Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
6 сентября 2005, 09:06 • Культура

Беспредел Нового Правительства

Беспредел Нового Правительства
@ guelman.ru

Tекст: Максим Шульц

Заходишь в галерею Гельмана - налево руины (стол воздел к небу ножки, холодильник взобрался по стене почти до потолка, разной величины останки шкафов устилают пол; похожие на плакаты картины; скульптура, напоминающая кровожадных идолов), направо показывают фильм, повествующий о том, как образовался весь этот бардак. Или – художнику Георгию Острецову последнее слово нравится больше, – беспредел. Именно так и называется выставка.

В «Беспределе» Острецов продолжает разрабатывать свой «долгоиграющий» проект «Новое Правительство», которым он занимается с момента своего возвращения из Парижа. Во Францию художник уехал в 1988-м, уже успев засветиться на отечественной арт-сцене. Еще в Советском Союзе Острецов заинтересовался экспериментами на стыке моды и непосредственно актуального искусства. Костюм для него – произведение искусства, ведь тело человека – живая скульптура, поэтому возможности художника здесь практически безграничны.

От моды к антиутопиям

Георгий Острецов
Георгий Острецов

Приблизительно по такому пути Острецов двигался в Париже, тем паче что он оказался в подходящей среде. Здесь его больше всего привлекает резина, латекс, разные виды пластмасс. Острецов делает маски и костюмы (порой больше напоминающие скафандры), которые приходятся по вкусу известным модельерам, например, Жан-Полю Готье или Жан-Шарлю де Кастельбажаку (в середине 90-х Острецов был художником и стилистом шоу этого кутюрье). Ну а под занавес «французских гастролей» (в 1997-м) Острецову удалось поработать с режиссером Люком Бессоном – художник создал коллекцию латексных масок для фильма «Такси».

Именно маски стали основой для нового проекта Острецова. Он уезжал из страны «загнивающего тоталитаризма», долго жил в Европе, где, как известно, политический климат относительно мягок, а потом, десять лет спустя, оказался в государстве, происходящее в котором вообще не поддается описанию. «Новое Правительство» олицетворяет все когда-либо созданные антиутопии.

Чиновники «Нового Правительства» надевают маски (определенный их тип соответствует занимаемой должности) – раз жители страны не могут влиять на работу госслужащих, вероятно, гражданам вовсе не стоит видеть их лиц? Если выборы все равно ничего не решают, то не проще ли набирать министров по результатам специального тестирования, как это предполагает «Новое Правительство»? Взамен «Правительство» будет мягким и по-особому человечным: следить за спортивной формой граждан, избавлять их от дурных влияний, наркотиков и алкоголя (об этом повествуют картины Острецова, представленные на выставке), способствовать духовному развитию.

Не просто маски

Стрелок-монстр. 2005. Дерево, акрил, 205х76х74
Стрелок-монстр. 2005. Дерево, акрил, 205х76х74
«Новое Правительство» вскрывает еще одну проблему. С одной стороны, сейчас в России ощущается потребность (как шаблонно и затерто это не звучало бы) в сильной руке, в том, кто решит все проблемы, взяв на себя всю ответственность. С другой стороны, тоталитаризм без идеократии, наверное, наиболее жуток, да и вряд ли жизнеспособен. Однако настоящее время – эпоха господства деборовского Спектакля, невозможно указать на одного человека (или даже на несколько сотен во всем мире) и сказать: «Он (они) ответственны за все плохое!»

«Новое Правительство» деперсонифицировано. Но оно и не боится пугать, ему не страшно использовать любые репрессии. Поэтому уже не поворачивается язык, перефразируя кэролловскую Алису, произнести: «Довольно путаницы! Никакие вы не министры «Нового Правительства»! Вы просто маски!» Практически невозможно бороться против того, что и назвать-то трудно.

При взгляде на четырехрукие деревянные статуи возникает déjà vu. Да, они гипертрофированно нелепы (чего стоит только заяц, вооруженный помповыми ружьями!), но все же не более смешны, чем африканская или древняя малоазиатская скульптура, - важнейшие архетипы никуда не делись.

«Новое Правительство» – идеальная модель власти. Оно не боится пугать, но при самой ничтожной попытке воздействия на него ускользает. Сюжет фильма, транслируемого в галерее, лишний раз напоминает об этом. Группа молодых людей с характерными усиками и косыми челками (каждый - маленький фюрер, хоть будущий штурмовик СА, хоть лимоновец)пытается изловить чиновника «Нового Правительства» или хотя бы намять ему бока.

Опрокидывается и разбивается мебель, разлетаются бумаги. Тщетно – «Новое Правительство» оказывается куда более вертким: противники лежат на полу в отключке, а человек в маске садится на стол, пусть и тяжело дыша. Ничего страшного – отдышится и продолжит работу. А бунтари вылетят на обочину. Если не на обычную обочину дороги, то на обочину истории.

..............