Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
17 июля 2008, 18:00 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: День поминовения

Юрий Гиренко: День поминовения

17 июля 1918 года в Екатеринбурге группой вооруженных бандитов, выполнявших приказ незаконного правительства, было совершено зверское убийство 11 человек: троих мужчин, семерых женщин и одного ребенка.

90 лет назад в Екатеринбурге, в доме, реквизированном у купца Ипатьева, были убиты отрекшийся от престола император, его жена, четыре дочери, сын, врач и трое слуг. Убийцы исполняли устное распоряжение председателя ВЦИК Свердлова, именем которого позднее был назван город, в котором совершилось преступление.

Россия, всё глубже погружавшаяся в кровавую купель гражданской войны, не вздрогнула и, в общем, не заметила этого преступления в череде многих прочих, совершавшихся во имя революции или контрреволюции.

Никого не ужаснул сам факт убийства семерых женщин и больного ребенка – женщин и детей в 1918-м, а тем более в последующие годы, убивали в больших количествах.

Никого (почти никого) не потрясло, что произошло цареубийство. Сакральный ореол вокруг монархии и монарха за год революции развеялся. И даже то, как именно оно свершилось – даже без видимости суда, тайно, по-разбойничьи, – не взволновало страну.

Убийство царской семьи – это воплощение ужаса русской Смуты. Это символ самоубийства страны, чудом не доведенного до конца

А уж потом России стало вовсе не до Романовых и их горькой судьбы. Война, разруха, государственный террор, уничтожение крестьянства, голод, новая война… Какая там царская семья! В белой эмиграции, правда, существовал культ «царя-мученика», но эмигранты от страны были отсечены на долгие десятилетия.

Только в конце прошлого века стало приходить понимание того, что убийство в Ипатьевском доме было большим, чем просто одно из многих убийств, совершенных в годы Смуты. Что оно символизировало крушение не только империи, но всего веками строившегося уклада русской жизни.

Убийство царской семьи – это воплощение ужаса русской Смуты. Это символ самоубийства страны, чудом не доведенного до конца.

Понимание стало приходить – но так до сих пор и не пришло. И происходящее вокруг этого мрачного юбилея показывает, что для осмысления потребуется еще немало времени.

А что, собственно, происходит? Оставим в стороне идейных наследников убийц. Сегодняшние большевики, не смущаясь наследием своих предшественников, вновь кричат о «Николае Кровавом» и его страшных преступлениях перед народом. Тут медицина бессильна.

Однако не менее кощунственными выглядят, например, демонстрация на одном из центральных телеканалов фильма о «казни царской семьи» или экстренное возведение погибшего Николая II в «лидеры рейтинга» телеконкурса «Имя России».

Да и просто оживленные дискуссии об исторической роли последнего русского царя в дни траурного юбилея как-то не очень уместно звучат. Если не утверждать, что «так ему и надо» (а так говорят даже не все коммунисты), то хорошо бы соблюсти хоть какую-то паузу – и не перемывать косточки царю, самой дорогой ценой оплатившему все свои ошибки и неудачи.

Каким бы плохим правителем ни был император Николай Александрович (а никто не утверждает, что он был умелым и удачливым), но злодеяние остается злодеянием. И преступников никак не оправдывают ни слабости царя, ни вредность царицы.

Никого не ужаснул сам факт убийства семерых женщин и больного ребенка (фото: ИТАР-ТАСС)
Никого не ужаснул сам факт убийства семерых женщин и больного ребенка (фото: ИТАР-ТАСС)
Не свидетельствуют о понимании и «пляски на костях», устраиваемые некоторыми политиками. Тут, как обычно, впереди планеты всей гениальный политикан Жириновский. Ему-то что «Евровидение», что цареубийство – лишь бы в телекамеры. А мы смотрим – и не ужасаемся этой торжествующей смердяковщине.

Своих «плясунов» мало – прибывают и зарубежные. Вот, прибыла почтить память мучеников самозваная «глава императорского дома» Мария Владимировна Романова – внучка великого князя Кирилла Владимировича, первым предавшего своего царственного кузена в марте 1917-го. И тоже позирует перед телекамерами...

Ну, а общество? А обществу – плевать. В основном. Причем не потому, что «не до того». Скорее, срабатывает психологическая самозащита. Люди чувствуют, что стоит признать преступление преступлением, как от них сразу начнут требовать покаяния. А каяться не хотят.

И правильно, кстати, не хотят. Почему современные граждане России должны каяться за преступление горстки разбойников, каковой была партия большевиков в 1918 году? Да и вообще, «каяться в грехах публично» – это лютеранство и жириновщина. В христианской традиции покаяние – дело личное, интимное.

Не о покаянии речь. Об осознании того, чем была смута для России – и в какую бездну мы тогда рухнули. Это не хочется осознавать. Хочется гордиться своей историей – всей! И потому не считать революцию и советскую власть пятном на прошлом. Иначе что – наши отцы и деды жили зря?...

Не зря. Но смута – была. Самоубийство страны почти состоялось. И об этом нельзя забывать.

Поэтому день 17 июля надо помнить – как мы помним день 22 июня. Как день национальной катастрофы. Историк Тимофей Шевяков предложил сделать эту дату днем поминовения жертв гражданской войны. Всех ее жертв – красных, белых, любых. И он прав.

Надо помнить и скорбеть о мученической смерти троих мужчин, семерых женщин и одного ребенка в Ипатьевском доме. Зажигать поминальные свечи и молиться. Чтобы никогда больше не рухнуть в пропасть смуты и не сделать убийство частью обыденности.

Не праздновать. Не «отмечать». Не плясать на костях. Просто помнить.

..............