Взгляд
20 мая, пятница  |  Последнее обновление — 06:59  |  vz.ru
Разделы

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Почему для России важно поддерживать осколки СССР

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
В ситуации обострения вокруг Приднестровья неизбежно встает вопрос: что представляет этот анклав для России – осколок былого влияния или форпост национальной внешней политики? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: СМИ: Сверхприбыли Газпрома полностью окупили «Северный поток – 2»

    Главная тема


    Кто придумал миф об угрозе глобального голода

    «возможны перебои»


    Глава «Газпром нефти» описал масштабные последствия нефтяного эмбарго

    «времена меняются»


    Джордж Буш подтвердил, что США нарушили обещание не расширять НАТО

    освобождение донбасса


    Посол ЛНР рассказал о панических настроениях в рядах ВСУ в Северодонецке

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Наследники красного дня календаря

    Праздничная телепрограмма
       3 ноября 2006, 11:33
    Фото: GettyImages
    Текст: Екатерина Сальникова

    Окидывая взором телепрограмму предпраздничных дней и самого 4 ноября, нельзя не поддаться соблазну и не поверить в то, что единство – народное или нет - возможно. Хотя бы в виртуальной реальности. То, что раньше казалось несовместимым с государственным праздником, теперь занимает самое выгодное место в его телесетке.

    То, что по прежней логике рассредоточили бы по разным праздникам, с разными идеологическими подтекстами, теперь благополучно сосуществует в рамках одних суток.

    Наверно, все дело в том, что подтексты утратили былую строгость и внятность.

    Одно условие соблюдается жестко. Если праздник наш, внутренний, а не общемировой (как Рождество или Новый год), то и кино должно быть нашим и про наше российское бытие на протяжении веков.

    Попурри «к датам»

    Отпетым индивидуалистам, которых всегда больше интересует судьба отдельной личности, нежели судьба народная, - «Табор уходит в небо» (Первый канал)
    Отпетым индивидуалистам, которых всегда больше интересует судьба отдельной личности, нежели судьба народная, - «Табор уходит в небо» (Первый канал)
    Тем, для кого праздник предполагает обязательный отрыв от российских координат, приходится тяжко. Днем ничего, кроме «Блефа», по центральным каналам не дают. Да и остальные кнопки не изобилуют хитами зарубежного кинематографа, хоть массового, хоть элитарного. Вечером тоже не густо. Поэтому после таких праздников очень хорошо смотрится все, что было когда-либо снято и выпущено за пределами СНГ.

    В сам День народного согласия телевидение напоминает супермаркет отечественной культурной продукции. Каждый может выбрать себе фильм или программу в соответствии со своими жизненными приоритетами и художественными пристрастиями. Любителям классики и монументального экспрессионизма – «Александр Невский» Эйзенштейна («Культура»). Любителям авантюрных жанров – «Тайна двух океанов» (ТВ-Центр). Адептам любовно-героической тематики – «Гусарская баллада» (ТВ-Центр).

    Отпетым индивидуалистам, которых всегда больше интересует судьба отдельной личности, нежели судьба народная, - «Табор уходит в небо» (Первый канал). А маленьким индивидуалистам – «Радости и печали маленького лорда» («Культура») по известному роману «Маленький лорд Фаунтлерой».

    При некоторых погрешностях первая половина суток отдана советскому кинематографу, так что он автоматически ассоциируется со светлым дневным началом – в буквальном смысле слова. А вместе с советскими фильмами днем торжествует апробированное десятилетиями художественное качество.

    Прайм-тайм посвящает себя нашему современному кино. «Бумер. Фильм второй» по НТВ, анимационный «Князь Владимир» по «Первому», «Жена Сталина» по РТР, «Родина ждет» по ТВ-Центру, «Утомленные солнцем» по «Культуре». Платой за переживание относительной или абсолютной новизны картины оказывается проблемность художественного уровня и парадоксализм ее гражданственности.

    Что касается последней, то самым забавным в ряду праздничного прайм-тайма смотрится «Бумер…». В нем драма бандита представлена с такой ненаигранной проникновенностью, что становится окончательно ясно ее недавнее историческое происхождение.

    За последний период у нас произошло отождествление обыкновенного рядового и безвластного человека с несчастным бандитом, ходящим по лезвию ножа. Похоже, вся нация ощущает пятками какое-то лезвие, вне зависимости от конкретных жизненных обстоятельств и сферы профессиональной деятельности. А потому «Бумер…» будет уместен и 23 февраля, и даже 1 мая.

    Вообще теперешняя телесетка тяготеет к универсальной трактовке праздника, который должен учитывать интересы всех слоев телеаудитории. Например, еще лет пять назад «Жену Сталина» и «Королеву бензоколонки - 2» вместе с одноименной советской комедией, скорее всего, сочли бы идеальными для 8 марта. Но зачем же их оставлять на «женский день», когда есть возможность укрепить ряды женской аудитории уже осенью.

    Наконец, умиляет наличие тех передач, которые позволяют оставаться в будничном режиме. НТВ учитывает психологию тех зрителей, которые «подсели» на сериалы и потому переживают каждые выходные как перекрывание кислорода, а праздники – как насильственное вбрасывание в вакуум. «Марш Турецкого - 3» и «Опера. Хроники убойного отдела», пускай смотренные-пересмотренные, должны создать ощущение нормальной рабочей рутины с ее маленькими, скромными, но зато насущными

    радостями.

    ТНТ уважает своих телеманьяков еще больше и выдает такую обойму выпусков «Дома…», что можно подумать, будто уже наступило 14 февраля, День святого Валентина.

    Живем внутри истории

    Ко Дню народного согласия приурочили «Исторические хроники с Николаем Сванидзе
    Ко Дню народного согласия приурочили «Исторические хроники с Николаем Сванидзе
    Самой знаменательной чертой нового праздника становится его исторический уклон. А колорит этому уклону придает популярность интерпретаций, жанровая обозначенность и пышная зрелищность. Что, опять же, роднит День народного согласия с буднями и служит дополнительной «пропиской» в постсоветском мире.

    Собственно, на нашем ТВ ежедневно свершается – в обыденном режиме – ритуал обретения народом согласия со своей многотрудной историей, давней и недавней.

    Как это происходит?

    Хорошим тоном стало делать развернутые документальные фильмы и циклы программ о тех или иных эпохах, явлениях, персонах. Делать так, чтобы всем было интересно смотреть. Даже тем, кто обладает большей полнотой фактологии и радикально не согласен с концепциями авторов и ведущих.

    Ко Дню народного согласия приурочили «Исторические хроники с Николаем Сванидзе. «1952-1953. Сталин - Берия». Самым главным в этом проекте кажется именно готовность Николая Сванидзе погрузиться в подробности взаимоотношений двух политических монстров и как бы прожить часть их судеб вместе с ними.

    Объять недоступные никому глубины сталинского времени с помощью современной фамильярности не столько тона, сколько мышления. Что мы, Берию со Сталиным не поймем, что ли... После всего, что с нами было за последние двадцать лет…

    Интересно и приятно постигать непостижимое, узнавать подробности, копаться в археологических осадках - не сходя с домашнего кресла.

    Регулярно проникая в частные современные дома через телеэкран, картины нашей истории становятся привычными и даже необходимыми, как любимый сериал. Привыкая смотреть ТВ про нашу историю, мы привыкаем к тому, что у нас, да, вот такая ужасная и странная история. Ничего, с этим можно жить. Зато не соскучишься даже при наличии мирного личного счастья.

    Чем больше ракурсов и локальных тем находят создатели фильмов и программ, тем более обширные пласты нашего недалекого прошлого обретают статус полноценной большой истории.

    Характерной приметой последних лет стали фильмы и программы о советской повседневности. Фарцовщики и советские проститутки, воротилы теневой экономики и представители советской моды, любовь к ABBA - все оказалось вполне достойным отдельных телесюжетов.

    Пройдет еще немного времени, и будут делать картины про хлебные дефициты перестроечных времен, про открытие первого «Макдональдса», про гастроли Ла Скала, про первые коммерческие банки и финансовые потрясения.

    Мы привыкаем к тому, что живем сразу внутри истории. Это нелегко, но зато почетно.

    Чтобы переживание исторических перипетий не утомляло, интерпретация каждого зигзага истории укладывается в какой-нибудь жанр.

    Если про судьбу личности – получается, как правило, мелодрама, в которой герой телеповествования оказывается неординарным человеком и жертвой обстоятельств, будь то политические интриги, болезнь (как в документальном фильме о композиторе и певце Владимире Мигуле), возрастные и психологические трансформации (как в документальных фильмах о Сереже Парамонове и о Фрунзике Мкртчане).

    Если про явления и события – получается вариация авантюрной драмы, с акцентированными конфликтами и имперским пониманием гражданственности. И тут что «Всадник по имени смерть» (Первый канал), что «9 рота» (СТС) - все едино.

    Главное – чтобы подраматичнее. После долгих лет дежурного оптимизма мы вступили в эпоху канонизированного сумрака, нервозности и аффектации в описании того, что было с государством и с человеком.

    Любопытно, что документальные фильмы к 4 ноября – дню освобождения Москвы от поляков – ставят в центр названия слово «смута». «Смутное время» Михаила Леонтьева по Первому. «Конец смутного времени» по РТР. «Смута» по НТВ.

    День народного согласия – это праздник телеинтерпретаций прошлого. Они должны помочь нам принять, оправдать и даже полюбить современность, законную дочь истории.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •