Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
12 февраля 2008, 10:11 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Избранные «медведи». Базис

Леонид Радзиховский: Избранные «медведи». Базис

Декларации об имуществе многих депутатов читаются как детектив или научная фантастика. Например, президент Калмыкии К.Илюмжинов (правда, в Думу он так в итоге и не вошел) честно указал: годовой доход – 353 620 рублей.

Получены они по должности президента, никаких иных доходов, равно как и никакого вообще имущества (недвижимость, акции, вклады и т.д.), – нет. Вот верь после этого СМИ… Но на самом деле подобное бессребреничество все-таки огромная редкость. Я попробовал разделить депутатов на страты по разным параметрам, указанным в их официальных декларациях об имуществе.

Доход. Менее 3 млн рублей (до 10 тыс. долларов в месяц) – 250 человек.
От 3 до 30 млн рублей (от 10 до 100 тыс. долларов в месяц) – 44 человека.
От 30 до 300 млн рублей (от 100 тыс. до 1 млн долларов в месяц) – 13 человек. От 300 млн рублей (свыше 1 млн долларов в месяц) – 8 человек, рекордсмен – В.Резник, указавший доход 1 162 942,060 рубля, т.е. свыше 46 млн долларов, почти 4 млн долларов в месяц.
Вклады в банки. Не имеют (или практически не имеют – до 10 тыс. рублей) вкладов – 61 депутат.
До 1 млн рублей – 141 человек.
От 1 до 10 млн рублей – 77 человек.
От 10 до 100 млн рублей – 29 человек.
От 100 млн до 1 млрд – 6 человек.
Свыше 1 млрд – 1 человек, уже знакомый нам В.Резник, 1 312 607,820 рубля, почти 53 млн долларов.

Депутат М.Коробов указывает, что ему принадлежит 63 111 712 акций Газпрома. Фантастическая цифра: рыночная стоимость – около 820 млн долларов!

Кстати, никто, кроме все того же В.Резника, не указал зарубежные счета. У Резника два счета – в Испании и Швейцарии – на общую сумму 442 428 396 рублей, около 18 млн долларов

На этом точные подсчеты кончаются и начинаются прикидки и примерки.

Недвижимость. С какой-то мерой приближения я могу оценить только стоимость московских квартир. Всего о квартирах в Москве заявили 113 депутатов, очевидно, 202 других живут в казенных квартирах. При этом 48 депутатов имеют квартиру (или несколько квартир) меньше 100 метров, 44 – от 100 до 200 метров, 12 – от 200 до 300 метров, 6 человек – от 300 до 400 метров, 3 депутата имеют квартиры свыше 400 метров.

Чемпионы в решении квартирного вопроса – И.Кобзон (квартира – 671 метр), В.Варшавский (квартира – 677 метров). Нетрудно догадаться, что речь идет об элитном жилье ценой от 10 тыс. долларов за метр. Так и можно оценить примерную стоимость московских квартир…

Далее идут подмосковные участки. Но здесь даже говорить не о чем, разброс цен в зависимости от района (а район не указывается) – в десятки раз.

Зарубежную недвижимость указал один депутат – К.Затулин (квартира 94 метра в Испании, без названия места).

Еще один по-житейски увлекательный пункт – на каких автомобилях ездят «медведи». Я беру только легковые машины, хотя многие пишут о мотоциклах, гидроциклах, мотосанях, прицепах, катерах, моторных лодках и прочих штучках-дрючках. Вертолетов, самолетов, яхт в списках нет.

85 депутатов вообще не указали наличия автомобиля. У многих из них при этом указан гараж или даже несколько гаражей. Среди «безлошадных» – разные депутаты, есть среди них и небедные, например А.Скоч, о котором ниже.

Что же касается депутатского автопарка, то он выглядит так (без уточнения годов выпуска, дополнительных уточнений модификаций и т.д.):

прежде всего – классика, старый добрый мерседес – 87 штук. Наиболее популярен – S 500. Далее следует тойота (обычно «Тойота-Ленд-Крузер») – 51 автомобиль. БМВ всех модификаций – 33, ауди – 18 (в основном А8). Из любимых машин надо еще назвать различные лексусы – 31 штука. «Порш-Кайен» – 10, вольво – 7, фольксваген разных видов – 17, ниссан разных видов – 10, мицубиси – 7, пежо – 3, мазда – 4, ленд-ровер – 8, хонда – 8, хёндай – 7, сузуки – 4, субару – 4, инфинити – 2, «Рено-Логан» – 2, церато – 1, КИА – 1, опель – 1, «Линкольн-Навигатор» – 2, шевроле – 3, додж – 1, «Шкода-Октавиа» – 2, рендж-ровер – 2, крайслер – 4, форд – 7, СААБ – 2, бентли – 2, феррари – 2, роллс-ройс – 1, хаммер – 1 (две последних машины – И.Кобзона, в его же гаражном хозяйстве значатся еще 4 мерседеса S500).

Не забыт и отечественный товаропроизводитель – 30 ВАЗов, 13 ГАЗов, 3 УАЗа.

Итого автохозяйство – 391 автомобиль.

Конечно, в общем балансе имущества депутатов это большого значения не имеет, скорее предмет престижа, демонстрация своего «уровня» (впрочем, повторяю, далеко не во всех случаях).

Но вообще говоря, все эти подсчеты по официальным декларациям не имеют существенного значения.

Например, тот самый В.Резник вовсе не является самым богатым депутатом, не факт, что даже входит в первую десятку. Просто его имущество, видимо, более прозрачно, чем у других.

Да, среди депутатов нет знаковых фигур из топ-10 российских миллиардеров (да их, кстати, и никогда там не было, если не считать С.Керимова, мультимиллиардера, депутата сперва от ЛДПР, затем перешедшего в ЕР).

Однако, согласно экспертным оценкам (журнал «Финанс», февраль 2007-го), самый богатый депутат – А.Скоч с состоянием 3 млрд долларов, партнер знаменитого Алишера Усманова по металлургическому бизнесу.

По официальной декларации у г-на Скоча очень скромные доходы за год – только зарплата депутата, 1 207 264 рубля, меньше 50 тыс. долларов. Но среди своего имущества он указал 100% акций компании Pokolenie Ltd. (зарегистрирована в Англии) и 75% акций ООО «Веста» – возможно, там и концентрируется его реальное состояние? Кстати, теоретически можно допустить, что противоречия с доходами тут нет – в случае если фирмы А.Скоча не выплачивают ему дивидендов.

Это типично. Формально нельзя сказать, что депутаты скрывают свое имущество, – они его честно указывают, но столь же честно указывают, что это очень часто – лишь надводная часть айсберга. Хотя названа – хотя бы по имени – и подводная часть!

Чемпион в решении квартирного вопроса – Иосиф Кобзон (квартира – 671 метр)
Чемпион в решении квартирного вопроса – Иосиф Кобзон (квартира – 671 метр)
Выразить цифрой или хотя бы грубо оценить реальный капитал по декларациям в принципе невозможно: 96 указали, что владеют долями (обычно не менее 50%) в различных фирмах, акции которых не котируются на бирже. Между тем ясно, что именно эти фирмы, а не вклады в банки, квартиры, земельные участки, автомобили и так далее составляют основу состояния.

Как правило, депутаты – создатели «своего» бизнеса (иногда бывшие «красные директора»). Очень немногие из них были не владельцами своего, а крупными менеджерами в чужом бизнесе. По одному человеку в прошлом работали в структурах Р.Абрамовича, МДМ-Банке, «СБС-Агро», фирме «ОЛБИ» (известная в начале 1990-х, название – сокращение от имени владельца Олега Бойко), «Альфа-Групп» – ТНК, Евразхолдинге. По два человека в «Базэле» (О. Дерипаска), Газпроме, банке «Российский кредит». Трое – в ЛУКОЙЛе. Наконец, как ни странно, 6 человек в МЕНАТЕПе-ЮКОСе.

Промежуточное положение занимает очень небольшая группа бизнесменов, которые не являются наемными менеджерами, но и не главные владельцы, а компаньоны-совладельцы. Самый известный – А. Морозов (Магнитогорский металлургический комбинат) со своим состоянием в 2 140 000 000 долларов (по оценке «Финанса»), официальными доходами 344 941 196 рублей (14 млн долларов), вкладами в размере 549 432 565 рублей (22,4 млн долларов), что, конечно, составляет незначительную часть его состояния, а главное, по-видимому, – 75% акций ООО «Акташ» и 14,29% акций ООО «Компания БИГ».

Эта же тенденция видна и по акциям. Если 96 депутатов объявили, что имеют пакеты акций своих компаний, то только 42 владеют акциями свободно обращающихся на бирже крупных компаний, в основном «голубых фишек» (Газпром, РАО «ЕЭС», ВТБ – последствия «народного размещения»). Пакеты, как правило, незначительные, ценой не более 1 млн рублей.

Впрочем, депутат М.Коробов указывает, что ему принадлежит среди прочего 63 111 712 акций Газпрома. Фантастическая цифра: рыночная стоимость – около 820 млн долларов! (Кстати, среди миллиардеров журнала «Финанс» М.Коробов не значится.) По-видимому, здесь какая-то неточность, опечатка и т.д. Еще более фантастическая история – с депутатом В.Абрамовым, который указывает, что владеет 4 783 613 акциями Транснефти – рыночной стоимостью свыше 7 млрд долларов! Ясно, что этого не может быть, но откуда взялась эта «накладка» – неясно.

Зато В.Груздев, совладелец сети гастрономов «Седьмой континент», который, по сообщениям СМИ, недавно продал свою долю в компании приблизительно за 1 млрд долларов, безусловно, точно указывает среди своего имущества (официальный доход – 935 430 008 рублей, 38 млн долларов, вклады – 704 763 495 рублей, около 29 млн долларов), наряду с пакетом акций ЗАО «7К Инвестхолдинг», 1 100 000 000 акций банка «ВТБ» рыночной стоимостью около 40 млн долларов.

В общем, состояние депутатов привести к общему знаменателю практически нереально.

Тем не менее, с поправками на возможные ошибки, с учетом непрозрачности и т.д. и т.д., я все же попробовал оценить общий баланс имущества своих героев. Учитывал все – и декларации, и биографии, и экспертные оценки, и престижность машин, и даже личные наблюдения (когда таковые имелись).

Картина в итоге получилась следующая. Депутаты, имущество которых – видимое и невидимое, личное и доля в бизнесе – в сумме составляет от 1 до 10 млн долларов, – 123 человека.
От 10 до 100 млн – 71 человек.
От 100 млн до 1 млрд долларов – 22 человека.
Наконец, свыше 1 млрд – 5 человек. Согласно экспертным оценкам и сообщениям СМИ, А.Скоч, А.Морозов, Л.Симановский, В.Груздев, Н.Борцов.
Соответственно, 94 депутата, по моим оценкам, имеют имущество менее 1 млн долларов.

Разумеется, повторяю, здесь возможны различные ошибки – в отношении отдельных людей даже в разы, но статистически, думаю, результат достаточно достоверен.

Президент Калмыкии К.Илюмжинов честно указал: годовой доход – 353 620 рублей
Президент Калмыкии К.Илюмжинов честно указал: годовой доход – 353 620 рублей
Что касается областей бизнеса, то тут что-то сказать очень трудно – фирмы-то непрозрачные, по одним названиям понять что-то невозможно. Из того, что видно, речь идет в основном о пищевой (в том числе ликеро-водочной) промышленности, строительстве и землевладении, торговле, нефтегазовой промышленности.

Но можно сказать одно: по самому устройству нашей «вертикали» маловероятно, чтобы в региональные списки могли попасть мелкие бизнесмены. Разумеется, в разных областях и республиках свой масштаб цен, но в целом бизнесмены, попадающие в Думу (тем более по спискам ЕР), относятся к числу ведущих предпринимателей данного региона, как и чиновники – как правило, высшие чиновники.

В связи с этим последний пункт – профессия перед избранием депутатом (имеется в виду первое избрание). Вопрос непростой, так как почти все депутаты одновременно занимались разными делами. Выделить одно ведущее, которое является главным мотором их карьеры, в ряде случаев довольно трудно. Тем не менее, осознавая всю условность такого деления, приведу свой вариант дефиниции по профессиям.

Одна балерина (как уже говорилось, С.Захарова).
Один эстрадный певец (разумеется, И.Кобзон).
Директор музыкального театра.
Одна специалистка по дошкольному воспитанию.
Двое рабочих – В.Дедов, В.Корнилов. Кстати, в предыдущих думах рабочих в партии власти не было.
Два космонавта (среди депутатов от ЕР три космонавта, но у одного к моменту избрания в Думу была уже другая основная деятельность).
Три адвоката (адвокатов про профессии и образованию тоже больше, но остальные проходят по другим «графам» – к моменту избрания были известны чем-то иным).
Три политтехнолога.
Три врача (организаторы здравоохранения идут по другой графе).
Шесть журналистов.
Семь научных сотрудников.
10 профессиональных спортсменов.
Трое военных.
Пять работников ФСБ.
Семь работников МВД.
Три профсоюзных работника.
Семь человек работают в молодежных движениях («Наши», «Молодая гвардия» и т.д.).
25 человек – «публичные политики». Конечно, формально это относится ко всем депутатам. Но я называю так только тех депутатов, кто сделал карьеру и попал в Думу благодаря именно своей публичной активности, будь то в СМИ или иным способом (митинги, например, или еще какие-то формы политической активности «снизу»).

Надо сказать, что почти все эти люди – герои «смутного времени», 1989–1993 годов. После этого (а отнюдь не только с 2000 года) пространство для стихийно-публичной политики начало сжиматься и сжиматься. Почти все публичные политики, действующие на сцене после 1993 года (вплоть до последних могикан наших дней), – родом из революционного периода 1989–1993. «Кто не успел – тот опоздал».
12 человек – партийные работники ЕР.
82 человека – «чиновники». В эту категорию я включаю не только работников центральной и местной исполнительной власти, но и многих руководителей местных законодательных собраний – если, опять же, у них нет своей истории именно как публичных политиков.
86 человек – бизнесмены. Как создатели собственного бизнеса, так и «красные директора» и менеджеры.
И наконец, 45 человек – «чиновники-бизнесмены» (или наоборот, словом, пересечение этих двух множеств). Речь идет о тех людях, в деятельности которых невозможно разделить эти две стороны медали: они не только постоянно чередуют бизнес и госслужбу (это бывает и с теми, кого я все-таки отнес или к «чиновникам», или к «бизнесменам»), но просто невозможно понять, что больше помогло им сделать карьеру и стать депутатом. Соответственно, так и пришлось определить их поприще.

Я не хотел бы навязывать читателю свои выводы – каждый волен их делать сам, информация к размышлению, по-моему, имеется.

Со своей стороны, могу лишь сказать, что, изучив эти списки депутатов внимательно, я не то чтобы пересмотрел свои исходные представления о правящей элите, но стал как-то гораздо конкретнее представлять себе характер российского капитализма – единственно возможной и в этом смысле исторически неизбежной формы существования общества, вышедшего из советской номенклатурной шинели.

..............