21 января, вторник  |  Последнее обновление — 09:38  |  vz.ru
Разделы

Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Надоело не только Путину. Надоело простому народу смотреть на этот бесконечный фестиваль компрадорства. Что тебя, болезный, так тянет в Европу? Ответа всего два: или ты более лоялен к стране – потенциальному противнику, или прячешь наворованное там же. Подробности...
Обсуждение: 53 комментария

Память о Второй мировой работает только по-честному

Алексей Алешковский, сценарист
Лидеры современного польского еврейства пожелали российским властям честности – с учетом того, что «СССР начал войну как союзник Германии, чтобы позже превратиться в ее главную жертву». Забавно, что эта фраза точнее всего описывает судьбу их страны. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

Герман Садулаев, писатель, публицист
Либералы учили нас, что приоритет международных договоров над внутренними нормами – это нормальная, «общечеловеческая» практика. Однако во флагмане «общечеловеческой» цивилизации, США, никакого примата международных норм над американскими нет. Подробности...
Обсуждение: 73 комментария

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россия увеличила отрыв от Китая по запасам золота

        Главная тема


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        жизнь в космосе


        МКС оказалась загрязнена грибками и бактериями

        транзит через Клайпеду


        Белоруссия закупила нефть в Норвегии

        соглашение о перемирии


        Стало известно о странном поведении Хафтара на берлинской конференции

        Видео

        поставки газа


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «демографический пакет»


        Путин вступился за семьи перед «моральными уродами»

        300-летняя уния


        Запущен процесс развала Британии

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?


        В порту я увидел жизнь иностранных моряков изнутри

        Николай Андрющенко, моряк, переводчик
           4 июня 2015, 17:30
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о том, как ему удалось познакомиться поближе с условиями жизни и работы моряков-иностранцев.

        «Я беспрепятственно ходил к морякам-иностранцам, но с единственным условием»

        В откликах на статью про гибель БАТМ «Дальний Восток» меня поправили: «Вы слишком многого требуете от второго помощника. Балластные операции, вопросы остойчивости, организация любых палубных работ – прерогатива старпома».

        Чтобы не было лишних вопросов у моряков и у неморяков, объясняю от самой печки. Даже от трех.

        Во-первых, так у меня получилось в морской карьере, что первые годы моим районом плавания были южный Каспий и северная Атлантика – ловил рыбу рыбнасосом и тралом. Потом на транспортном рефрижераторе возил рыбу всюду, куда прикажет хозяин.

        Когда стал вторым помощником, то облазил половину стран на берегу Атлантики, а чаще всего – Кубу и Африку. В Африке был за проходной порта только в Дакаре и Абиджане – в городе опасно и скучно. Потому все моряки во время стоянки в африканских портах – и советские тоже – ходили друг к другу в гости.

        И первое, и главное, что меня интересовало на иностранных судах, – их условия жизни, работы, оплаты. При этом отметил такую закономерность: все славяне, моряки с берегов Средиземного моря и из Латинской Америки открыты для общения – и приглашение принимают, и в гости приглашают.

        Моряки из Северной Европы и Северной Америки – 50/50, то есть могут и пригласить, а могут и нет. При этом припоминается такой случай: в Дакаре стоял рядом английский круизный теплоход с туристами. Кто-то из наших пытался туда пройти – получил от ворот поворот.

        А потом выяснилось, что у них полетел электродвигатель рулевой машины. Англичане в рейсе ремонтом не занимаются, а это значит: надо ждать ЗИПы самолетом. А ожидание влечет за собой сбой графика, потерю времени, репутации и прибыли. Англичане обратились к нашим механикам, и те за один рабочий день двигатель перемотали.

        А что потом случилось – представить трудно: две машинные команды, наша и английская, учинили такой кутеж, что «бардаки» надо вешать. Оба капитана схватились за головы, а напрямую запретить нельзя – ведь важную работу обмывают. Вот тебе и «чопорные англичане»...

        С финнами, корейцами и особенно японцами туго было дело: дальше кают-компании или салона не пущают. И все-таки однажды подсмотрел условия жизни японцев: какой-то ужас, как сельди в бочке, у нас даже на сейнере водоизмещением 150 тонн такого не видел.

        С японцами связан такой эпизод: они стояли у нас вторым корпусом, отходили, я командовал швартовой командой на баке. Я приказал боцману конец не сбрасывать в воду, а передать на легости. Сделал так потому, что между двумя бортами образовалась шайза, или дрек, на морском жаргоне так называется вся плавающая дрянь на воде – мусор, грязь, мазут и прочее. Японские боцман и офицер переломились в пояснице пополам, и впервые мы увидели их улыбки.

        Второе можно сегодня рассказать: я подписки не давал. В советское время была такая поповская должность – первый помощник капитана, то же, что попка, помполит, замполит, etc. Потому с тех пор всех попов презираю, и неважно, как он называется: кюре или ребе. Главное – рот закрыл – рабочее место убрал. Один из таких увидел в моей каюте учебники и книги на иностранных языках и донес в КГБ.

        Те пришли, посмотрели, посмеялись и... предложили работу – быть стукачом на судне. Я отказался, должность не позволяет и времени нет. Тогда они предложили другую работу, если без подробностей и коротко – быть экономическим шпионом. То есть и в иностранных портах, и на иностранных судах собирать всю экономическую и персональную информацию. Я согласился.

        Разумеется, капитаны об этом знали, и я беспрепятственно ходил всюду с единственным условием – не привлекать внимания экипажа. Только один капитан ревновал или завидовал, правда, он был старовером с партбилетом в кармане, а все относились с юмором: «Ну, что ты сегодня накопал?» То есть у меня была возможность посмотреть на жизнь и работу иностранных моряков изнутри.

        Третье: у меня в Москве были два друга (увы, оба погибли в автокатастрофе). Когда они узнали, что меня интересует история мореплавания, то посоветовали обратиться в библиотеку иностранных языков, которой руководила дочь Косыгина, хотя Гвашиани. Кстати, лучшей библиотеки я не видел.

        Эти три источника плюс собственный опыт позволили собрать информацию воедино. Магеллан впервые ввел систему вахт, обязанностей и заведования для офицеров. Он же ввел впервые вахты четыре часа через восемь. Дрейк эту систему усовершенствовал.

        По системе Дрейка, старший помощник – администратор, второй – грузовой и начальник продовольствия, третий – штурманский и кассир. На крупных судах, например на плавбазе, где экипаж 200 человек и более, у старпома есть четвертый помощник, и даже пятый – пожарный.

        По системе Магеллана, старпом администратор и грузовой, второй – штурманский, третий – начпрод и кассир. Во всем мире на гражданских судах действует та или другая система вахт и обязанностей: система Магеллана – на берегах Средиземного моря, в Латинской Америке и в арабских странах, во всех остальных, включая Россию – система Дрейка. Магеллан своих помощников назвал по-португальски – inmediato, отсюда англ. mate, отсюда русская калька – помощник.

        Конечно, могут быть какие-то незначительные отклонения, но во всем мире действуют только эти две системы. Отклонения зависят от страны, ведомства, тоннажа и назначения судна. В военном флоте иначе. Смотрите устав службы, этой темы не касаюсь.

        Взгляд филолога хочу проиллюстрировать таким примером. Единственная газета, которую читаю и выписываю последние лет семь, а может, и десять, – это «Аргументы недели». Читаю только из-за двух авторов: Вяткин и Гурдин.

        Но как только газета что-то публикует на морскую и/или рыболовную тему – уши заворачиваются в одну сторону, а потом в другую из-за невежества. Пишут почти в каждом номере, пишут так, словно авторы – это монгольские араты из пустыни Гоби. Самое безобидное – «капитан корабля плавает по морю».

        Во-первых, должность «капитан корабля» существовала лет 20 в 18-м веке. Это сапоги всмятку. Во-вторых, у поморов есть поговорка: бревно, г..но и щепка плавают по морю, моряк в море ходит, рыбак море пашет, ездок – ездит. Тут ни прибавить, ни убавить. А если пишут про рыбу, то получается еще смешнее. Например: в Черном море обнаружился шпрот. Или рыболовецкий корабль.

        Покажите мне пальцем – что это такое. А почему не авианосец? Рыболовецкий и рыболовный путают почти все и постоянно, а ведь они образованы от разных основ. Лень подумать? Можно продолжать до бесконечности. И это только в одной газете, любимой. А про другие и говорить не стоит. Я трижды писал в «Аргументы недели»: и стыдил, и смеялся, и поправлял, и свой словарь выслал – бесполезно, никакой реакции, никакого ответа, сапоги всмятку варятся почти в каждом номере.

        Как сказал в одной лекции Андрей Зализняк, что касается языка, то люди очень ленивы и нелюбознательны. Абы что-то сказать, произнести слово, а что стоит за словом – не задумываются. Лень протянуть руку и посмотреть в словаре.

        Может быть, это мое субъективное мнение, как мне кажется, но журналист – это отчасти следователь, «опер», он должен многократно перепроверить информацию и терминологию, прежде чем ее опубликовать. В этом отношении мой идеал – Игорь Петрович Рудников, основатель, хозяин и редактор газеты «Новые колеса» из Калининграда.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Сергей Савчук: Историю нельзя подавать в виде фастфуда

        Организация парада в Москве вызвала жутчайший накал сетевой ярости со стороны как радикальных сторонников коммунизма, так и просто людей, ценящих историю. Что же вызвало такое негодование? Подробности...
        Обсуждение: 385 комментариев

        Кира Берестенко: Квартирный вопрос по-новому

        Сегодня, когда герой Украины Надежда Савченко бесстрашно гуляет в самом логове агрессора, я задаю себе вопрос: восхищаются ли вместе со мной этим актом героизма жители Днепра, оставшиеся на зиму без Петра и тепла? Подробности...
        Обсуждение: 299 комментариев

        Виктор Пляшкевич: Зачем изучать Священную Историю?

        Когда заходит речь о Священной Истории, многие люди не сразу понимают, о чем речь, а узнав, что это, вообще-то, подразумевает чтение Библии, впадают в состояние раздражения и начинают выкрикивать разные глупости. Подробности...
        Обсуждение: 231 комментарий

        Виктор Пляшкевич: Пенсия – это как из автобуса пересесть в свой автомобиль

        В социальном государстве пенсии никто не избежит. Все граждане страны подвержены этому явлению, но о пенсии говорят редко, а если упоминают, то как о кладбище и почти с тем же выражением лица. Это неправильно. Подробности...
        Обсуждение: 84 комментария

        Антон Копасов: Осел и слон – кто хуже?

        Не знаю, с чем ассоциируются осел и слон в тех странах, где они обитают, но американское представление об этих уважаемых животных отличается от российского. Только что прошедшие дебаты между Хиллари и Дональдом это подтвердили. Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Сергей Савчук: Украина навсегда замесила мечту моего детства

        Украина с хрустом поставила точку в своей краткой и убогой воздушно-космической истории – она продала все права на уникальный самолет Ан-225 «Мрия» Китаю. Бросила на стол дрожащей рукой проигравшегося алкоголика последний козырь. Подробности...
        Обсуждение: 284 комментария

        Антон Копасов: Последний американский шанс

        Люди сейчас стремятся кризис преодолеть. Значит ли это, что с процветанием вернется гниение? Как от этого уберечься? Совет старейшин? Конституция в семь томов? Есть одно старое средство, да уж очень оно немодное. Подробности...
        Обсуждение: 115 комментариев

        Кира Берестенко. Записки пассажирки поезда, идущего к разрушенному мосту

        Все вспоминают, как еще лет 20 назад все было иначе: в нее, новую и только входящую в мир, вкладывали надежды и чаяния миллионы людей, от нее ждали судьбоносных изменений и верили ее младенческому лепету. Подробности...
        Обсуждение: 129 комментариев

        Василий Тютин: Олухократия

        В мире формируется механизм отрицательного отбора: на первые места выдвигают людей низкого уровня развития. Создается сквозной, охватывающий все имущественные и властные уровни слой не то чтобы дураков, но, так сказать, олухов. Подробности...
        Обсуждение: 92 комментария

        Антон Копасов: Мужчины сгорают

        Продолжительность жизни мужчин в России намного меньше, чем у женщин. Никого не заинтересовало, почему эти мужчины не дожили до пятидесяти, до сорока, до тридцати. В чем причина нашего феноменального гендерного лидерства? Подробности...
        Обсуждение: 170 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............