Россия сбивает дроны и ракеты врага с помощью ПВО. Но где те войска, которые собьют на подлете популистские заявления оппонентов? Выявлять каналы коммуникации, которыми пользуется враг, чтобы добраться до различных слоев общества, нужно постоянно.
9 комментариевРейтер, первый среди равных
Идеальный способ передачи информации – телепатия. Но поскольку люди слишком ленивы, чтобы развивать в себе это ценное качество, пришлось придумывать информационные агентства. На примере империи «Рейтер» можно проследить как положительные, так и отрицательные аспекты подобного рода бизнеса, полюбоваться на вершины айсбергов и наткнуться на подводные камни.
Израиль Беер Йосафат aka барон Пауль Юлиус фон Рейтер родился 190 лет назад в Германии в семье раввина и начинал карьеру как скромный банковский служащий. В юности примечательно его знакомство с великим математиком Гауссом. Помимо основных занятий мэтр изобрел первый электромагнитный телеграф, и, согласно легенде, это очень впечатлило еврейского юношу, который понял, что можно извлечь из такого полезного изобретения.
В 1844 году глава будущей компании принимает христианство, что позволяет интегрироваться в более адекватную его устремлениям социальную среду. Он женится, меняет имя и место жительства. В Париже Рейтер трудится в качестве переводчика в новостном агентстве «Гавас», будущем «Франс Пресс». Ему хватило года, чтобы понять, как устроена подобная организация, и вскоре он начинает свое дело, но уже в Лондоне.
Рейтеру стали доверять очень серьезные люди. В Лондоне Рейтер открывает сначала телеграфный офис, затем ставит дело на широкую ногу |
Англия была выбрана не случайно. Имперские масштабы развития экономики уже позволяли озаботиться такими основополагающими факторами индустриального общества, как, например, свобода информации. А Рейтер уже понял, что информация – это деньги, поскольку она касается второго основного принципа – свободы торговли.
Он шел шаг в шаг с технологическими достижениями еще в Германии, не чуждаясь некоторой эксцентрики. Так, оказалось, что почтовые голуби доставляют информацию в четыре с половиной раза быстрее, чем почтовые экипажи. А экипажи эти везли сведения о биржевых котировках и курсах ценных бумаг. 40 почтовых голубей с папирусами, продублированными в трех экземплярах для надежности, опережали кареты и доставляли информацию заинтересованным лицам.
Рейтеру стали доверять очень серьезные люди. В Лондоне Рейтер открывает сначала телеграфный офис, затем ставит дело на широкую ногу. Его опора – связи в мире бизнеса и потребители информации. Он делал ставку на образованных интеллектуалов либерального толка, не чуждавшихся и светской хроники. Постепенно в круг его клиентов входят и газеты, информация идет с обязательной ссылкой на «Рейтер».
Вскоре оказывается, что востребованы новости не только из Европы. Рейтер набирает корреспондентов в Индии, Египте, Китае, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Африке и Америке. Он находит выход в самых затруднительных ситуациях. Так, вспоминая, очевидно, о голубином дебюте, Рейтер придумывает, как получать новости из США на восемь часов раньше конкурентов – те получали информацию с пришедших кораблей, а для «Рейтер» выбрасывались канистры близ Ирландии, которые вылавливали водолазы и переправляли сведения в Лондон.
Через 20 лет его компания становится всемирной службой новостей. На родине, в Германии, ему присваивают баронский титул, позже признанный и в Англии. В 1870 году происходит информационный раздел мира между тремя крупнейшими компаниями, одна из которых – «Рейтер».
Барон пытался заняться другим бизнесом, войдя в 1870 году в тесный контакт с персидским шахом и получив от него концессию на разработку леса и полезных ископаемых, строительство дорог и фабрик. Но идиллия длилась всего два года, вмешались русские, у которых были свои интересы в этом регионе. После аудиенции у Александра II шах отменил свое решение, и барону пришлось вернуться к своему основному бизнесу. В 1878 году Рейтер уходит в отставку, передав дело своему сыну.
Вторая половина века – освоение «Рейтером» новейших технологий |
В начале ХХ века менеджер компании из Южной Америки Родерик Джонс становится главой агентства и постепенно скупает все акции у миноритариев. С 1919-го по 1941 год он единолично руководит компанией. И эти годы вряд ли можно назвать лучшими в том смысле, что политика агентства стала медленно, но верно отходить от принципа независимости, провозглашенного ее основателем. Джонсу приходилось оправдываться: «Я работаю не на правительство, а с правительством», а современникам в это не верилось.
Вторая половина века – освоение «Рейтером» новейших технологий. Принцип быстрой, точной и объективной передачи информации особенно был важен в сводках о работе различных компаний, состоянии рынков и экономических показателей. В 1964 году впервые применяются компьютеры для передачи финансовой информации, и уже через десять лет данные о котировках передаются пользователям в реальном времени, без всяких телефонов и телексов, что в принципе изменило всемирную систему валютных операций. В 80-е покупается телевизионное агентство, в 90-е транслируются передачи цифрового финансового телевидения.
И, что любопытно, «Рейтер» учится на своих ошибках. Огромная структура стремится стать демократичной, избегнуть авторитарного управления и монополизма. Сегодня фирмой декларируется предельная, насколько это возможно без потерь для управления, децентрализация. Теперь акционер не может иметь более 15% акций, руководят компанией несколько десятков региональных представительств.
Оказывается, что, пройдя через искусы авторитаризма в руководстве и патернализма со стороны государства, можно наконец-то позволить себе и роскошь демократии.