22 апреля, понедельник  |  Последнее обновление — 15:31  |  vz.ru
Разделы

Украинские выборы войдут в историю трижды

Дмитрий Михайлин, медиаменеджер
Не надо иллюзий – за пять лет невозможно возродить экономику, победить тотальную коррупцию, решить большинство системных проблем. Но привести Украину в чувство, сделать самостоятельным игроком, а не инструментом – вполне возможно. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Макрон станет великим восстановителем святынь

Владимир Добрынин, журналист
После того, как волна выражения сочувствия французам по поводу собора Парижской Богоматери улеглась, наступило время отрезвления и вполне циничных размышлений. Так бывает практически с любым нерядовым и странным событием. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Как московские улицы влияют на русский язык

Вадим Шамсулин,
Большинство чиновников отродясь не имело языковой интуиции. Страна переполнена учреждениями, названия которых представляют собой бессмысленный набор букв: ЦПВШС, ГНИВЦ, ФГБУН… Вот язык, на котором чиновники общаются с окружающим миром. Подробности...
Обсуждение: 43 комментария

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

    Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник
    Подробности...

    Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

    Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру
    Подробности...

    Собор Парижской Богоматери сгорел

    Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Госдуме пообещали признать результаты выборов на Украине
         |  vz.ru
        Взгляд

        Выборы 2007

        До выборов в Государственную Думу:

        Поиск по сайту

        Читайте также

        Слава Бутусов исполнил долг

        Концерт «Ю-Питера» в России: никогда еще песни Виктора Цоя не звучали так формально
           24 октября 2005, 11:04
        Текст: Гуру Кен

        В ГЦКЗ «Россия» прошел концерт Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер», лишний раз подтвердивший, что песни культового в самых разных кругах Виктора Цоя исполнять хочется многим, а получается не у всех.

        Идея Славы Бутусова спеть золотые хиты группы «Кино» лежала на поверхности. Ведь в его немногочисленной группе «Ю-Питер» играет тот самый Георгий (Юрий) Каспарян, чья своеобразная манера игры когда-то «сделала» саунд группы «Кино». Борис Гребенщиков говорил, что «Юрка Каспарян неблестяще играл на гитаре, но Витька (Цой) его всегда защищал, исходя из того, что это правильный человек, а играть научится. И был абсолютно прав, как опыт показал».

        С сентября 2001 года, когда Каспарян вошел в состав новой группы Славы Бутусова, вопросы о ремейках песен Виктора Цоя возникали куда чаще, чем вопросы о ремейках в творчестве Филиппа Киркорова. Отчасти Бутусов дал на них ответ еще до создания «Ю-Питера», выпустив в 2000 году «Звезду по имени Солнце» в скандально нашумевшем трибьюте «Кинопробы». Позже «Звезда по имени Солнце» вошла в гастрольный репертуар «Ю-Питера».

        Но поклонникам всего этого мало. Кроме того, были свои резоны у самого Каспаряна. Если Бутусов много лет поет песни «Наутилуса Помпилиуса», то отчего же второму человеку в группе «Кино» не играть песен своего самого звездного периода жизни?..

        Соло на остатках голоса

        Георгий (Юрий) Каспарян (фото u-piter.info)

        Первая часть концерта состояла из стандартной концертной программы «Ю-Питера» последних лет, идеально обкатанной по многим городам и весям. «Утро Полины», «На берегу», «Триллипут», «Настасья»… Музыканты, все в черном, расположились полукругом, в центре – Бутусов. Крайне сдержанная, флегматичная манера поведения фронтмена навевала мысль об отстраненности певца и от лирического героя песен, и от этого зала, и вообще от этого безумного, безумного, безумного мира.

        Нельзя не отметить, что в чересполосице песен старого «Наутилуса Помпилиуса» и нового «Ю-Питера» с огромным отрывом горячо воспринимались зрителями именно старые песни. Их пели хором, подстукивали ногами ритм, с первых тактов многие зрители вскакивали с мест. А вот сам Бутусов в старых песнях умудрялся запутываться в словах («Туттанхамон» пришлось начинать по второму кругу), и ему приходилось часто подглядывать в шпаргалку на пюпитре с текстами песен. Между песен сказать Бутусову было нечего. Сначала он зачем-то передал «большой привет из города Санкт-Петербург». Затем поздравил с наступлением нового учебного года, уже наступившего полтора месяца назад. После чего совсем перестал что-либо говорить, а петь стал тише и неразборчивей.

        И тут надо сделать ремарку о голосе Славы Бутусова. Примерно лет «…дцать» назад я присутствовал на концерте «Наутилуса Помпилиуса» в питерском ЛДМ. Они тогда разогревали «Аквариум», ходили в гриме а-ля «Кисс» и еще не были широко известны. БГ за кулисами ласково улыбался свердловским смешным рокерам, но во время их выступления закрылся в гримерке и наигрывал там какую-то новую песню еще живому тогда Гаккелю. Словом, интереса не проявил.

        А вот меня тогда поразил чистый звонкий голос солиста той группы. И позже, когда «Мы гороховые зерна» распевала на перестроечной волне вся страна, визитной карточкой группы оставался волнующе звонкий голос Славы Бутусова. Гуру тогдашней рок-журналистики Артемий Троицкий, помнится, посвятил немало статей именно феномену чувственного раскованного «хрустального» вокала Бутусова.

        Так вот, теперь того вокала больше нет. Голос Бутусова от возраста и вредных излишеств стал садиться. Потом стала меняться тембральная окраска. Понемногу от того голоса осталась только интонация. И теперь Бутусов поет интонациями, как ненавистные ему ранее «безголосые поп-певуны». Особенно заметна разница, когда он вспомнил свои старые хиты. «Князь Тишины» и великая «Я хочу быть с тобой» имеют важную вокальную особенность. Там со второго куплета мелодия поднимается на октаву вверх. Так вот, арбатские молодые эпигоны «Наутилуса» легко выпевают этот подъем. А Бутусов – уж нет. Поначалу он попробовал спеть, но дал «петуха». И потом уж не пробовал, а осторожно только намекал на то, что мелодия тут во второй октаве. Легонько так намекал.

        И фонограммой теперь Бутусов пользуется. Правда, есть элегантное название этой «фанеры» – «подкачка», или playback. В составе «Ю-Питера» сейчас нет клавишника и басиста. По непонятным причинам Бутусов отказывается прослушивать вероятных кандидатов в состав. Официальная причина – «когда они еще выучат и притрутся к нам», – смешна для любого профессионального музыканта. Так вот, для более сочного звука на концерте бас-гитара и клавишные все-таки звучат, но в записи. Playback записал бас-гитарист группы «Смысловые галлюцинации» Александр Бурый.

        Ощущения сугубой фонограммности, как на концерте многих попсовых исполнителей, все-таки не возникает. Подкачка убрана звуковиками «вниз», а «вверх» подобран звук гитары Гаспаряна. Однако неприятных впечатлений все же не удалось избежать. То ли из-за ауры ГЦКЗ, где нередки фанерные концерты. То ли из-за незаполненности сценического пространства, где еще пяти-десяти музыкантам место нашлось бы легче легкого. Какой уж тут, казалось бы, playback…

        Формальный оммаж

        Георгий (Юрий) Каспарян и Виктор Цой
        «А теперь небольшой балтийский сюрприз!» – объявил Бутусов. И начал петь Цоя. Репетировал он, говорят, десять песен «Кино». Но спел всего четыре. Уже упомянутая «Звезда по имени Солнце» начала «цоевский» блок. Затем «Пачка сигарет», «Лето» и «Группа крови». Песни большинству присутствующих знакомы с детства. Поэтому все четыре песни пелись хором, целым залом, со светящимися мобильниками вместо запрещенных зажигалок.

        Бутусов пел формально. Совершенно необъяснимая картина – зал ходит на ушах, выпевает каждый слог, а Бутусов еле шепчет в микрофон слова, пропуская некоторые из них. При этом аранжировки звучат «один в один», благо Каспарян на сцене, а подкачка включена. Но чем объяснить бесцветность и безжизненность пения Бутусова? Не нахожу ответа.

        Возможно, сказалось волнение. Возможно, Бутусов не хотел вносить в канонические для русского рока песни какие-то особенные интонации. Возможно, что ему близка только меланхолическая сторона творчества Виктора Цоя, а от светлой, ироничной стороны ему очень хотелось дистанцироваться. Но так безлико эти песни не звучат даже на арбатском булыжнике, даже в промерзлых электричках под осипшие дешевые гитары безвестные музыканты поют эти песни артистичнее. И искреннее. Формальный долг Цою Слава Бутусов, конечно, отдал.

        Но стоит ли делать это дальше?

        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............