Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

21 комментарий
19 июня 2009, 20:19 • Авторские колонки

Александр Латкин: Еще один БРИК в стене

Россия создает для себя параллельную реальность

Александр Латкин: Еще один БРИК в стене

Россия пытается создать для себя параллельную реальность, президент Дмитрий Медведев обваливает доллар, а наша жизнь становится похожа на сериал Lost. Кто напишет для нас новый сценарий?

Главным событием ушедшей недели стал приезд лидеров четырех стран в Екатеринбург на саммит БРИК.

В 30–40-е годы никто из нас не участвовал в создании мировой финансовой архитектуры, ни одно из наших государств. Все за нас решили

Руководители Бразилии, России, Индии и Китая призвали богатых помогать бедным и пообещали добиться реформы международных финансовых институтов. Более значимых результатов встреча не принесла, и, на первый взгляд, непонятно, зачем лидеры четырех немаленьких стран летели на Урал.

Более того, этой встречи могло и не быть, если бы аналитики банка Goldman Sachs в 2001 году не задумались, куда отнести страны, которые не подпадают под определения «развитые» и «развивающиеся». Вот и появился этот кирпич, этот БРИК, льстящий нам своей «кирпичностью», солидностью, попаданием не в самую плохую компанию.

Посмотреть бы в глаза этому аналитику и задать пару вопросов. Именно так хочется поступить с автором какого-нибудь голливудского продукта.

Так, Джордж Лукас придумал «Звездные войны», и Рейгану приходилось беситься, но терпеть, когда его «Стратегическую оборонную инициативу» стали называть этими двумя словами. Так, картина Рембрандта «Ночной дозор» дала название российской кинокартине, и они обе – эстонской общественной организации, которая защищала знаменитый памятник «Бронзовый солдат». Так, недавняя катастрофа авиалайнера над океаном заставила вспомнить знаменитый сериал Lost, вышедший у нас под названием «Остаться в живых». Несколько дней люди по всему миру надеялись, что пассажиров спас некий магический Остров. Перенес в параллельную реальность, где им теперь хорошо.

Вот и России сейчас приходится создавать параллельную реальность.

Кризис многое сделал очевидным. Нас не пустят в Америку. Например, Северсталь на этой неделе отказалась от завода в США. Причина проста – российская компания смогла до кризиса приобрести проблемное предприятие, которое ее глава Алексей Мордашов надеялся спасти. Фактически это была сделка престижа – сейчас завод пришлось продать.

Подобной сделкой престижа может оказаться и покупка Сбербанком вместе с компанией Magna немецкого автопроизводителя Opel. Если бы банкротящаяся GM не вынуждена была продать иностранные активы, никто бы не отдал России известную автомобильную марку. И неизвестно, сможем ли мы удержать эту компанию, если кризис вдруг кончится.

Поэтому пока нас объединяют лишь упущенные возможности, в известном смысле, недоразвитость. «Я своим коллегам, когда мы общались в Екатеринбурге, сказал: «Посмотрите, в 30–40-е годы никто из нас не участвовал в создании мировой финансовой архитектуры, ни одно из наших государств. Все за нас решили», – рассказал в пятницу Дмитрий Медведев, комментируя итоги встречи БРИК.

Однако у БРИК все же был результат, который, впрочем, не планировался. В день саммита рынки падали, однако затем они стали расти. Некоторые западные аналитики отметили, что это произошло из-за роста цен на нефть благодаря снижению курса доллара после слов Дмитрия Медведева о том, что миру нужны новые резервные валюты. Президент давно предлагает придумать замену доллару, однако такое воздействие на рынок его слова произвели впервые. Фактически его идея начала овеществляться. Вместе с самим БРИК.

Мы все – герои сериала Lost. Только у нас нет Острова, на который мы хотим вернуться (фото: unificationfrance.com)
Мы все – герои сериала Lost. Только у нас нет Острова, на который мы хотим вернуться (фото: unificationfrance.com)

Саммит БРИК для меня странным образом совпал с просмотром последних доступных серий сериала Lost. Да, признаю, они были бесплатно скачаны из Интернета. Это еще одна параллельная реальность, с которой никто не может бороться.

Люди, выжившие в смертельной борьбе с чужими и своими, снова вернулись из реального мира на опасный, непонятный Остров. Они уже не знают – живы они или мертвы. Люди отказываются от реального мира ради иллюзорного. Причина проста – реальный мир сам становится иллюзорным.

Действительно, кризис показал, что все, казавшееся надежным, может потерять свой статус. Доллар, нефть, фондовый рынок, экономический рост. Будущее.

Некоторые чиновники – в основном американские – последнее время осторожно пытаются нас убедить, что появились признаки выздоровления мировой экономики. Однако на самом деле мы уже не можем понять, стало лучше или хуже. Ясно, что все стало по-другому, а как – мы не знаем. Нет идеи развития. Нет новой идеологии. Дошло до того, что вполне капиталистические эксперты уже стали вполне серьезно говорить о возрождении марксизма, который должен спасти мир. Мы перемещаемся в некий параллельный мир, законов которого мы не знаем. И не знаем, есть ли между этим миром и нашей прежней жизнью связь. Есть ли тайные подземелья, подводные лодки, с помощью которых герои сериала Lost могут перемещаться между мирами.

Например, на этой неделе была сделана попытка соединить два таких мира. Дмитрий Медведев провел первое заседание недавно созданной им комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в лаборатории известного борца с компьютерными вирусами Евгения Касперского.

Вначале я не поверил сообщениям информационных агентств. Еще на прошлой неделе в колонке, посвященной вручению Касперскому Государственной премии, я, не надеясь на результат, предлагал за государственный счет нанять Касперскому бывшего чиновника с мировым именем для помощи в продвижении на иностранных рынках.

Я не ожидал, что все произойдет так быстро, что так стремительно Касперский начнет интегрироваться во властные структуры. Что так быстро заработают тайные подземелья и подводные лодки, соединяющие два принципиально разных мира. Мир нефти, госбюджетов и уверенных в своем будущем чиновников, и мир людей, делающих с помощью своих и чужих мозгов нечто важное из ничего.

Однако уже сейчас Касперский выглядит не как житель «Кремниевой долины». На фотографиях, где он сидит между Леонидом Рейманом и Анатолием Чубайсом, он похож на чиновника. Даже галстук у него завязан так, как у Медведева, – известно, что люди в высших эшелонах власти делятся не на «силовиков» и «либералов», а именно по типу галстучного узла.

Вручение Госпремии и проведение комиссии по модернизации у него в лаборатории на чиновничьем языке означает одно – его административный ресурс несказанно вырос. Это значит, что он в ближайшее время может стать чиновником. Можно предположить, что из Министерства связи и массовых коммуникаций будет выделена новая структура – например, Министерство информатики, или информатизации, или компьютеризации. И Касперский может его возглавить.

Это будет очень сильным знаком нынешним чиновникам. Но сам Касперский вряд ли сможет стать таким, как они. Точнее, управлять такой структурой он сможет, но у него не получится долго в том мире продержаться. Съедят они его, это не его Остров.

Безусловно, перекидывать мостик, рыть тайные и явные ходы между двумя параллельными мирами необходимо. Однако хотелось бы, чтобы дальше эти миры соединились. Сейчас как раз есть шанс – нефть не очень дорогая, еще есть стимул модернизировать российскую экономику.

Кто напишет сценарий продолжения Lost для нас?

..............