Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
14 декабря 2005, 18:03 • Культура

Телевизор ищет женщину

Телевизор ищет женщину
@ www.ntv.ru

Tекст: Екатерина Сальникова

Параллельно с лавиной женских сериалов на телеаудиторию обрушивается все больше так называемых женских программ. Они помогают понять не столько «женский взгляд» на мир, сколько специфику телевзгляда на женщину.

Оказывается, что, во-первых, современное телевидение склонно классифицировать женские типы – для лучшего «попадания», как выражаются на телекухне. А во-вторых, ТВ не в состоянии относиться к женщине без снисхождения, но зато с уважением.

Для обычных и нормальных

Владимир Молчанов и Лика Кремер в ток-шоу «Частная жизнь»(www.rutv.ru)
Владимир Молчанов и Лика Кремер в ток-шоу «Частная жизнь»(www.rutv.ru)

Ток-шоу на центральных каналах озарены снисходительным умилением по поводу женской натуры. Идеальные зрительницы, да и участницы подобных программ – душевные традиционалистки в здравом уме и твердой памяти.

Суть подобных ток-шоу, будь то «Частная жизнь», «Лолита. Без комплексов» или «Принцип Домино», – перемывание чьих-нибудь косточек и личные мемуары вслух. Телевидение явно полагает, что для настоящей женщины акция общения и обмена мнениями самоценна и заведомо превалирует над любыми прагматическими целями. Возможно, отчасти это и верно. Но зачем же так абсолютизировать.

Также создатели ток-шоу уверены, что женщины любят не переделывать жизнь, а судить о жизни, что вполне безответственно, поскольку не предполагает выходов в общественную практику. Женский подход видится в первобытном смешении восприятия мира, когда психологические проблемы невозможно отделить от социальных, политические вопросы мешаются с эстетическими, и все это произрастает и врастает в тему быта. Как будто нормальная современная женщина обожает быт…

Единственную несомненно женскую реакцию можно прочитать на лицах участниц ток-шоу. Это радость от предоставленной телевидением возможности забраться на диванчик в студии, как на остров покоя посреди ненужной жизненной динамики, именуемой суетой. И, сидя на этом диванчике-острове, поболтать о жизни – чтобы от нее наконец отдохнуть. В идеале студийный треп о мужчинах, которые пользуются зубными щетками возлюбленных, должен помочь абстрагироваться от обыденных проблем – и почувствовать себя на своем домашнем диване, как на острове свободы.

Фактор, который мешает этому блаженному состоянию, – наличие ведущих, у которых на лицах написано, что они «на службе» и никакого удовольствия от нее не получают. Особенно ярко эта обреченность высокооплачиваемых профи, работающих без души, читается у Владимира Молчанова и Елены Ханги. Оно и понятно. Что такое «Частная жизнь» после «До и после полуночи»? Про что можно рассуждать в «Принципе Домино» после легендарного «Про это»? Тяжелы дневные будни былых телезвезд.

На таком фоне выгодно смотрится Лолита. Она позволяет зрителю забыть, что телешоу существуют для того, чтобы зрители их смотрели, чтобы у шоу был высокий рейтинг, чтобы рекламодатели уважали этот факт, чтобы в телеиндустрии циркулировали большие деньги.

Похоже, Лолите всегда есть что сказать. И не потому, что она вовремя получила текст или умеет импровизировать, а потому, что обладает богатым жизненным опытом – и несмотря на это продолжает интересоваться окружающей действительностью. А все потому, что профессия телеведущей не является для Лолиты единственной и даже главной. Я уже давно замечаю, что многие телепрограммы интереснее ведут те, кто умеет в этой жизни что-то еще – сочинять литературные произведения, делать научные изыскания, продюсировать и снимать фильмы или играть в них. Если же человек только и делает, что становится лицом каких-то телепроектов, рано или поздно он перестает понимать жизнь за пределами телеимперии.

Для внушаемых

Катя Каренина в программе «CAREНИНА» (www.domashniy.ru)
Катя Каренина в программе «CAREНИНА» (www.domashniy.ru)

Есть форматы, ориентированные на женщин, готовых признать личное бессилие перед проблемами. Лидером обслуживания подобной аудитории является канал «Домашний». И участницы его программ, и потенциальные зрительницы должны быть готовы вручить себя чудесным умельцам, которые произведут все необходимые перемены участи.

Ранними вечерами уик-энда на экране одна за другой появляются некие всемогущественные Лилианы и Лилии, Анны Ираклиевны, госпожи Веры, Нади и Любы. Снимают их на фоне звездного неба, церквей или в современных офисах, ничем внешне не отличающихся от офисов обычных фирм, не претендующих на снятие порчи и исправление кармы.

Одни нахваливают себя сами. Другие предпочитают нарезку из интервью просветленных клиенток и клиентов. Третьи деловито перечисляют производимые услуги. По масштабности рекламного сюжета и количеству минут в эфире можно судить об уровне раскрученности каждой магической персоны. Эту занудную рекламу сомнительных услуг канал выдает за полноценные передачи, пропечатывая имена целительниц и экстрасенсов как названия программ эфира. Стало быть, «Домашний» не сильно уважает своих зрительниц.

Для не верящих в магию материалисток, видящих себя в роли суперледи, существует «Время красоты». В последний субботний прайм-тайм их долго агитировали обзавестись к Новому году новым бюстом или вовремя позаботиться хотя бы о кончике носа. Будто без этого и праздник не праздник, как без елки и шампанского. Пластические хирурги в полном обмундировании, словно готовы оперировать в прямом эфире, объясняли, насколько легко происходят трансформации внешности. А в воскресенье Катя Каренина в «CAREНИНА» как всегда намекала, что без общения с автомобилями ваша женская сущность рискует так никогда и не проклюнуться.

«Все решим с доктором Курпатовым» является завуалированным ток-шоу женского типа. Участники жалуются на жизнь – ведущий учит их жить. Рекомендации Курпатова по психологии не перегрузили бы и «Частную жизнь». Однако доктор дает свои советы с видом всезнающего профессионала, который не просто болтает и не просто ведет телепрограмму, но занят важным серьезным делом. Благодаря чему «Все решим…» никто не запишет в женские программы. Но ведь и «Принцип Домино» мы не станем именовать групповой терапией лишь потому, что люди там рассказывают о себе и дают советы, а среди приглашенных случаются и психологи.

Для продвинутых и драйвовых

Реалити-шоу «Секс с Анфисой Чеховой»
Реалити-шоу «Секс с Анфисой Чеховой»

Сравнительно недавно приобрел популярность жанр реалити-шоу на сюжеты интимной жизни. Излюбленная женская тема любви в реалити-шоу сочетается, как правило, с мужским к ней подходом.

Экшен, смакование материально-физиологических нюансов, агрессивное уподобление личных отношений спорту, войне или охоте. Цитаделью таких реалити-шоу является ТНТ и отчасти MTV. «Дом…», «Секс с Анфисой Чеховой», «Обыск и свидание», «Секс-инструкции для девушки» рождены эпохой постмодерна с культом игры и тотальной относительности.

Зрители и участники находятся здесь в состоянии психологической трансвестии. Мужчины обязаны любить вести себя по-женски, доводя самодемонстрацию до эксгибиционизма. А женщины должны жаждать мужской активности и власти, но главное – проявлений собственной раскомплексованности, готовности шокировать и не поддаваться никакому эпатажу.

Самое эпатирующее в реалити-шоу – отнюдь не сексуальные сцены, которых нет. Их заменяют откровенные обсуждения партнерами друг друга – в присутствии обсуждаемых и третьих лиц, в пространстве, похожем на частные аппартаменты, где можно и даже нужно залезать в чужое белье, чужие тумбочки и даже заглядывать в чужие мусорные ведра.

Брутальность реалити-шоу питается этими критическими оценками в глаза и бесцеремонными комментариями в декорациях обыденной среды параллельно с накладыванием макияжа, подбором одежды, чисткой ногтей или завариванием кофе.

Парадокс состоит в том, что вся раскомплексованность участников ограничивается в основном готовностью выставлять себя напоказ. В остальном же…

То нам рассказывают о девушке не первой молодости, которая остается девственницей, участвует в каких-то «дистанционных» оргиях и при этом оказывается беременной. То мы знакомимся с парочкой, которая никак не достигнет оргазма. Каждый шаг для героев – проблема. Приходится всему учиться специально.

Участники реалити-шоу долго и поверхностно обсуждают привлекательность и непривлекательность друг друга. Напряженно думают, что бы такое учинить, чтобы стать привлекательнее. Они бравируют раскованностью, а между тем вызывают жалость, как люди с притупленными рефлексами. При знакомстве с новым человеком они, похоже, будут искать у него в карманах «инструкцию по применению». А иначе откуда узнать, как себя вести, чтобы сразу «все не испортить»?

Индустрия реалити-шоу нуждается в людях, которые не сознают своей закомплексованности, а наоборот, полагают себя самыми «продвинутыми и драйвовыми». А это и есть самый страшный комплекс.

У девушки, будь то ведущая, участница или зрительница программы, реалити-шоу стремится нейтрализовать очень ценное свойство – женскую интуицию, позволяющую понимать людей, в том числе себя и мужчин, на подсознательном уровне.

По сравнению с реалити-шоу об интимной жизни любое ток-шоу покажется апофеозом органики, интеллекта и духовности. Однако всякая уважающая себя женщина будет смотреть все-таки не женские программы, а общечеловеческие, вроде «Что делать?» или, на худой конец, мужские, вроде «Чрезвычайного происшествия».

Потому что у нормальной женщины есть профессия и желание от нее отдыхать, есть политические взгляды и общественно-социальная позиция, есть художественные вкусы – и неизменная ирония по поводу мифа обо всем «чисто женском».

..............