Взгляд
1 декабря, четверг  |  Последнее обновление — 23:44  |  vz.ru
Разделы

Россия столкнулась с «нефтяным эмбарго наоборот»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инициатива США и Евросоюза установить предельную цену на российскую нефть, поступающую на мировой рынок, является продуктом их неспособности решить стоящие перед Западом задачи с использованием рыночных механизмов. Подробности...

С проституцией и наркотиками надо бороться, а не учитывать в ВВП

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
В свое время на фондовом рынке была шутка: супруга оказывает вам интимные услуги, а значит, если оценить их по тарифу тружениц сексуального фронта, то их можно включить в ВВП. Оказалось, что это не совсем шутка. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Почему Ротшильды пытаются не допустить коронации Карла III

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Таблоидам мало кто верит, но вот совсем недавно солидная The Washington Post опубликовала обширную статью под названием «Король и его муж: гей-история британских королевских особ». Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минфин США: Потолок цен на нефть из России будет постоянно меняться

    Главная тема


    Москва создает новую международную геометрию

    праздничные санкции


    Союз производителей рождественских деревьев ЕС запретил поставку новогодних елей в Россию

    границы конфликта


    Столтенберг назвал главную задачу НАТО на Украине

    «уникальный проект»


    Матвиенко предложила наградить телеведущего Малахова

    Видео

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    300 млрд евро


    Европа придумала новый способ украсть активы России

    цивилизационная угроза


    Почему Запад так боится победы России на Украине

    господствующий пессимизм


    Польскую экономику настиг худший сценарий

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Виктор Топоров: Формула литературного счастья

    Виктор Топоров: Формула счастья - книга и сериал
    8 ноября 2006, 23:04

    Формула литературного успеха с недавних пор звучит так: рукопись плюс «ящик». Иначе говоря, книга плюс сериал. Вариант – книга, написанная по следам сериала.

    Подвариант – книга, написанная (или подписанная) лицом из «ящика», - в данной статье не рассматривается; чаще всего это non fiction, а если и fiction, то, за исключением Сергея Доренко, полная лажа.

    Заслуженно знаменитая книга, став «мылом», переживает второе рождение и в печатной форме («Идиот», «Мастер и Маргарита» и прочая бортковиана, включая еще не реализованную). Скорее среднего качества современный книжный бестселлер становится долгоиграющим («Черный ворон» или «Бандитский Петербург»); несусветную чушь, посмотрев сериал, массовидно пытаются читать («Московская сага»); возникшую сразу в «мыле», как Венера Спидоносительница, «порнографию духа» переносят на бумагу дрожащими от старости руками («Сергей Есенин») или даже пересочиняют от имени ключевого персонажа («Бригада»).

    Вновь обозначившиеся связи между литературой и кино видны и в возобновлении практики издания сборников киносценариев

    Случаи провала книг, по которым сняты сериалы, единичны – и, как это ни парадоксально, свидетельствуют обычно о недурном качестве литературной первоосновы («Танцор» Андрея Тучкова). Есть писатель – Алексей Слаповский, – одной рукой (или ногой?) строчащий сценарии сериалов, а другой – выписывающий едкую, как ему представляется, сатиру на телевизионные и в основном «мыльные» нравы; успеха во втором качестве он, правда, не добивается.

    Нынешняя формула литературного успеха возникла не на пустом месте: она пришла на смену другой, родственной, - кино + книга, - сохраняющей известное значение до сих пор. Мало кто помнит, что и «Крестный отец» (с сиквелами), и «Экзорцист», и «Ребенок Розмари» сняты по весьма недурным романам.

    А вот о «Докторе Живаго» (с Омаром Шарифом) и об «Унесенных ветром» это знают вроде бы все.

    Любопытней, однако, другое: стоящие на книжной полке в одном ряду томики разных писателей имеют на удивление непохожую судьбу в кинематографе.

    Так, экранизации книг только что отпраздновавшего семидесятипятилетие короля шпионского детектива Джона Ле Карре оказываются в лучшем случае полупровалами («Портной из Панамы» и «Преданный садовник» - два последних примера). По Фредерику Форсайту и Себастьяну Жапризо удачно снимают через раз («День Шакала» и, соответственно, «Человек дождя» тянут на шедевры). По Агате Кристи – тоже очень по-разному, а вот фильмы по романам сравнительно менее известной Патриции Хайсмит чуть ли не всегда оказываются просто прекрасными (кроме, разве что, «Игр мистера Рипли», но там, кстати, подкачал и роман).

    Что же касается отечественного кино, то еще вчера (а тем более позавчера) ему было не только не до экранизаций, но и не до «кина» как такового. Потому что, как в детской присказке, заболел кинщик…

    Но вот он поправился и, засучив рукава, принялся строить мультиплексы. И литература тут же оказалась открыта заново.

    Появилась книжная серия «Смотрим фильм – читаем книгу» («Амфора»). Есть аналогичные проекты у издательств «АСТ» и «ЭКСМО». Не только сериалы (вроде «Остаться в живых» или того же «Есенина»), но и полнометражные фильмы переводятся теперь на язык прозы (это называется беллетризацией или новеллизацией).

    Скажем, только что, одновременно с всероссийской премьерой фильма «Живой», на прилавки легла одноименная книга, сочиненная Дмитрием Быковым и К*, - и представляет она собой не литературную основу кинокартины, а, ровно наоборот, литературную фантазию по следам фильма. Любопытно, кстати, что эту работу (как ранее и «Есенина») в издательстве предложили было известному петербургскому прозаику Сергею Носову: «Есениным» он побрезговал, а «Живого» не захотел. Быков же - захотел, а закажи ему кто «Есенина» - наверняка не побрезговал бы.

    Книга Юрия Арабова из серии «Библиотека кинодраматурга»
    Книга Юрия Арабова из серии «Библиотека кинодраматурга»
    Вновь обозначившиеся связи между литературой и кино видны и в возобновлении практики издания сборников киносценариев. Причем если «Астрель» и другие обращаются к литературным сценариям эпизодически («Брат» в «Астрели»), то та же «Амфора» (заручившись поддержкой и помощью «Сеанса») затеяла целую «Библиотеку кинодраматурга»: вслед за Юрием Арабовым и Авдотьей Смирновой здесь вышли Евгений Шварц и Алексей Герман (в соавторстве со Светланой Кармалитой), а на очереди – Рената Литвинова и Сергей Бодров-младший.

    Комбинация «кино плюс книга» срабатывает и напрямую, и опосредованно. В один день вышли роман Жапризо «Затянувшаяся помолвка» и одноименный фильм с Одри Тату в главной роли (она же, естественно, на обложке; «Лимбус пресс»).

    Роман «Корабельные новости» опоздал по сравнению с фильмом года на полтора; и пусть, обладая серьезными достоинствами, успех они имели умеренный, но даже умеренный успех лучше провала, не правда ли?

    А вот роман «Дневник гейши» не имеет к одноименной кинокартине никакого отношения, кроме позаимствованного из нее кадра на обложке (в обоих случаях - «Амфора»)!

    Успех или даже сам факт экранизации тянет за собой переиздание не только экранизованной, но и других книг того же автора. А славу только что вышедшей книги подкрепляют зачастую распускаемые нарочно и даже необоснованно слухи о том, что ею «уже заинтересовались продюсеры».

    Бывает, автор так польстит герою, что тот решит финансировать экранизацию. Льстить с этой целью следует олигархам. И фильм так и будет называться – «Олигарх», а роль Бориса Абрамовича Березовского сыграет Владимир Машков.

    Наряду с формулами литературного успеха – новой и заново открытой старой – в наши дни оказалась открыта и формула абсолютного литературного счастья: полнометражный фильм по твоей книге, спродюсированный и разрекламированный Первым (который всегда первый) телеканалом.

    Или, на худой конец, Вторым.

    Впрочем, в таких случаях, «до кучи», наряду с киношной, как правило, выпускается и телевизионная версия.

    «Антикиллер»! «Антикиллер-2»! «Ночной дозор»! «Дневной дозор»! (По «Дозорам», кстати, подготовлена целая киноведческая и литературоведческая энциклопедия; сам принимал в ней участие, от щедрот Константина Эрнста мне обломилось сто пятьдесят американских рублей, причем, что характерно, «по-белому».) «72 метра»! «Девятая рота»!

    И наконец, зато буквально только что, - «Меченосец»!

    В этом перечне отсутствуют акунинские проекты – и в кино, и на телевидении они разве что не провалились. Хуже того, именно на экранизациях акунинский пузырь, похоже, и лопнул, хотя сам писатель об этом еще не догадывается.

    Любопытно также, что нет фильмов по Пелевину, а вот по куда более сложному, с точки зрения экранизаторов, Сорокину кино снимают весьма качественное: «Москва» Зельдовича, «Копейка» Дыховичного и в особенности увенчанные международными премиями «4» Хржановского.

    Правда, как раз на продажу книг Сорокина фильмы по ним почти не влияют; не зря же издатель Иванов из Ad Marginem сбыл этот «неликвид» «Захарову»!

    Счастливые семьи счастливы одинаково, и кино в этом отношении ничуть не отличается от дома Облонских.

    И без того суперпопулярный Даниил Корецкий после выхода «Антикиллера» переиздал старые книги и вовсю выпускает новые. При том что пишет он сейчас куда хуже прежнего, а вполне кондиционный «Антикиллер» подвергся на экране чудовищной вивисекции, превратившись из бандитско-милицейской саги, в которой при общей рассогласованности «органов» едва не убивают президента страны, в красочный, но совершенно бессмысленный клип длиной в два часа (а в телеверсии – в четыре).

    Постер фильма «Меченосец»
    Постер фильма «Меченосец»
    «Антикиллер-2» и вовсе оказался превращен в сплошной product placement – но пипл схавал. Так же весьма исковерканные по сравнению с книжной версией «Дозоры» предсказуемо превратили писателя Сергея Лукьяненко из короля подросткового фэнтези чуть ли не в главного всероссийского властителя дум (не удивлюсь, если вот-вот его прозу возьмет на критический карандаш ревнивый к чужой славе Александр Солженицын).

    Мой земляк Александр Покровский, сочиняя бесконечные и неодинаково смешные «Расстрелять!» (по которым сняты «72 метра»), заблаговременно обзавелся собственным издательством, и сейчас его дела должны пойти в гору.

    Наконец, автор «Меченосца» молодой Евгений Даниленко только что удостоился двухтомника – практически полного собрания сочинений, - и это в условиях, когда фильм, по общему ощущению (цифры еще не подоспели, только критические оценки), оказался скорее провальным!

    Я взял на себя труд прочитать «Меченосца» и посмотреть киноверсию Филиппа Янковского. Все, конечно, не так скверно, вернее, не так однозначно скверно.

    Роману (как и прозе Даниленко в целом) – не столько фантастическому, сколько безумному – присущ несомненный драйв на уровне давней (и лучшей у них) «(голово)ломки» Гарроса-Евдокимова, правда, без присущего этим авторам стилистического блеска. И снимать «Меченосца» следовало бы в стилистике «Бойцовского клуба» или даже «Американского психопата», на которых, кстати, сознательно ориентировались рижские соавторы.

    Янковский, разумеется, понял это, но у него, на мой взгляд, не хватило режиссерского темперамента. И вместо «шума и ярости» он пошел по пути темных садо-мазохистских и даже некрофильских ассоциаций. Что не так банально, а в кино, рассчитанном на массового, по преимуществу молодежного зрителя, просто забавно. Однако ассоциации и реминисценции в картине Янковского при всей их порочности столь тонки, что не воспринимаются не только широким зрителем, но и кинокритикой. Отсюда и ощущение провала.

    Иной провал, впрочем, стоит иной победы. У молодого Даниленко вышло полное собрание сочинений: один том – «Пленники тумана» (три романа и две повести) - стартовым тиражом в семь тысяч экземпляров, другой – «Меченосец» (два романа и повесть) – стартовым тиражом в пятьдесят тысяч. А вообще-то таких авторов принято издавать стартовым тиражом в три тысячи, максимум - в пять.

    (Любопытно, кстати, что один из романов Даниленко называется «Кино» - и представляет собой несколько невнятную, но яростную сатиру не столько на нравы, сколько на заведомую антитехнологичность отечественного кинопроизводства.)

    Если формула литературного счастья сработает – и «Меченосец» покатит, - исходные тиражи вырастут многократно.

    Ну а если, не дай бог, не покатит?

    Тогда книги допечатают всего по два-три раза.

    И тем, кто утверждает, что это провал, впору приглядеться попристальнее к собственным успехам!

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •