Взгляд
27 января, четверг  |  Последнее обновление — 20:04  |  vz.ru
Разделы

Россия стала объектом международного газлайтинга

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Разговор о смерти дипломатии, к сожалению, приобретает практический смысл. Уж если британцы свой легендарный Форин Офис используют как сливной бачок, то что же делать другим странам? Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Школьные уроки истории хотят деевропеизировать

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Какой в этом прок, если школьники не будут знать, как образовалось национальное русское государство или какие реформы проводили Петр I и Александр II. Не кажется ли авторам новой концепции, что русская история несколько важнее истории стран Азии и Африки? Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

«Омикрон» – это детская версия ковида

Алексей Федоров
Алексей Федоров, кардиохирург
Деликатный вопрос детской вакцинации: стал бы я теперь вакцинировать детей от ковида? Посмотрев, как болел сын – скорее, нет. Посмотрев, как болела дочь – скорее, да. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Аэромобиль AirCar получил разрешение на полеты в Евросоюзе

Словацкая компания Klein Vision завершила сертификацию в ЕС летной годности своего первого аэромобиля AirCar и может приступать к массовому производству новинки. Особенностью автомобиля являются складывающиеся крылья, которые позволяют ему передвигаться не только по дорогам, но и по воздуху
Подробности...

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: СМИ сообщили о применении минометов и гранатометов на границе Таджикистана с Киргизией

    Главная тема


    Россию просят спасти еще одну страну в Африке

    штаммы COVID-19


    В центре Гамалеи предупредили о новых мутациях вируса после «омикрона»

    пособник нацистов


    Верка Сердючка спела песню про Бандеру на передаче для российского канала

    телевизионное шоу


    Подопечную Пелагеи на детском «Голосе» заподозрили в лжеминировании вуза

    Видео

    война на украине


    Военную помощь Донбассу сдерживает «Минск»

    замена российского газа


    Действия США в Европе провоцируют жесточайший энергетический кризис

    Спутниковые снимки


    Как западная разведка врет руководству США о «российском вторжении»

    киевская пропаганда


    Как украинцев настраивают на «битву с Россией»

    «Украине нет места в НАТО»


    Определен главный русофил среди президентов Евросоюза

    массовое отключение


    Владимир Прохватилов: От блэкаутов Центральную Азию может спасти только Россия

    Онлайн-челлендж


    Александр Малькевич: Ради хайпа и лайка толкают на смерть

    решительное отступление


    Тимофей Бордачёв: США устроили панику накануне отступления в Европе

    на ваш взгляд


    Планируете ли вы привить своих детей вакциной «Спутник М» для подростков в возрасте от 12 до 17 лет?

    Михаил Бударагин: Фигура умолчания

    13 декабря 2012, 14:30

    За высшее образование бьются сегодня два типа романтиков. Реальность же такова, что вузы, как и средние школы, уже не имеют к образованию как таковому прямого отношения. Увидеть этого не хочет почему-то никто.

    В русской культуре полемики самым важным элементом дискуссии является фигура умолчания – какой-то известный обеим сторонам спора эпизод, одно упоминание которого отменяет предмет раздора. Самый показательный пример подобного умолчания – это, конечно, Варлам Шаламов: именно о нем, авторе «Колымских рассказов», всегда случайно забывают все критики СССР и все его апологеты, когда речь идет о лагерях. Спорят обычно о Солженицыне, который жил в Вермонте и в «Архипелаге ГУЛАГ» допустил какие-то ошибки. Их так приятно найти, а еще приятней – уличить нобелевского лауреата в обмане. У Шаламова маловато размаха для поиска исторических несоответствий, но дело даже не в этом: просто в его прозе нет места надежде. Сломать советскую систему можно, в этом-то сам Шаламов не сомневался, но человек – мал, жалок и слаб, куда ему деться из этих руин? От себя далеко не убежишь.

    Проблема вузов, собственно, в том и состоит, что их по инерции считают учреждениями образования, а они таковыми давно уже не являются

    Поэтому «Колымские рассказы», где у героев есть два пути: умереть или сломаться, – в спор о Советском Союзе не включены. На всякий случай. А вдруг, прозорливо думают полемисты, умереть или сломаться – это выбор человека и за пределами СССР, и тогда дискутировать стоит лишь о том, умереть все-таки или сломаться – а о таком не особенно-то и поговоришь.

    В основном, конечно, человек выбирает сломаться, но тут уж кому что по душе. Юкио Мисима, например, умер, и так уж ли он ошибался?

    Те же и конспекты

    В случае с многострадальным нашим образованием фигура умолчания торчит из дискуссии, как сломанное ребро, и тот факт, что этого ребра как бы не существует, говорит почти обо всем. Периодически кто-то вскользь упоминает о том, что эта проблема действительно существует, но разговор быстро переводится на любую другую тему. Как бы чего не вышло.

    И сторонники министерской эффективности, и ее противники ненароком забывают о том, из вузов выходят специалисты: об этом, собственно, пишут в дипломах. И единственным внятным критерием работы того или иного учреждения может служить только количество, извините, что я это говорю, выпускников, работающих по специальности. Точка.

    Речь, конечно, идет не о настоящем, живом современном университете, а как раз о той сферической высшей школе в вакууме, о которой спорят противники невнятных министерских реформ со сторонниками решительных преобразований. Обе стороны оперируют неким условным институтом, где нужно что-то как-то наладить, чтобы все засияло. Так шестидесятники полагали, что где-то есть ленинское наследие, которое извратил товарищ Сталин, и вот стоит это наследие вернуть, как будет тут кукуруза колоситься от Алтая до Китая. Понадобился как раз Шаламов, чтобы доказать собственной жизнью, что никакого извращения просто не было и дело вообще не в этом.

    Настоящее высшее образование, если подходить к делу не романтически, а с позиций простого, как учили нас классики, реализма, – это в основном отложенная социализация. И больше ничего. Кого там чему учат на оборудовании 1977 года, не имеет уже особенного значения: важно, что великовозрастные оболтусы не шляются по подъездам, не колются и занимаются ну хоть каким-то делом. Пишут конспекты, например – отсюда вообще берется любовь преподавателей к этому совершенно бесполезному занятию: конспект отнимает много времени и сил, не требуя при этом внятной работы ума (когда они были придуманы, напомню, у каждого студента не было Сети и ноутбука) – в общем, максимум усилий и никакого толку. То, что нужно.

    Мы делаем вид, что вас учим, вы уж, будьте добры, сделайте вид, что учитесь.

    Битва романтиков

    И вот на эту сбалансированную систему, которая не нужна никому, кроме нее самой, наступают с двух сторон неистовые романтики. Первые – романтики высшего образования как самоценности (подумаешь, выпускает провинциальный вуз сто биологов в год, подумаешь, в своем Сарапуле они не найдут работы никогда – какие мелочи) – кричат о том, что высшее образование теряет позиции, что выпускники вузов все более и более дремучи. К слову, отметим, что выпускники советских вузов заряжали воду от Кашпировского и несли деньги в МММ, поэтому с дремучестью нужно быть поосторожней.

    Вторые – романтики эффективности – вопиют о том, что у нас на месте вчерашних ПТУ выросли какие-то шарашкины конторы, где выдают дипломы не пойми кому. И хорошо бы всю эту малину прикрыть, а заодно и разобраться, чему учат в классических вузах. Начинают разбираться, но вузы-то вообще не про обучение, а про социализацию, как и средняя школа, и предъявлять им какие-то претензии – это как критиковать паровоз, который не летает. Да, не летает, да, может, уже и по рельсам не ездит, но в вагоне можно погреться. Тоже польза.

    На самом же деле максимально разумным шагом будет просто перевести вузы из ведомства Министерства образования в подчинение Министерству, скажем, культуры – ведь речь уже идет не об образовании как таковом, а о проведении досуга. При этом студенты учатся – это правда, но ведь и шахматисты-любители тоже учатся, что ж с того. Как будто наличие расписания на стене может что-то значить.

    Проблема вузов, собственно, в том и состоит, что их по инерции считают учреждениями образования, а они таковыми давно уже не являются. Теперь мы сталкиваемся со специально организованными местами проведения молодежного досуга – неужели это хоть для кого-то является какой-то тайной?

    И – осторожно предположу – может быть, любой разговор о высшем образовании стоит начинать с того, что, в принципе, вузы должны готовить специалистов, мы знаем это в теории, а у нас, конечно, не готовят, и если какой-нибудь замечательный экономист все-таки работает по профилю – это только его личные качества, везение, звезды так сложились, прекрасный умный человек, но мы понимаем, что исключение, и поэтому давайте исходить из того, что есть у вуза много других не слишком плохих черт: интересно читающие лекции преподаватели, неплохие котлеты в столовой, можно заселиться в общежитие – разве же это плохо?

    Зачем же это все разгонять? Да незачем. Зачем же биться головой о кафельный пол с криками «образование умерло, все пропало, шеф»? Тоже незачем.

    Такая жизнь, господа романтики.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •