19 июня, среда  |  Последнее обновление — 12:37  |  vz.ru
Разделы

Если довериться России, то откроется тайна

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Россия – это такая страна на ладошке у Бога. Если ты хороший человек и тебе в глубине души что-то очень надо, то она тебе даст – щедро и весело плеснет в лицо радугой, предутренней дымкой, белыми ночами и светом фонарей на Рубинштейна. Подробности...

Чужой Георгий Жуков и власовцы под кроватью

Дометий Завольский, историк-архивист
То, что новые красные сейчас именуют «борьбой за историю», уместнее всего назвать даже не мракобесием, а изуверством. Изуверство – это не жестокость. Это искаженная, выродившаяся вера, ведущая ко всяческим мерзостям. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Как победу СССР над Гитлером сотрут из мировой истории

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
А давайте еще раз поговорим о Победе. С точки зрения символов. Тех самых символов, которые жестко уничтожаются тем же Цукербергом. Благодаря чему скоро получится, что СССР не только не выиграл, а вообще не участвовал в войне. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

    Во французском Ле-Бурже открылся международный авиасалон

    Во Франции стартовал международный аэрокосмический салон «Ле-Бурже – 2019». В мероприятии примут участие 48 стран и более 300 тыс. человек. Шире всего в Ле-Бурже будут представлены разработки компаний из Франции, США, Германии, Британии, Италии, Израиля и России
    Подробности...

    Чернобыль переживает туристический бум

    После выхода британского мини-сериала «Чернобыль» поток туристов в Чернобыльскую зону отчуждения вырос в разы. В Припять массово возят групповые экскурсии, а в соцсетях можно найти тысячи фотографий посетителей Зоны
    Подробности...

    Как американские военные корабли бесчинствуют в Мировом океане

    В пятницу в Восточно-Китайском море произошло опасное сближение российского противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» и американского эсминца Chancellorsville. По оценке российской стороны, именно американский корабль подошел на расстояние до 50 метров. Этот случай заставляет вспомнить инциденты, которые закачивались столкновением кораблей
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Психологи оценили бездействие Зеленского в инциденте с Меркель

        Виктор Топоров

         
        Виктор Топоров (1946) - главный питерский критик-скандалист. Самая известная книга его так и называется - «Записки скандалиста». Переводчик поэзии и прозы. Автор теории «плохого перевода». Топоров – серый кардинал издательства «Амфора», главный локомотив издательства «Лимбус Пресс» и премии «Национальный бестселлер». Действительный член Академии российской современной словесности. Боятся Топорова все – и правые, и левые, «свои» и тем более чужие.

        Мнения

        Анна Долгарева
        Россия – это такая страна на ладошке у Бога. Если ты хороший человек и тебе в глубине души что-то очень надо, то она тебе даст – щедро и весело плеснет в лицо радугой, предутренней дымкой, белыми ночами и светом фонарей на Рубинштейна.

        Дометий Завольский
        То, что новые красные сейчас именуют «борьбой за историю», уместнее всего назвать даже не мракобесием, а изуверством. Изуверство – это не жестокость. Это искаженная, выродившаяся вера, ведущая ко всяческим мерзостям.
        Обсуждение: 23 комментария

        Игорь Мальцев
        А давайте еще раз поговорим о Победе. С точки зрения символов. Тех самых символов, которые жестко уничтожаются тем же Цукербергом. Благодаря чему скоро получится, что СССР не только не выиграл, а вообще не участвовал в войне.
        Обсуждение: 60 комментариев

        Андрей Манчук
        Большинство, особенно молодежь, принимает сериал «Чернобыль» за документальную правду – включая самые нелепые эпизоды, вроде голых шахтеров, пригнанных на ЧАЭС под дулами автоматов. В реальной жизни среди них был мой отец.
        Обсуждение: 31 комментарий

        Сергей Худиев
        Там, где революционер видит оковы – «режим, ненавистные «скрепы», которые не пускают в светлое будущее, консерватор видит несущие конструкции, которые удерживают цивилизацию от падения в варварство. Кто из них прав?
        Обсуждение: 195 комментариев

        Геворг Мирзаян
        Свержение олигарха Плахотнюка в Молдавии – это не только победа молдавского народа. Это еще и геополитическая победа России – причем не «над», а «с» Западом.
        Обсуждение: 26 комментариев

        Глеб Простаков
        Требование о государственном статусе русского языка должно стать маркером реальной оппозиции, которая рано или поздно появится на Украине. Ведь Украина либо возможна как двуязычная толерантная страна, либо невозможна в принципе.
        Обсуждение: 29 комментариев

        Дмитрий Дробницкий
        Каждый, кто до сих пор верит в демократию, должен держать кулаки за Трампа. Свалив Дональда, мировая элита попытается решить вопрос «популизма» раз и навсегда. И тогда одно из двух – или хаос, или мир Оруэлла.
        Обсуждение: 21 комментарий

        Ольга Андреева
        Связь поколений – странная штука. Нам кажется, что наши дети какие-то другие, что они в некотором смысле инопланетяне. Наверное, так оно и есть. Но вообще-то они – это мы. Просто надо чаще друг с другом разговаривать.
        Обсуждение: 52 комментария

        Сергей Мардан
        Дача скоро уйдет в прошлое, как многие советские феномены. Те, кому сегодня 50 лет, станут поколением, которому придется закрыть ворота последнего СНТ «Луч», чтобы никогда туда не вернуться. Новому поколению дачи не нужны.
        Обсуждение: 245 комментариев

        Виктор Топоров: Формула литературного счастья

        8 ноября 2006, 23:04
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Формула литературного успеха с недавних пор звучит так: рукопись плюс «ящик». Иначе говоря, книга плюс сериал. Вариант – книга, написанная по следам сериала.

        Подвариант – книга, написанная (или подписанная) лицом из «ящика», - в данной статье не рассматривается; чаще всего это non fiction, а если и fiction, то, за исключением Сергея Доренко, полная лажа.

        Заслуженно знаменитая книга, став «мылом», переживает второе рождение и в печатной форме («Идиот», «Мастер и Маргарита» и прочая бортковиана, включая еще не реализованную). Скорее среднего качества современный книжный бестселлер становится долгоиграющим («Черный ворон» или «Бандитский Петербург»); несусветную чушь, посмотрев сериал, массовидно пытаются читать («Московская сага»); возникшую сразу в «мыле», как Венера Спидоносительница, «порнографию духа» переносят на бумагу дрожащими от старости руками («Сергей Есенин») или даже пересочиняют от имени ключевого персонажа («Бригада»).

        «Вновь обозначившиеся связи между литературой и кино видны и в возобновлении практики издания сборников киносценариев»

        Случаи провала книг, по которым сняты сериалы, единичны – и, как это ни парадоксально, свидетельствуют обычно о недурном качестве литературной первоосновы («Танцор» Андрея Тучкова). Есть писатель – Алексей Слаповский, – одной рукой (или ногой?) строчащий сценарии сериалов, а другой – выписывающий едкую, как ему представляется, сатиру на телевизионные и в основном «мыльные» нравы; успеха во втором качестве он, правда, не добивается.

        Нынешняя формула литературного успеха возникла не на пустом месте: она пришла на смену другой, родственной, - кино + книга, - сохраняющей известное значение до сих пор. Мало кто помнит, что и «Крестный отец» (с сиквелами), и «Экзорцист», и «Ребенок Розмари» сняты по весьма недурным романам.

        А вот о «Докторе Живаго» (с Омаром Шарифом) и об «Унесенных ветром» это знают вроде бы все.

        Любопытней, однако, другое: стоящие на книжной полке в одном ряду томики разных писателей имеют на удивление непохожую судьбу в кинематографе.

        Так, экранизации книг только что отпраздновавшего семидесятипятилетие короля шпионского детектива Джона Ле Карре оказываются в лучшем случае полупровалами («Портной из Панамы» и «Преданный садовник» - два последних примера). По Фредерику Форсайту и Себастьяну Жапризо удачно снимают через раз («День Шакала» и, соответственно, «Человек дождя» тянут на шедевры). По Агате Кристи – тоже очень по-разному, а вот фильмы по романам сравнительно менее известной Патриции Хайсмит чуть ли не всегда оказываются просто прекрасными (кроме, разве что, «Игр мистера Рипли», но там, кстати, подкачал и роман).

        Что же касается отечественного кино, то еще вчера (а тем более позавчера) ему было не только не до экранизаций, но и не до «кина» как такового. Потому что, как в детской присказке, заболел кинщик…

        Но вот он поправился и, засучив рукава, принялся строить мультиплексы. И литература тут же оказалась открыта заново.

        Появилась книжная серия «Смотрим фильм – читаем книгу» («Амфора»). Есть аналогичные проекты у издательств «АСТ» и «ЭКСМО». Не только сериалы (вроде «Остаться в живых» или того же «Есенина»), но и полнометражные фильмы переводятся теперь на язык прозы (это называется беллетризацией или новеллизацией).

        Скажем, только что, одновременно с всероссийской премьерой фильма «Живой», на прилавки легла одноименная книга, сочиненная Дмитрием Быковым и К*, - и представляет она собой не литературную основу кинокартины, а, ровно наоборот, литературную фантазию по следам фильма. Любопытно, кстати, что эту работу (как ранее и «Есенина») в издательстве предложили было известному петербургскому прозаику Сергею Носову: «Есениным» он побрезговал, а «Живого» не захотел. Быков же - захотел, а закажи ему кто «Есенина» - наверняка не побрезговал бы.

        Книга Юрия Арабова из серии «Библиотека кинодраматурга»
        Книга Юрия Арабова из серии «Библиотека кинодраматурга»
        Вновь обозначившиеся связи между литературой и кино видны и в возобновлении практики издания сборников киносценариев. Причем если «Астрель» и другие обращаются к литературным сценариям эпизодически («Брат» в «Астрели»), то та же «Амфора» (заручившись поддержкой и помощью «Сеанса») затеяла целую «Библиотеку кинодраматурга»: вслед за Юрием Арабовым и Авдотьей Смирновой здесь вышли Евгений Шварц и Алексей Герман (в соавторстве со Светланой Кармалитой), а на очереди – Рената Литвинова и Сергей Бодров-младший.

        Комбинация «кино плюс книга» срабатывает и напрямую, и опосредованно. В один день вышли роман Жапризо «Затянувшаяся помолвка» и одноименный фильм с Одри Тату в главной роли (она же, естественно, на обложке; «Лимбус пресс»).

        Роман «Корабельные новости» опоздал по сравнению с фильмом года на полтора; и пусть, обладая серьезными достоинствами, успех они имели умеренный, но даже умеренный успех лучше провала, не правда ли?

        А вот роман «Дневник гейши» не имеет к одноименной кинокартине никакого отношения, кроме позаимствованного из нее кадра на обложке (в обоих случаях - «Амфора»)!

        Успех или даже сам факт экранизации тянет за собой переиздание не только экранизованной, но и других книг того же автора. А славу только что вышедшей книги подкрепляют зачастую распускаемые нарочно и даже необоснованно слухи о том, что ею «уже заинтересовались продюсеры».

        Бывает, автор так польстит герою, что тот решит финансировать экранизацию. Льстить с этой целью следует олигархам. И фильм так и будет называться – «Олигарх», а роль Бориса Абрамовича Березовского сыграет Владимир Машков.

        Наряду с формулами литературного успеха – новой и заново открытой старой – в наши дни оказалась открыта и формула абсолютного литературного счастья: полнометражный фильм по твоей книге, спродюсированный и разрекламированный Первым (который всегда первый) телеканалом.

        Или, на худой конец, Вторым.

        Впрочем, в таких случаях, «до кучи», наряду с киношной, как правило, выпускается и телевизионная версия.

        «Антикиллер»! «Антикиллер-2»! «Ночной дозор»! «Дневной дозор»! (По «Дозорам», кстати, подготовлена целая киноведческая и литературоведческая энциклопедия; сам принимал в ней участие, от щедрот Константина Эрнста мне обломилось сто пятьдесят американских рублей, причем, что характерно, «по-белому».) «72 метра»! «Девятая рота»!

        И наконец, зато буквально только что, - «Меченосец»!

        В этом перечне отсутствуют акунинские проекты – и в кино, и на телевидении они разве что не провалились. Хуже того, именно на экранизациях акунинский пузырь, похоже, и лопнул, хотя сам писатель об этом еще не догадывается.

        Любопытно также, что нет фильмов по Пелевину, а вот по куда более сложному, с точки зрения экранизаторов, Сорокину кино снимают весьма качественное: «Москва» Зельдовича, «Копейка» Дыховичного и в особенности увенчанные международными премиями «4» Хржановского.

        Правда, как раз на продажу книг Сорокина фильмы по ним почти не влияют; не зря же издатель Иванов из Ad Marginem сбыл этот «неликвид» «Захарову»!

        Счастливые семьи счастливы одинаково, и кино в этом отношении ничуть не отличается от дома Облонских.

        И без того суперпопулярный Даниил Корецкий после выхода «Антикиллера» переиздал старые книги и вовсю выпускает новые. При том что пишет он сейчас куда хуже прежнего, а вполне кондиционный «Антикиллер» подвергся на экране чудовищной вивисекции, превратившись из бандитско-милицейской саги, в которой при общей рассогласованности «органов» едва не убивают президента страны, в красочный, но совершенно бессмысленный клип длиной в два часа (а в телеверсии – в четыре).

        Постер фильма «Меченосец»
        Постер фильма «Меченосец»
        «Антикиллер-2» и вовсе оказался превращен в сплошной product placement – но пипл схавал. Так же весьма исковерканные по сравнению с книжной версией «Дозоры» предсказуемо превратили писателя Сергея Лукьяненко из короля подросткового фэнтези чуть ли не в главного всероссийского властителя дум (не удивлюсь, если вот-вот его прозу возьмет на критический карандаш ревнивый к чужой славе Александр Солженицын).

        Мой земляк Александр Покровский, сочиняя бесконечные и неодинаково смешные «Расстрелять!» (по которым сняты «72 метра»), заблаговременно обзавелся собственным издательством, и сейчас его дела должны пойти в гору.

        Наконец, автор «Меченосца» молодой Евгений Даниленко только что удостоился двухтомника – практически полного собрания сочинений, - и это в условиях, когда фильм, по общему ощущению (цифры еще не подоспели, только критические оценки), оказался скорее провальным!

        Я взял на себя труд прочитать «Меченосца» и посмотреть киноверсию Филиппа Янковского. Все, конечно, не так скверно, вернее, не так однозначно скверно.

        Роману (как и прозе Даниленко в целом) – не столько фантастическому, сколько безумному – присущ несомненный драйв на уровне давней (и лучшей у них) «(голово)ломки» Гарроса-Евдокимова, правда, без присущего этим авторам стилистического блеска. И снимать «Меченосца» следовало бы в стилистике «Бойцовского клуба» или даже «Американского психопата», на которых, кстати, сознательно ориентировались рижские соавторы.

        Янковский, разумеется, понял это, но у него, на мой взгляд, не хватило режиссерского темперамента. И вместо «шума и ярости» он пошел по пути темных садо-мазохистских и даже некрофильских ассоциаций. Что не так банально, а в кино, рассчитанном на массового, по преимуществу молодежного зрителя, просто забавно. Однако ассоциации и реминисценции в картине Янковского при всей их порочности столь тонки, что не воспринимаются не только широким зрителем, но и кинокритикой. Отсюда и ощущение провала.

        Иной провал, впрочем, стоит иной победы. У молодого Даниленко вышло полное собрание сочинений: один том – «Пленники тумана» (три романа и две повести) - стартовым тиражом в семь тысяч экземпляров, другой – «Меченосец» (два романа и повесть) – стартовым тиражом в пятьдесят тысяч. А вообще-то таких авторов принято издавать стартовым тиражом в три тысячи, максимум - в пять.

        (Любопытно, кстати, что один из романов Даниленко называется «Кино» - и представляет собой несколько невнятную, но яростную сатиру не столько на нравы, сколько на заведомую антитехнологичность отечественного кинопроизводства.)

        Если формула литературного счастья сработает – и «Меченосец» покатит, - исходные тиражи вырастут многократно.

        Ну а если, не дай бог, не покатит?

        Тогда книги допечатают всего по два-три раза.

        И тем, кто утверждает, что это провал, впору приглядеться попристальнее к собственным успехам!


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Если довериться России, то откроется тайна

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        Россия – это такая страна на ладошке у Бога. Если ты хороший человек и тебе в глубине души что-то очень надо, то она тебе даст – щедро и весело плеснет в лицо радугой, предутренней дымкой, белыми ночами и светом фонарей на Рубинштейна. Подробности...

        Чужой Георгий Жуков и власовцы под кроватью

        Дометий Завольский, историк-архивист
        То, что новые красные сейчас именуют «борьбой за историю», уместнее всего назвать даже не мракобесием, а изуверством. Изуверство – это не жестокость. Это искаженная, выродившаяся вера, ведущая ко всяческим мерзостям. Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Как победу СССР над Гитлером сотрут из мировой истории

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        А давайте еще раз поговорим о Победе. С точки зрения символов. Тех самых символов, которые жестко уничтожаются тем же Цукербергом. Благодаря чему скоро получится, что СССР не только не выиграл, а вообще не участвовал в войне. Подробности...
        Обсуждение: 60 комментариев

        Антисоветская пропаганда на качественно новом уровне

        Андрей Манчук, политолог
        Большинство, особенно молодежь, принимает сериал «Чернобыль» за документальную правду – включая самые нелепые эпизоды, вроде голых шахтеров, пригнанных на ЧАЭС под дулами автоматов. В реальной жизни среди них был мой отец. Подробности...
        Обсуждение: 31 комментарий

        Принципиальная разница между консерватором и революционером

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Там, где революционер видит оковы – «режим, ненавистные «скрепы», которые не пускают в светлое будущее, консерватор видит несущие конструкции, которые удерживают цивилизацию от падения в варварство. Кто из них прав? Подробности...
        Обсуждение: 192 комментария

        Москва и Запад вместе победили в Молдавии

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Свержение олигарха Плахотнюка в Молдавии – это не только победа молдавского народа. Это еще и геополитическая победа России – причем не «над», а «с» Западом. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев

        Русский язык – залог сохранения Украины

        Глеб Простаков, журналист
        Требование о государственном статусе русского языка должно стать маркером реальной оппозиции, которая рано или поздно появится на Украине. Ведь Украина либо возможна как двуязычная толерантная страна, либо невозможна в принципе. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Начало конца демократической легитимности

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Каждый, кто до сих пор верит в демократию, должен держать кулаки за Трампа. Свалив Дональда, мировая элита попытается решить вопрос «популизма» раз и навсегда. И тогда одно из двух – или хаос, или мир Оруэлла. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Диалоги яйца и курицы

        Ольга Андреева, Журналист
        Связь поколений – странная штука. Нам кажется, что наши дети какие-то другие, что они в некотором смысле инопланетяне. Наверное, так оно и есть. Но вообще-то они – это мы. Просто надо чаще друг с другом разговаривать. Подробности...
        Обсуждение: 52 комментария

        Дача как проклятье

        Сергей Мардан, публицист
        Дача скоро уйдет в прошлое, как многие советские феномены. Те, кому сегодня 50 лет, станут поколением, которому придется закрыть ворота последнего СНТ «Луч», чтобы никогда туда не вернуться. Новому поколению дачи не нужны. Подробности...
        Обсуждение: 245 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............