Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

9 комментариев
20 августа 2008, 14:06 • Авторские колонки

Андрей Перла: Примеряя пикейный жилет

Андрей Перла: Примеряя пикейный жилет

Я не международный обозреватель, не специалист по российской внешней политике. Я всего лишь обыватель. Именно поэтому мне странно слышать, что Россия якобы потеряла в Грузии больше, чем приобрела.

Чуть ли не все почему-то уверились, что, выиграв в Грузии в военном отношении, Россия проиграла (или, возможно, проигрывает, вот прямо в данный момент) информационную войну Западу.

Как же может быть иначе – против нас Fox News и CNN, BBC и радио «Свобода*», которым мы можем противопоставить разве что Russia Today. «Они» – законодатели мод информационного пространства – в один голос говорят, что «мы» – оккупанты и агрессоры. Их слушают, следовательно, мы проигрываем информационную войну.

Проигрываем, говорите? Но в чем это конкретно проявляется? В том, что западное общественное мнение настроено против России? Но давайте будем откровенны: это общественное мнение ни при каких обстоятельствах не может быть настроено иначе.

Они будут с нами торговать, будут рады видеть нас на своих курортах и в своих музеях, но при этом они будут о нас плохо думать

Это не следствие состоявшейся войны – хоть настоящей, хоть холодной, хоть информационной, – а просто условие ее начала. Причем это условие появилось не вчера, не по итогам президентских выборов 2008 или даже 2000 года. Даже не большевики были виноваты в его появлении.

Редьярд Киплинг был провозвестником и жертвой этих предубеждений задолго до всяких большевиков – «там, где серых шинелей взвод» – почти за сотню лет до советского вторжения в Афганистан английское общественное мнение точно знало, как к этому вторжению следует отнестись.

Что Киплинг! Ровно то же самое общественное мнение заставило страны Запада объединиться с Османской империей против России в Крымской войне.

Никакие действия России (кроме разве что действий одного бывшего российского министра иностранных дел, прозванного в свое время «мистер Да», но даже в этом случае имеются сомнения) не могут быть угодны западному общественному мнению. Это данность.

Не дипломат, не журналист-международник, всего лишь российский политолог и обычный обыватель, я уверен: задача не может быть в том, чтобы одномоментно изменить там общественное мнение. Это невозможно и в конечном итоге не нужно.

Задача в том, чтобы иметь возможность действовать без оглядки на враждебное общественное мнение, но так, чтобы твое мнение было услышано, хотя и не принято, но понято.

Эта задача, если говорить о российской политике по отношению к Грузии и непризнанным республикам, выполнена, причем даже с перебором.

Тот факт, что в сложившейся ситуации у России все-таки есть на Западе доброжелатели, причем в том числе в элитах, следовало бы считать успехом.

Конечно, может быть, что «доброжелатели» – слишком сильное слово. «Шесть пунктов», предложенных президентом Франции, выгодны прежде всего ему самому как политику и Франции как европейской державе.

Мнение президента Чехии – всего лишь его личное мнение, к тому же оно высказывается опять-таки в интересах Чехии, а не России. Но факт – интересы европейских держав и их правителей могут и совпадать с российскими. Прагматически – могут, причем даже вопреки традиционному общественному мнению.

Коль скоро это так, выглядит не такой страшной перспектива международной изоляции нашей страны, о которой говорят так много, что хочется уже спросить: в чем, собственно, эта изоляция проявится?

Исключат из «восьмерки»? Сомнительно, мнения кандидата в президенты США и российских диссидентов для этого недостаточно (а если всерьез, то, кроме российских оппозиционеров, это никому не нужно). И уж в любом случае не менее обоснованным представляется мнение о необходимости в короткой перспективе расширить «восьмерку» до «десятки», включив в нее Индию и Китай.

Не пустят в ВТО? Вполне возможно, но тут сомнителен ущерб. Существенная часть российского несырьевого бизнеса будет этим очень довольна. К тому же и без войны Россию в ВТО не очень-то были готовы пускать – и, кстати, «не пущать» пыталась в первых рядах та же Грузия, а также Польша, на дружбу с которой нам при любом раскладе не приходится рассчитывать. Тут традиции сильнее любых прагматических соображений.

Прекратится российское сотрудничество с НATO? Можно подумать, что реальное, а не декоративное сотрудничество существует сегодня. Вот у Грузии – сотрудничество, сразу видно, а у нас что?

Против нас объединится Восточная Европа? Это произошло уже давно, Грузия тут ни при чем. Удивительно не это объединение, а взвешенная и разумная позиция того же президента Чехии, нашедшего в себе силы призвать все-таки не путать исторические прецеденты.

Что еще? Вся Западная Европа с нами поссорится? Как, простите, это будет выглядеть? Торговать перестанут или визы выдавать? Говорят, будет затруднен въезд русских в Англию и США, но он уже довольно затруднен. На курорты Испании, Турции и Хорватии, в Париж и Брюссель будем летать, как и раньше.

Тогда о чем речь? Все о том же – они будут с нами торговать, будут рады видеть нас на своих курортах и в своих музеях, но при этом они будут о нас плохо думать.

Это очень неприятно, когда партнер в переговорах, торговых делах и любых иных контактах заранее о тебе плохо думает. Но за возможность вести самостоятельную политику эту цену можно заплатить.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............