Взгляд
7 декабря, среда  |  Последнее обновление — 02:31  |  vz.ru
Разделы

Украина плотно сидит на игле информационной наркоты

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Не стоит надеяться, что украинцы вдруг очнутся и вылечатся сами. Немцы, нация гораздо более рациональная и рассудительная, нежели романтичные и кипешные украинцы, до самого мая 1945 года веровали в вундерваффе и решительный перелом. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Коллизия с «Дождем» в Латвии – признак полноценной холодной войны

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Квант плюрализма отчасти и придает происходящему пресловутую «гибридность». Однако теперь он становится рудиментом ушедшей эпохи. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Украинской церкви очень тяжело, но в истории бывало и хуже

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как памятник Екатерине напоминает, что Одессу основали вовсе не Бандера с Шухевичем, так и Церковь самим своим существованием напоминает о том, что реальная история выглядела совсем не так, как ее рисуют украинские националисты. Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Португалия с разгромным счетом победила Швейцарию и вышла в четвертьфинал ЧМ

    Главная тема


    Американцы перестают поддерживать Украину

    контрмеры Москвы


    Россия рассматривает введение фиксированной цены на нефть

    «защищал русскую культуру»


    Папа римский назвал свои слова о бурятах и чеченцах «фигурой речи»

    христианская церемония


    Эксперт: Факт венчания Пугачевой и Галкина лишает их прав на гражданство Израиля

    Видео

    вердикт Запада


    Телеканал «Дождь» погубила эмиграция

    угроза атаки


    Тыловые аэродромы России требуют усиления защиты

    «чужие проблемы»


    Как меняют мнение казахстанцев о спецоперации

    угольный «майдан»


    Кому нужна монгольская революция

    гарант безопасности


    Украина загнала Европу в финансовую зависимость от США

    найти предлог


    Владимир Можегов: Повод для вторжения на Украину Польше даст Тайвань

    принять решение


    Ирина Алкснис: Главный ресурс России в СВО – время

    русофобия и нацизм


    Игорь Караулов: Цель Запада – перепрошивка наших мозгов

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    Иерей Димитрий Фетисов: Поющие и плачущие

    27 августа 2013, 09:30

    Требовать от мирянина или белого попа абсолютного послушания, нестяжания, сухоядения и прочих высочайших добродетелей – это все равно что первокласснику задавать задачки по высшей математике.

    Довольно часто претензии, предъявляемые к православному религиозному мировоззрению, неосновательны, потому что проблема, заявленная в них, на деле отсутствует. Человек возмущается, спорит, иногда одерживая блистательную победу над своей же выдумкой, – но спорит не с предметом, а со своим представлением о нем.

    Христианская литература, созданная на протяжении двух тысячелетий, произошла исключительно из монашеской среды

    Впрочем, такая подмена религиозных истин собственным представлением о них встречается и среди людей, находящихся в церковной ограде. Увы, оторвавшись от церковной традиции, мы, православные, допускаем в свою жизнь множество мифов, и одним из них является представление о христианской жизни как о чем-то унылом и печальном, совершенно лишенном всякой земной радости.

    При общении с некоторыми прихожанами возникает такое ощущение, будто человек пришел в церковь в самый минорный момент ее жизни – период Великого поста – да так и остался в нем, в посте, причем именно в Великом. Отчего это происходит?

    Отчего, даже беря благословение на поездку в теплые страны, в долгожданный отпуск, люди так робеют, будто они похитили эту путевку, а не копили на нее, всю зиму откладывая по грошику? Отпускник, собравшийся на море, перед священником словно извиняется за свое «греховное самоугодие» и нежелание «смиряться» с круглогодичным созерцанием серых высоток и пыльного асфальта.

    Причин такой поведенческой и мировоззренческой модели, на мой взгляд, две: одна из них объективная, другая же – чисто субъективная.

    Объективная состоит в том, что, к сожалению, не все люди понимают: Священное Писание в известной мере диалектично, и там же, где говорится о покаянном сокрушении, рядом встречаются и призывы к радости. Однажды даже подсчитали, что разные формы слова «радуйся» встречаются в Библии 310 раз, а слова «веселье» – 217 раз, причем по большей части в положительном контексте.

    В Священном Писании, в котором говорится о воздержании (например, у апостола Павла: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Ефес. 5, 18)), говорится и о радости размеренного потребления вина: «Ты [Господи] произращаешь траву для скота [...] и вино, которое веселит сердце человека...» (Пс. 103: 14–15). Или тот же апостол Павел советует своему ученику Тимофею вкушать вино для поддержания здоровья: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

    Ну и конечно, самой яркой иллюстрацией христианского гедонизма является отрывок из Евангелия, повествующий о первом чуде, сотворенном Христом в Кане Галилейской по ходатайству Своей Матери: претворении воды в вино. Этот коротенький отрывок свидетельствует о том, что Бог не только не гнушается нашей простой человеческой радостью (а что может быть человечнее и радостнее, чем свадьба?), но и не осуждает ее экстатичности.

    Помните, когда именно Он претворил воду в вино? В тот момент, когда вино закончилось, а значит, все были уже навеселе, как это следует из текста Евангелия. Впрочем, понятное дело, Спаситель посетил этот дом и сотворил чудо, зная, что собравшиеся люди благочестивы и вряд ли, слегка перебрав, начнут плясать на столах.

    Кроме указанного однобокого прочтения Священного Писания, причина ригоризма некоторых членов Церкви заключается в том, что аскетическая, да и вообще вся христианская литература, созданная на протяжении двух тысячелетий, произошла исключительно из монашеской среды. Т. е. те требования, которые в ней предъявляются, адресованы в основном к нашей духовной элите – иноческому чину, про который Сам Господь сказал, что далеко не все способны к такому подвигу высшего совершенства.

    Поэтому требовать от мирянина или белого попа абсолютного послушания, нестяжания, сухоядения и прочих высочайших добродетелей – это все равно что первокласснику задавать задачки по высшей математике.

    Хотя это, наверное, промыслительно, что наш аскетический идеал так высок и миряне зачитываются теми частями добротолюбия, которые адресованы конкретно монашествующим. Так мы хотя бы увидим свое несовершенство и, смиряясь, станем попроще, избавившись от стоической накипи гордыни и самомнения.

    Несомненно субъективны в своем мнении те, кто требует от всех православных преподобнической аскезы. Такие люди зачастую впадают в две противоположные крайности: с одной стороны, они могут возмущаться молчаливым и тощим монахом в дырявой рясе, укоряя его за крайний ригоризм и мнимое высокомерие, а с другой – их будет возмущать и вид веселого добродушного попа, не чуждого чувства юмора и – в разумной степени – благ этого мира.

    Сюжет этот не нов. Те же самые претензии предъявляли Христу Спасителю и Иоанну Предтече: одного, как это ни странно, упрекали в излишнем гедонизме, а второго – в крайнем аскетизме.

    «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? И кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Мф. 7,31–35).

    Блаженный Феофилакт Болгарский, истолковывая этот отрывок, поясняет, что у евреев была такая игра: большое число детей разделялись на две части, и, как бы в насмешку над жизнью, одни на одной стороне плакали, а другие на другой играли на свирели, и ни играющие не соглашались с плачущими, ни плачущие – с играющими.

    Господь, согласно истолкованию, и фарисеев представляет делающими нечто подобное: как с Иоанном, ведущим скорбную жизнь и вводящим покаяние, не скорбели и не подражали ему – так и Иисусу, не отвергающему приятную жизнь, не повиновались и не соглашались с Ним.

    От обоих отстранились, не оказав сочувствия ни Иоанну плачущему, ни Иисусу, как говорит Феофилакт, «играющему и отпускающему».

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •