21 июля, суббота  |  Последнее обновление — 01:02  |  vz.ru
Разделы

Как «бойцы АТО» оккупировали Лазурный берег

Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
Вчера сидели рядом с семьей на пляже. Муж, тридцати еще нет, сначала договаривался по телефону встретить кого-то в аэропорту Ниццы, а потом звонил на Родину: «Сашк, ну ты сходи, за меня отметься. Как будто я в АТО, а не здесь». Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Смогут ли подстаканник и кокошник объединить Россию?

Антон Крылов, журналист
Фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» смотрится мирно и уютно. У этих бытовых предметов есть серьезный шанс стать символом объединения народа, чего никак не могут сделать исторические личности. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Три важных условия для изменения пенсионной системы

Алексей Анисимов, руководитель исполкома ОНФ
Сегодня на шесть работающих приходится пять пенсионеров. Нужно что-то делать, ибо сама собой эта проблема не решится. Неужели стоит перекладывать это на молодых, повышая налоги для работающих, чтобы обеспечить выплаты пенсионерам? Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

    Минобороны показало испытания новейшего вооружения

    Минобороны приоткрыло завесу тайны над современными российскими вооружениями, анонсированными Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, такими как беспилотник «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Кинжал» (на фото ее пуск с нового носителя) и другие
    Подробности...

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Пентагон объявил о выделении Украине 200 млн долларов
         |  vz.ru
        Взгляд

        Выборы 2007

        До выборов в Государственную Думу:

        Поиск по сайту

        Читайте также

        Свойства без человека

        Роман «Алчность» нового нобелевского лауреата Эльфриды Елинек вышел в свет на русском языке
        Писательница Эльфрида Елинек    20 октября 2005, 16:27
        Фото: AP
        Текст: Дмитрий Бавильский

        «Алчность» в переводе Татьяны Набатниковой появился на книжных прилавках только летом. Но уже к началу осени было продано несколько десятков тысяч экземпляров и «Алчность» вышла в разряд интеллектуальных бестселлеров. Что странно, потому что читать этот текст сложно и практически невозможно дочитать. И дело совершенно не в «шокирующих подробностях», которыми писательница наполняет все свои книги, наиболее известная из которых – «Пианистка».

        Впрочем, шокировать современного читателя невозможно, трудности чтения здесь иного рода – эстетического: Елинек совершенно не заботится о читательском комфорте.

        Перемена участи

        Обложка романа Эльфриды Елинек «Пианистка»
        Обложка романа Эльфриды Елинек «Пианистка»

        «Пианистка», фильм М. Хенеке с И. Юппер в главной роли, снятый по одноименному роману Елинек, положил основу международной известности радикальной австрийской феминистки. Потому что интеллектуалы знали Елинек давно. В основном как остросоциального драматурга. Иное дело – признание масс.

        Сначала «Пианистку» наградили в Каннах, затем подоспела и Нобелевская премия. Убежден – не было бы фильма, не было бы и премии. Сработал закон сообщающихся сосудов. Тем более что книги Елинек – груды полусырых внутренних монологов невнятной атрибуции. Когда сложно понять, кто говорит – автор или персонаж. Или оба они вместе. Совершенно непонятно, как тот же Хенеке писал сценарий, – сюжет бьется нитевидным пульсом, пробиваясь сквозь груды сырых слов. Ни одного диалога – только большие периоды-абзацы, каждый из которых заканчивается на выдохе-выкрике.

        Таким романам необходимо предпосылать либретто. Ибо даже если читать очень внимательно, то не сразу поймешь, в чем суть борьбы жандарма Курта Яниша с окружающими его женщинами. Которых он совращает, соблазняет, бросает в поисках лучшей недвижимости, доводит до самоубийства, а одну из них, видимо, убивает сам. На читателя сыпятся подробности семейной жизни Курта, мысли писательницы по поводу жизни в Австрии, подробнейшие (на десятки страниц) описания озер и водоемов, нешуточный социальный пафос и россыпи метафор.

        Нет слов, все это злободневно и порой красиво, особенно в ритмически точном переводе Татьяны Набатниковой, однако категорически не хватает путеводной нити, способной провести читателя сквозь все эти завалы. Понимаешь, что Шеро ваял сценарий «Пианистки» подобно скульптору – отсекая все лишнее и редуцируя многостраничные излияния до скупых глаголов.

        Наследница по прямой

        Обложка романа Эльфриды Елинек «Алчность»
        Обложка романа Эльфриды Елинек «Алчность»

        Эльфрида Елинек – последний авангардист австрийской словесности, наследница по прямой трудночитаемых модернистов типа Музиля, чья эпопея «Человек без свойств» была построена схожим образом. Хотя при всем экзистенциальном и эстетическом пафосе Музиль не забывал и про сюжет, про внятность структуры, позволяющей читателю отдыхать хотя бы время от времени. К тому же Музиль исследовал душевную выхолощенность современного ему человека, а для Елинек предметом анализа является социум, извращающий человеческую природу.

        Плотностью своей «Алчность» напомнила мне и другой жанровый прообраз – прозу, как ни странно, Габриэля Гарсиа Маркеса, чей фантастический реализм тоже ведь чурался диалогов, требуя для воссоздания первородной плотности мифологических материй одышливых абзацев и изматывающих периодов. Тем существеннее разница: метафизические цепочки Маркеса основаны на народных преданиях и легендах, которые он – тоже ведь Нобелевский лауреат – вплетает в ткань современной жизни.

        Для Елинек источником фантастического служит экологически замусоренная капиталистическая реальность – социальные механизмы, сексуальная неврастения, гендерная запущенность, когда мужчины и женщины, выбитые из своих привычных ролей, совершают странные и действительно фантастические поступки. Здесь уже нет, не может быть «крови и почвы», прорывов к природной сути, здесь цветы и чувства пробиваются сквозь асфальт и отвалы металлургических производств, зацветая в густых металлургических лесах...

        Все перепуталось, и горько следить за негативной антропологией Елинек. Аннотация говорит, что «Алчность» – роман о женоненавистничестве, – не верь, всяк сюда входящий, ибо больше всего автор ненавидит мужчин – похотливых, пузатых, подлых, словно бы увиденных с изнанки. Это важно, потому что в искусстве мы привыкли преимущественно к мужскому взгляду на мир. А тут визги и писки кастрационного синдрома, статусно закрепленные «Нобелевкой». Оттого и покупают, купаясь в повышении собственной самооценки, ибо бренд позволяет.

        Скандал в благородном семействе

        Академик Кнут Анлунд (фото АР)
        Академик Кнут Анлунд (фото АР)

        Однако на прошлой неделе вышел казус, который нарушает узаконенный порядок поступательного восхождения «гранд- нобелей». Кнут Анлунд, один из 16 членов Нобелевского комитета, вышел в отставку, протестуя против присуждения премии Эльфриде Елинек. Год спустя Анлунд нарушил святая святых комитета (все обсуждения которого помещены в секретный архив на полстолетия) и вынес нобелевский сор наружу. Анлунд высказался о романах Елинек как о порнографии и словесном мусоре, унижающем гуманистический пафос премии.

        И с ним, между прочим, можно легко согласиться. Ведь если эстетические материи – субстанция эфемерная и не поддающаяся четким дефинициям, то ненависть и мизантропия, которые излучает «Алчность», вызывают вполне понятное и четкое отвращение. В годы перестройки гулял публицистический штамп про «порнографию духа». Что ж, вполне в струе с ощущениями Кнута Анлунда. Понятно, что автора разрывает боль за судьбы человека и всего человечества, но зачем же стулья ломать?

        К тому же поддерживая мизантропию гулким статусом. Чем бы была «Алчность» без нобелевской мантии? В любом книжном магазине теряешься от разнообразия новинок на любой вкус, запах и цвет. В этом изобилии даже самые сюжетные и привлекательные романы расходятся минимальными тиражами. А тут – два десятка тысяч копий «Алчности», которую читать без зубовного скрежета и воли, собранной в кулак, невозможно.

        И кто все эти люди? Что вынесли они из этого 463-страничного штурма человеческих возможностей? Антропологический эксперимент с применением тяжелой артиллерии продолжается.

        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............