Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

2 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

8 комментариев
1 апреля 2025, 22:30 • В мире

Страна НАТО вступила в новый военный альянс на Балканах

Страна НАТО вступила в новый военный альянс на Балканах
@ Григорий Сысоев/POOL/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Сербия и Венгрия подписали документ, который конкретизирует достигнутое в 2023 году соглашение о стратегическом сотрудничестве в области обороны. Как заявил президент Сербии Александр Вучич, дальнейшее сближение двух стран идет в направлении создания военного альянса. Против кого направлено сотрудничество двух стран, одна из которых состоит в НАТО?

Во вторник министры обороны Сербии и Венгрии Братислав Гашич и Криштоф Салаи-Бобровницки подписали план двустороннего военного сотрудничества на 2025 год и документ о реализации стратегического сотрудничества в сфере обороны между странами. Как сообщает РИА «Новости», в ходе брифинга президент Сербии Александр Вучич назвал произошедшее одним «из важнейших аспектов нашего всеобъемлющего стратегического сотрудничества».

«Из всех стран региона Сербия по числу и значимости совместных мероприятий наиболее развитое и интенсивное сотрудничество в области обороны имеет с Венгрией. Ключевые элементы этих отношений – военное сотрудничество через реализацию двусторонних и многонациональных учений, военно-техническое сотрудничество по приобретению систем и средств вооружений», – рассказал Вучич.

Ранее в середине марта Белград резко отреагировал на подписанную в Тиране Албанией, Хорватией и непризнанным Косово декларацию по укреплению сотрудничества для противостояния вызовам региональной безопасности. Документ получил негласное название «антисербский пакт», а Белград назвал его провокацией и угрозой стабильности.

Что касается нового документа Белграда и Будапешта, то в нем конкретизируется соглашение 2023 года о стратегическом сотрудничестве Сербии и Венгрии в области обороны. На этот год запланировано 79 совместных мероприятий, в том числе маневры, вертолетные учения, сотрудничество в оборонной промышленности, кибербезопасности, миротворческих операциях, образовании и военной медицине. В 2023 году совместных мероприятий было 48.

По мнению Вучича, за этим соглашением последует дальнейшее сближение в направлении создания военного союза между Сербией и Венгрией. «Конечно, этот вопрос зависит от венгерской стороны, венгерского и сербского парламентов. Но наши отношения настолько хороши, особенно учитывая то, как и что происходит в Европе и мире, премьер Орбан и я высказали наше желание и намерение ускорить сближение в сфере обороны», – заявил президент Сербии.

«Сближение двух стран на военной почве вторично. Я с трудом представляю, чтобы Венгрия как член НАТО вступила в войну с членом НАТО Хорватией – при всей сложности хорватско-венгерских отношений. Но мы видим политический жест. Он показывает, что ЕС и НАТО не прогнут Сербию и Венгрию по вопросу отношений с Россией и Украиной», – считает Вадим Трухачев, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.

По его словам, подписанное ранее Хорватией, Албанией и Косовым соглашение о взаимодействии в военной области – «это рычаг давления на Сербию с целью, чтобы Белград перестал нарушать антироссийскую дисциплину в Европе». Соответственно, Сербии пришлось реагировать на это ответными действиями.

«При этом с военной точки зрения даже если к «антисербскому пакту» присоединятся мусульмане и хорваты из Боснии, то они не смогут справиться с Сербией без поддержки НАТО. Белград сегодня – наиболее военно-развитый игрок в регионе. А вот с Республикой Сербской в Боснии и Северным Косово, где до сих пор проживают сербы, они справятся. Таким образом, противники сербов нашли рычаг давления на Белград», – полагает эксперт.

В свою очередь Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики, соглашается с тем, что о полноценном военном альянсе между Сербией и Венгрией речи не идет. «Венгрия – член НАТО, а Сербия не будет им в обозримом будущем. После вступления в НАТО в 1999 году Венгрия фактически отдала Североатлантическому альянсу на аутсорс управление своей безопасностью. Поэтому сегодняшний демарш носит рекламно-политический и декларативный характер в ответ на объявленный военный альянс Хорватии, Албании и Косово», – считает политолог.

По его словам, две страны смогут проводить совместные военные учения, обмениваться военным опытом, но не более того. Если в ситуации обострения в Республике Сербской Орбан отправил в феврале 300 элитных спецназовцев, которые могут обеспечить безопасность внешнего контура президентской резиденции, то Вучич в такой поддержке явно не нуждается.

Трухачев напомнил, что Орбан так и не отозвал признание Косова и «продолжает сидеть на двух стульях». «С другой стороны, Венгрия укрепляет связи не только с Сербией, но и с Республикой Сербской. Это демонстративное противостояние Орбана с руководством Евросоюза и НАТО, оно разворачивается по всем фронтам, хотя исторически у Будапешта с Белградом тоже непростые отношения», – напомнил собеседник.

Трухачев также сомневается в том, что в будущем к военному альянсу Сербии и Венгрии присоединится Словакия. «Президент Словакии Петер Пеллегрини будет против такого альянса. Премьер Роберт Фицо решает не все, а Пеллегрини – политик более проевропейский и осторожный. Но при этом Словакия более последовательна в косовском вопросе, она не признает Косово», – рассуждает Трухачев.

В то же время эксперты согласны с тем, что в Европе появляются своеобразные военные клубы по интересам.

Трухачев добавил, что от возможного союза Сербии и Венгрии России будет только лучше. «Но пока это скорее политический союз, а не военный. У России неплохие отношения с Венгрией и особые отношения с Сербией. Этому также способствует политика кнута со стороны ЕС в отношении Белграда. Параллельно с этим растет роль Китая, который становится важнейшим партнером для Сербии и Венгрии», – рассуждает Трухачев.

По мнению Бондаренко, в условиях эскалации напряженности страны пытаются «создать ближний круг союзников и партнеров, на которых можно положиться». «В этом есть своя логика», – подчеркнул политолог. Эксперт не исключает расширения сербо-венгерского клуба и называет Вучича, Орбана, Фицо и президента Республики Сербской Милорада Додика «анфан террибль» европейской политики, «которые в разной степени нерукопожатны для Брюсселя».

«Также их объединяют газовые интересы. Им нужен российской газ, потому что у них нет выхода к морю. Но в остальном эти страны находятся на совершенно разных орбитах. У России с Венгрией рабочие отношения, но Будапешт каждый раз голосует за поддержку антироссийских санкций, поэтому не надо питать никаких иллюзий», – подчеркнул спикер.