Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
2 комментарияЧемоданное настроение
Отношение к комедийному жанру сегодня в театре пренебрежительное. Ставить комедии многие труженики репертуарного звена считают ниже своего достоинства. Или, что еще хуже, ставят нехотя, через губу, выбирая материал по принципу «что попалось». Жанр, соответственно, мстит: если бросить взгляд на столичную афишу, обнаружится, что комедий, сделанных без пошлости или ненужного философского подтекста, практически нет.
Однако комедия остается самым, наверное, востребованным жанром у публики. Быть может, поэтому нынешний сезон ряд крупных театров начинает именно комедиями.
В «Сатириконе» за последние годы обозначился явный крен в сторону серьезного репертуара. Сам худрук ставит «Доходное место» А. Островского – со звездами и «Страну любви» (то есть «Снегурочку» того же А. Островского) – с учениками, играет шекспировского Ричарда Третьего и воплощение «внутреннего врага» в линчевско-метафизической истории «Косметика врага».
Но вдруг увлекается сам и увлекает лучших своих актеров историей под названием «Смешные деньги» популярного комедиографа Рэя Куни (до сей поры его сочинения освоили в МХТ и в «Сатире»), делая, таким образом, беспроигрышный репертуарный ход.
Побег из гостиной
Сцена из спектакля "Смешные деньги" |
Однако просто вскочить в самолет и улететь у Генри не получится. Во-первых, надо убедить в целесообразности побега жену Джейн (Агриппина Стеклова) – милую доверчивую хлопотунью, не желающую жертвовать семейным уютом ради чего бы то ни было. Во-вторых, что-то объяснить приглашенным в этот день на ужин друзьям – обаятельному простофиле Виктору (Максим Аверин) и нарядной красотке Бетти (Елена Бутенко-Райкина).
В-третьих, избавиться от непонятно откуда взявшихся полицейских – жуликоватого авантюриста (Алексей Якубов) и честного служаки (Владимир Большов), приносящих новости одна другой невероятнее. И это только завязка лихо закрученной, необычайно динамичной истории. Будут здесь и выстрелы, и легкая игра в свинг, и даже намек на «голубую» любовь (необоснованный, правда, но добавляющий пикантности). А главное – будет столь желанный хэппи-энд, случившийся благодаря расторопному веселому водителю такси Биллу (Тимофей Трибунцев). Измученные суматохой, герои все-таки увидят вожделенную Барселону.
За два часа элегантная гостиная в доме Перкинсов превратится в настоящий содом; герои забудут, кто они такие, или и впрямь окажутся несколько «не теми»… Ситуации накручиваются одна на другую с такой скоростью, что от персонажей требуется молниеносная реакция на обстоятельства – как при переходе уровней в компьютерной игре. Однако, что приятно, в этой суматошной катавасии герои выглядят смешно, но ни в коем случае не глупо. А потому заставляют себе симпатизировать.
Убежавшие от себя
Сцена из спектакля "Смешные деньги" |
Подобный метод вполне применим и к специфике исполнения пьес Куни и драматургов подобного плана. Ибо один из самых важных моментов здесь – скорость. Артист должен обладать выносливым организмом, чтобы адекватно отыграть бесконечно меняющиеся ситуации: успеть десять раз за пять минут сменить реакцию, пару раз встать на уши, прыгнуть с лестницы, да еще озвучить собственный текст.
Чаще всего этого хватает. Но честь и хвала тем актерам, которые в подобных рамках еще ухитряются создать если не полноценные характеры (чаще всего их нет и у автора), то внятные зарисовки.
Некоторым господам из «Сатирикона» это удается. Интереснее всех выглядит Денис Суханов, артист нервно-трагического дарования, чей удел – возвышенные романтические герои, сломленные судьбой: Жадов, Арбенин, Шантеклер. Оказалось, что и прямо противоположная стилистика Суханову не чужда. Остальная компания работает ровно, аккуратно и – что ценно – не перетягивая одеяло на себя.
Выбивается из общей картины только Агриппина Стеклова, отчаянно пережимающая и уходящая в вульгарность. Ее порой оказывается так много, что хочется глаза от сцены отвести. Но вот что интересно: выходя из зала после «Смешных денег» – спектакля внятного и не лишенного как чистоты жанра, так и вкуса, – ловишь себя на мысли, что вернуться на него не хотелось бы. Избаловал нас Константин Аркадьевич серьезными историями. И ожидания от его театра поневоле теперь будут завышенными.