будет, скорее всего, скучновато. Проделки Гарфилда имеют больше шансов вызвать раздражение, чем смех. О каких-то шутках, недоступных детям и адресованных непосредственно их родителям, речь не идет.

Если задаться целью найти в «Гарфилде-2» что-то забавное, то можно выделить лишь пару моментов. Во-первых, это Билли Конноли («Тридцать три несчастья») в роли Лорда Даргиса, загримированный под Джона Клиза настолько здорово, что впору решить, что это и есть Клиз. Во-вторых, озвучка Олега Табакова, который еще своим незабвенным Матроскиным уделал Билла Мюррея (а в оригинале звучит именно его голос) на девять кошачьих жизней вперед.

«Он, я и его друзья»

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Он, я и его друзья
Дочь владельца крупной фирмы Молли Томпсон вышла замуж за подчиненного отца Карла Петерсона. Свадьба прошла отлично, медовый месяц – еще лучше. Но с момента возвращения молодоженов домой началась череда обстоятельств, виновником которых всякий раз оказывался лучший друг Карла – Рэнди Дюпри. Большой ребенок, Дюпри в очередной раз потерял работу, а вслед за ней и квартиру, и Карл и Молли пустили его пожить к себе. Лучше бы они этого не делали…

Известно, что снять действительно хорошую комедию труднее всего. Попробуй рассмеши миллионы людей, обладающих совершенно разным интеллектом и представлением о юморе! Что ни говори, а от «Он, я и друзья» остается ощущение, что его создатели даже как-то не очень старались кого-то рассмешить. Считается, что братья Руссо сняли комедию, но фильм куда ближе к драме. В крайнем случае к трагикомедии. Веселого в нем нет ничего. Разве смешно, когда лучший друг методично громит твою едва начавшуюся семейную жизнь? Или кто-то считает забавным, что он спалил дом? Не кажутся веселыми и отношения Карла с тестем, который садистски над ним измывается.

Впору удивиться, что делают в этом фильме такие замечательные актеры, как Майкл Дуглас, Мэтт Диллон и Кейт Хадсон. Интонация, конечно, зависела от режиссерской подачи, но уровень шуток был понятен с самого начала. Да и о каком, собственно, уровне можно говорить! Найти в картине хотя бы один полноценный гэг практически невозможно. Хотя нет, один есть – когда Карл сообщает, что Дюпри, которого играет 37-летний Оуэн Уилсон, всего 25 лет.

«Пульс» (Pulse)
Жанр – фильм ужасов
Про что – про череду смертей, начавшуюся в некоем городе с заядлых интернетчиков и перекинувшуюся в конце концов на всех остальных.

«Гарфилд-2» (Garfield: A Tail of Two Kitties)
Звезды – Дженнифер Лав Хьюитт
Жанр – приключения
Про что – про обычного рыжего кота, который волею случая поменялся местами со своей полной копией, котом, живущим в английском замке.

«Он, я и его друзья» (You, Me and Dupree)
Звезды – Кейт Уилсон, Кейт Хадсон, Мэтт Диллон, Майкл Дуглас
Жанр – комедия
Про что – про пару молодоженов, которым приходится мириться с тем, что в их квартире временно остановился вечно попадающий в неприятности лучший друг новоиспеченного мужа.

..............