Взгляд
25 января, понедельник  |  Последнее обновление — 06:27  |  vz.ru
Разделы

От изуверия схиигумена Сергия к церквеубийству

Дмитрий Юрьев
Дмитрий Юрьев, политолог
Схема такая. Ненависть к греху сначала подменяется ненавистью к грешникам, потом – произвольным и самочинным «назначением» в грешники по социальному, этническому или любому другому признаку, а потом – обожествлением этой ненависти и превращением ее в идола для фанатичного поклонения. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Меня изумлял наш авторитаризм

Борис Межуев
Борис Межуев, политолог
Меня всегда изумлял наш авторитаризм: с одной стороны, культ Путина, «без Путина нет России», с другой – самое безопасное, что можно делать в России, это ругать Путина. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

ЗОЖ – это секта

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Бодипозитивщицы обнулили усилия сторонников ЗОЖ и их верования. Нынче считается, что быть в теле – это не только красиво, но и полезно для здоровья. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Джозеф Байден стал 46-м президентом США

Джозеф Робинетт Байден–младший принес в среду присягу на ступенях Капитолия в качестве 46-го президента США, а Камала Харрис стала вице-президентом страны. Новый глава Америки назвал день своей инаугурации «днем истории, надежды и обновления», призвав американский народ к единению
Подробности...

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Уголовное дело возбудили из-за перекрытия улиц во время несанкционированных акций в Приморье

    Главная тема


    Как России следует ответить на провокацию посольства США

    «ГТА просто»


    Участницы Pussy Riot сбили полицейского машиной при задержании в Москве

    «окончательно охамели»


    Рогозина заблокировали в Facebook за ответ Макфолу

    «Финиш на эмоциях»


    Российских лыжников лишили бронзы этапа Кубка мира за неспортивное поведение

    Видео

    война 08.08.08


    Европа разрушила любимую легенду Саакашвили о войне с Россией

    сельхоз техника


    Как взлетела популярность российских тракторов и комбайнов

    спорная инициатива


    Нужно ли вводить в России ковид-паспорта

    выборы-2021


    Коммунистам в Госдуме угрожают объединенные левые

    отношения с США


    Что ждать России от президентства Байдена

    Жизнь в интернете


    Арсений Гончуков: Куда бежать из соцсетей

    место разногласий


    Алексей Токарев: Как Байден повлияет на отношения России с соседями

    Революция недостойных


    Алексей Алешковский: Либералы исповедуют большевистские ценности

    на ваш взгляд


    Как изменятся отношения между Москвой и Вашингтоном после прихода Джозефа Байдена?

    Дмитрий Бавильский: Самый непрочитанный писатель

    7 марта 2008, 09:24

    Дело в том, что читать прозу Юлии Кокошко, у которой вышла первая (на самом деле, четвертая, но сути не меняет) книжка под плотной обложкой – «Шествовать. Прихватить рог....» – практически невозможно. Это все причастившиеся понимают.

    Читать невозможно, но читать нужно. Почему? Зачем? Имеет ли автор право на наши беспримерные усилия. В том-то и дело, что имеет. Заслужила по праву, сверчком сидя за теплой уральской печкой , не высовываясь наружу, сочиняя себе под нос феерическую, тончайшей выделки прозу.

    Человек, захлёбываясь, говорит. Говорит, как пишет. Пишет, как говорит. Пишет для того, чтобы говорить, ибо проза Юлии Кокошко настолько густая, что, для того чтобы не сбиться, начинаешь читать вслух.

    И всё равно настигает незапоминание – когда ты добираешься до конца страницы, то уже не помнишь что было в самом начале. Ибо избыток подробностей и непредсказуемость действуют лучше любого ластика. Именно поэтому проза кажется речью (именно поэтому тоже), что существует лишь здесь и сейчас, выдыхаемым паром или театром.

    При невероятной насыщенности реалиями и подробностями тексты Кокошко очищены от какой бы то ни было социальности

    Кокошко пишет периодами, её тексты – отрывки, точнее, тексты исполненные в эстетике отрывка, обрывка, набора тезисов к описанию некоей недоступной полноты.

    Её текст – всегда спектакль, идущий за закрытыми дверьми. Читатель может составить о нём впечатление лишь по афише. Лишь по человекам, вышедшим в антракте перекурить на улицу.

    Читать Кокошко – послушание.

    Необходима полная тишина и сосредоточенность. Одиночество. Сюжет здесь всегда внутренний, состоящий из лейтмотивов, набегающих один на другой, из-за чего и возникает толща, сравнимая с морской или океанской: отвлекаясь, обратно уже не вернешься, неотмеченную цитату не найдешь (несмотря на то что любое предложение тянет на цитату или же эпиграф).

    Текст смыкается, как темная вода над головой, сжимается, вне компасов и ориентиров. Так, должно быть, ткет свое полотно Пенелопа, пережидая разлуку. А Кокошко такая Пенелопа и есть. Осталось лишь понять, чего (кого) она ждет.

    При невероятной насыщенности реалиями и подробностями (рядом в абзаце встречаются Федра и кока-кола) тексты Кокошко очищены от какой бы то ни было социальности – одна лишь голая экзистенция, чистая интенция, текстуальное путешествие, понимаемое как «шествие путем» (из-за чего так важны глаголы движения и перемещения в пространстве).

    И даже вполне конкретные воспоминания очищены от реальной привязки к общественному строю, политической, экономической или культурной ситуации, одна голая дисциплина чтения, когда стреножишь курсор зрачка, желающий перепрыгнуть через слово или же через пару-другую строк.

    Автор книг «В садах», «Приближение к ненаписанному», «Совершенные лжесвидетельства» Юлия Кокошко
    Автор книг «В садах», «Приближение к ненаписанному», «Совершенные лжесвидетельства» Юлия Кокошко
    Но этого допускать ни в коем случае нельзя – удовольствие от текста возникает, когда ты следуешь за текстом след в след, а текст движется медленно, как троллейбус на Ленинградском проспекте в час пик.

    И вот уже всё в этом заблудившимся троллейбусе превращается в «означающее», окончательно оторванное от материального носителя. Техника речи лишает написанное осязаемости и конкретности, словесные кружева уподобляются мыльным пузырям или дырочкам в сыре.

    Но кто говорит? И где окно?

    Говорит структура, в которой главное – асимметрия, за которой угадываются, тем не менее, неуказываемая система и неназванный способ существования, который ты, читая, разгадываешь. Но и не можешь никак разгадать, а текст всё длится и длится, вырабатывается, как вечный хлеб или же как горшочек с кашей, заклинание к которому утеряно.

    Потому что нет окна и просвета тоже нет.

    Словно бы ты идешь по лесу, продираешься сквозь чащобу торными тропами, всё сильнее теряясь. Всё менее ориентируясь на местности. Дискурс (автор, жанр) непроявлен, он всё время скользит и мутирует, из-за чего, ну, да, ты не читаешь, но разгадываешь сразу несколько разбегающихся в разные стороны загадок.

    Случай Кокошко станет более прозрачным, если отнести ее творчество к метаметафорической школе, что была ярким (может быть, самым ярким) литературным течением отечественной словесности конца 80-х и начала 90-х годов ХХ века, пока не сошла на нет. Уступив место более энергичному соц-арту, ироникам да концептуалистам.

    Сошла, да как теперь оказывается, не окончательно. Взяла паузу. Копила силы, значит. Метаметафоризм, начинавшийся как сугубо поэтическое течение (среди отцов-основателей называют А. Парщиков, И. Жданов, А. Еременко, И. Кутик, А. Драгомощенко, А. Аристов) дал мощные всходы не там, где ждали.

    Жизнь после смерти оказывается возможной, и более чем. Поэты-метаметафористы разбрелись кто куда и замолчали, но на их место, пользуясь приёмами и технологиями метамета («фигурами интуиции», как обозначил их Парщиков), пришли прозаики. Андрей Левкин и Андрей Лебедев, Сергей Соловьев и Александр Давыдов, Маргарита Меклина и Вадим Темиров, та же Юлия Кокошко оказываются прямыми наследниками метатрадиции.

    То, что она действительно существует, влияет на искусство, исподволь набирая обороты, говорит присуждение последнего «Букера». Его дали Александру Иличевскому за самый что ни на есть метаметафорический роман «Матисс».

    Младометаметафористы действительно трудны для чтения, из-за чего выходят крошечными тиражами. Линейные и выпуклые сюжеты им не очень свойственны, ибо главное приключение ждет читателя на уровне не фабулы, но самого письма. И это важная прививка серьезности нашей нынешней словесности, развращенной занимательностью, сколь тотальной, столь и мнимой.

    Впрочем, младометаметафористы нужны не только для экологических целей и сохранения интеллектуального баланса. Это же еще и ни с чем не сравнимое удовольствие, стоит только захотеть и настроиться.

    Любое преодоление или ограничение, как известно, всегда идет на пользу. В плюс. Честно говоря, я не знаю более калорийной и питательной (питательнее уже сугубо философские тексты) литературы, способствующей брожению и выработке собственных читательских мыслей, идей.

    Главное, чтобы такие потребности всё-таки были.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •