Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

30 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
17 сентября 2005, 15:16 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Правая ложка к обеду

Леонид Радзиховский: Кого поддержат прагматики

Леонид Радзиховский: Правая ложка к обеду

Главная забота политиков – половчее раскроить нефтедолларовый запас. Об этом говорят и ЕР, и оппозиция. При таком раскладе выборы в Думу-2007 сведутся к конкуренции демагогии по поводу распределения Стабфонда. Избирателя станут потчевать жирно-сладкими и несвежими блюдами.

При этом, вероятно, новая Дума, избранная строго по партийным спискам, будет играть большую, чем сегодня, роль в назначении премьера и правительства. А следовательно, и в определении политического курса.

Вбежав вот с такими криками в Думу, напринимав по дороге соответствующих поправок в бюджет-2007, эти депутаты получат те самые расширенные возможности для формирования государственной политики. И не стоит успокаивать себя тем, что, придя в парламент, никто не вспоминает про свою предвыборную болтовню – буквально обещания, понятно, никто не выполнит, но дров наломать могут вполне достаточно. Да и президентские выборы-2008 – не самый лучший момент, чтобы утереть популистские слюни. Все это вместе называется «левый поворот» - самый модный политический слоган сезона. Политики уже сейчас обегают друг друга только слева.

Проблема не в «придумывании» правой идеологии, а в политической смелости ее провозгласить и в политической воле ее реализовать

«Левохалявные» лозунги кажутся мне вредными (разрушение экономики, инфляция), завлекательными («прелестные речи») и откровенно глупыми (инфляция политической культуры). Но даже если считать эти лозунги полезными и умными, то все равно – необходима «другая сторона», в политике должна быть если не «симметрия», то хотя бы противовес. «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» - к власти «левой идеи» это тоже относится.

Стране необходима политическая организация, которая бы четко заявила программу, альтернативную «карнавалу халявы». Финансовая дисциплина, снижение налогов на бизнес, уменьшение государственного вмешательства в бизнес, проведение реформ (введение в полном объеме страховой медицины, повышение пенсионного уровня, реформа ЖКХ и т.д.). А если финансовые выплаты населению, то не «с широкого плеча», а только для облегчения этих реформ и в тех размерах, которые способна переварить наша экономика. Если нужен краткий лозунг - «Догоним и перегоним Португалию по уровню экономической свободы».

В общем, изобретать «автомобиль с правосторонним рулем» не нужно, проблема не в «придумывании» правой идеологии, а в политической смелости ее провозгласить и в политической воле ее реализовать.

Герман Греф
Герман Греф
Кстати, о «смелости». Конечно, идти против моды – дело непростое. Но выгодное: правых избирателей в России – море. Как в любой стране, в России поклонников «халявы», патернализма больше, чем амбициозных трудяг, привыкших (и любящих!) рассчитывать только на себя. Но в России – стране молодого капитализма – таких людей, «правых по жизни», на самом деле гораздо больше, чем в европейских странах «политкорректно-дряхлого» «социального капитализма» - а по сути дела, «реального социализма» - с почти вековой историей. Кстати, обогнать Европу по уровню социально-экономического развития Россия, очевидно, может только по правой полосе, проводя действительно правую политику, которая уже невозможна в Европе, какие бы партии там не находились у власти.

Так вот. «Правая рука России» – этот многомиллионный средний класс – больше не пожмет лапку российским правым. Наш «правый избиратель» – в любом случае жесткий прагматик, который давно уже не «разводится» на красивые разговоры. Он и сам привык «за базар отвечать» и ждет чего-то, хотя бы отдаленно похожего, от тех, за кого голосует. Но, не обижая никого персонально, достаточно вспомнить расплывчатый облик «правой тусовки», чтобы понять: суровому «правому избирателю» с ними не по пути. «Кредит я бы им не дал», - отрежет правый избиратель. И откажет в политическом кредите тоже. Поэтому «либеральные облака в штанах» печально проплыли над своим костисто-мышечным электоратом и … уплыли влево-назад, чтобы изливать слова на «маргинальную интеллигенцию». И то правда - где нет бизнеса, там люди сыты вечным протестом.

Но кто же тогда может реально встать на правом фланге?

Сегодня есть лишь один публичный политик, говорящий – хотя бы по праздникам – либеральные речи. Конечно, по правилам нашей системы его одного с лихвой довольно для проведения либерального (как, впрочем, и любого другого) курса – ведь это Путин.

Владимир Плигин
Владимир Плигин
Но по законам политической геометрии президент не должен быть крайним – ни левым, ни правым. Вершина пирамиды – в центре пирамиды. Следовательно, если Путин хочет: а) не сдвигаться влево и б) при этом находиться в центре, то вывод один: к существующей политической пирамиде надо «пристроить» правое крыло. Причем это должны быть не «либеральные бюрократы» (Кудрин, Греф), а именно публичные политики, как бы уравновешивающие давление на президента слева.

Сегодня правые могут появиться только из все той же ЕР – в наших реальных условиях «спонтанно», «снизу» партия (тем более правая) не возникнет. Кстати, за ЕР и так проголосовало абсолютное большинство «правопатриотичного» среднего класса, а в Думе ЕР, несомненно, занимает самые правые позиции (что и немудрено – по сравнению с КПРФ, ЛДПР, «Родиной»).

Понятно, что чиновная ЕР боится ответственности («неприятностей»). Робкие попытки создания там «правой платформы» ничем пока не кончились, хотя «право-ориентированных» депутатов в ЕР хватает (Макаров, Плигин, Резник и т.д.). То есть ЕР беременна «правой идеологией», но сама родить, естественно, не сможет – вот уж где нужно истинно «кесарево сечение».

Однако каковы бы ни были внутренние комплексы ЕР, существует – странно сказать! - еще и страна. России нужна правая политика. Правому среднему классу нужны выразители его интересов. Путину нужна сила, подпирающая его политику справа.

Поэтому оформление правого крыла ЕР рано или поздно произойдет. Но от ЕР и ее кураторов зависит, чтобы правая ложка была готова к выборному обеду 2006/07 года.

..............