Взгляд
23 мая, четверг  |  Последнее обновление — 16:13  |  vz.ru
Разделы

Терроризму в России сломан хребет

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Сами того не заметив, мы оказались в новой реальности. Наше государство больше не скрывает свою работу по борьбе с терроризмом, напротив – активно о ней рассказывает. Это значит только одно: ситуация стала полностью подконтрольной. Подробности...

Почему атака США на Huawei была ошибкой

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Война США против китайской компании Huawei может привести к концу глобализации. А значит, и к концу американского лидерства в мире, основанного как раз на этой глобализации. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Главным собором Екатеринбурга останется Ельцин-Центр

Дмитрий Соколов-Митрич, журналист, писатель
В течение минимального для социологии времени один и тот же город качнулся от одного доминирующего мнения к другому доминирующему мнению. Такое вообще бывало еще когда-нибудь в истории социологических замеров? Подробности...
Обсуждение: 63 комментария

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Зеленский отказался вести переговоры с Россией

        Главная тема


        Британию и США унизили в Индийском океане

        «наследники бесов»


        Соловьев ответил на вызов на дуэль

        «не будет диалога»


        Президент Грузии ждет от Путина первого шага

        лидер «Машины времени»


        Макаревич поразился способности чиновников «губить и засирать все вокруг себя»

        Видео

        устройство общества


        Америку ждет испытание социализмом

        спор за острова


        Япония ищет у россиян ключ к возврату Курил

        новая власть


        Что ждет одиозных министров Порошенко

        торговая война


        Китай приготовил США редкоземельный удар

        викторина


        Каких животных навсегда потеряла Россия?

        Вирус «шестьдесят восьмых»


        Владимир Можегов: Блеск и нищета Первой Оранжевой

        Обреченность на восхищение


        Ольга Андреева: Петр Первый и Сталин – часть одного процесса

        Расцвет либерализма


        Алексей Алешковский: Перебои с хамоном не надо сравнивать с концлагерем

        на ваш взгляд


        Победит ли сборная России на ЧМ по хоккею?

        Власти Китая заставили бандитскую музыку работать на себя

        Эталоном китайского рэпа можно считать группу «Революция Ченьду» – им песни заказывает Компартия   1 февраля 2018, 12:40
        Фото: weibo.com/cdwbwb
        Текст: Виктория Никифорова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Еще недавно старшее поколение России, узнав о фантастической популярности рэп-баттлов в среде молодежи, гремело от возмущения, осуждая космополитизм и безнравственность. Как выяснилось, у китайских коммунистов те же проблемы. Однако КПК эти проблемы удалось решить, в полной мере поставив «гангста» на службу Родине. Но каким образом?

        На днях западные новостные агентства сообщили, что в Китае запретили хип-хоп, но ошиблись. На деле от телевизионного эфира отлучили лишь несколько исполнителей этого жанра, а с массовым увлечением китайцев рэпом (он же хип-хоп) ничего не случилось – все остались при своих.

        Нужно понимать, что у официального Пекина особые отношения с молодежными субкультурами. Власти не пытаются запрещать хип-хоп или брейк-данс – у Компартии куда более амбициозные планы. Она пытается поставить всё это на службу официальной идеологии.

        Увлечение китайской молодежи речитативом чернокожих «братков» началось еще в 1990-е годы, но долгое время местные рэперы выступали фактически подпольно. Их тексты казались слишком агрессивными, поднимаемые темы – опасными, а стиль – чересчур вульгарным. Но чем больше становилось рэперов и их поклонников, тем решительнее руководство страны пыталось взять этот феномен под свой контроль.

        Параллельно с этим на глазах у китайцев развивается корейский хип-хоп – и развивается с необычайной скоростью. За весьма короткое время около десятка исполнителей из Южной Кореи стали звездами мирового уровня. Псай, подсадивший весь мир на «Гэнгнам-стайл» и «Джентльмена», – это лишь вершина айсберга. За ним стройными рядами вышагивают новые «айдол-рэперы», нашедшие миллионы фанатов не только на родине, но и на Западе.

        Глядя на это, их китайские «коллеги» страстно желают конкурировать с соседями, добиваться мирового успеха и записываться на ведущих студиях. Официальный Пекин пошел им навстречу: международные звезды такого рода могли бы стать важным элементом «мягкой силы» КНР, да и местной молодежи неплохо бы показать, что не только Тайвань, но и земля материкового Китая может рождать модных музыкантов.

        Постепенно рэперам разрешили выступать в клубах. Бурно развился ди-джеинг, начинавший свой путь в 1990-х в подпольях Гонконга и Шанхая. Исполнители переключились с английского на путунхуа, а потом на диалекты китайского – сычуаньский и кантонский. В 2015 году звезды клубной рэп-сцены впервые получили доступ на центральное ТВ – им дали возможность выступить в телешоу «Певец» (приблизительный аналог «Голоса») и на праздничных телеконцертах. А в 2017-м шоу «Рэп Китая» запустила стриминговая платформа iQiyi – всего за один месяц этот конкурс посмотрели более 1,3 миллиарда раз. Китайская пресса подавала это как безоговорочный прорыв в сфере культуры.

        В то же самое время власти КНР внимательно отслеживали содержание композиций и регулярно организовывали чистку контента. К примеру, в 2015-м министерство культуры направило музыкальным приложениям запрос с требованием удалить 120 треков, среди которых были «Первый раз маленькой девочки» и «Это долбанное общество». Министр раскритиковал их за «пропаганду непристойности, насилия и преступности». В итоге треки исчезли из приложений.

        Несмотря на то, что рэп практически по определению – это «песни протеста», китайская цензура принципиально стремится к тому, чтобы сделать его более «культурным», чем западные аналоги. Впрочем, самоцензура у китайских артистов тоже работает неплохо. Подавляющее большинство рэп-композиций посвящены любви и дружбе, процветанию современного Китая и даже китайской кухне. Кстати, это характерно не только для КНР. Корейский рэп тоже гораздо нежнее и интеллигентнее, чем американские треки.

        Если же внутреннюю агрессию не удается вытеснить до конца, ее ловко перенаправляют. К примеру, креативные китайские комсомольцы взяли под свое покровительство рэп-группу «Революция Ченьду» и успешно натравили ее на идейного врага. В 2016-м один из тайваньских «эм-си» выпустил композицию, где нападал на руководство КНР и провозглашал независимость Тайваня. Лидер группы «Революция Ченьду» Ван Зишин (Чакки) возмутился таким наездом и быстренько сочинил композицию «Красная сила», в которой разнес и власти Тайваня, и западные СМИ.

        Спустя несколько месяцев после этого отделение Лиги молодых коммунистов Китая заказало Чакки четырехминутную композицию на английском языке и разместила ее на своем сайте. Сочинение получило название «Это Китай». Ван Зишин вновь критикует предвзятый подход западных СМИ и напоминает им, что такое настоящая КНР:

        «Красный дракон – это не зло. Это мирная страна. Прекрасная земля с богатой культурой, что пребудет вовеки».

        Другой рэпер-патриот – Сун Баи – в январе этого года выложил на Weibo свою композицию «Великолепный Китай». Она открывается такими строчками: «Все мы знаем устремления и миссию нашей Коммунистической партии. Вечно трудятся коммунисты для счастья людей и процветания нации».  

        В соцсетях осторожно посмеиваются над таким «низкопоклонством». А коллеги критикуют MC-патриотов, не стесняясь в выражениях. Самый известный рэпер Китая PG One заявил, что никогда не будет работать так, как «Революция Ченьду», которая находится на содержании у государства. Однако PG One быстро указали на место. Его не защитил даже статус победителя конкурса «Рэп Китая».

        В начале января пользователи китайского сегмента Сети неожиданно вспомнили его композицию двухлетней давности под названием «Вечер Рождества» и со словами про «белоснежный порошок» и «сучку с блудливыми ручками». Кампания общественного возмущения живо напоминала Вайнштейн-гейт в США. На PG One обрушилась Лига женщин Китая. Его безнравственность осудили все ведущие СМИ КНР. Ему запретили появляться на телевидении. Его треки исчезли из музыкальных приложений. PG One публично покаялся и признал свои заблуждения, но было поздно – он практически исчез с легальной рэп-сцены.

        Перевоспитывая хип-хоперов, власти КНР используют технологии времен культурной революции, только в смягченном варианте. Так же организовывается взрыв общественного возмущения. Так же заставляют заблудших каяться и признавать ошибки. Пока PG One подвергнут остракизму, но потом, возможно, ему дадут шанс исправиться и вернут на сцену.

        PG One (фото: Reuters)
        PG One (фото: Reuters)

        Одновременно из конкурса «Певец» выгнали другую рэп-звезду – Чжоу Яна, работающего под псевдонимом GAI. Ему тоже припомнили ранние композиции, в которых он, подражая американским «эм-си», рассказывал, что «родился в тюрьме», хотя на деле лишь привлекался за хулиганство. GAI регулярно включал в свои тексты припев «Слава родине!», но это его не спасло. Еще один рэпер VaVa исчез из телешоу «Счастливый лагерь» вовсе без объяснения причин.

        Специальное заявление по поводу «неправильных» рэперов выпустило даже государственное агентство «Синьхуа». Именно на это заявление ссылались западные СМИ, поднимая гвалт насчет того, что в Китае «запретили хип-хоп». На деле «Синьхуа» утверждает, что таким исполнителям, как PG One, не место на центральном телевидении, а его коллег это заявление должно стимулировать – в отсутствие сильнейших конкурентов у них появился шанс прорваться на ТВ. При условии, что они будут в должной мере патриотичны, высоконравственны и законопослушны.

        На западный взгляд, попытка сделать музыку чернокожих гангстеров официальным ура-патриотическим направлением выглядит дико. Однако в Китае такой поворот никого не удивляет. Рэперы наперебой упражняются в восхвалении родины и Компартии.

        Рэп в своих рекламных роликах сегодня использует даже Народно-освободительная армия Китая. В ходу композиция, название которой можно перевести как «Маркс – миллениал». А группа «Революция Ченьду» выпустила трек под названием «Наше поколение» по спецзаказу КПК. «Можно, конечно, если хочешь, оставаться в подполье и писать яростные и неприличные песни. Всем все равно. Но если хочешь стать суперзвездой и зарабатывать большие бабки в шоу-бизнесе, то правила меняются», – пояснил лидер группы в интервью газете Global Times.

        Отстранение нескольких «эм-си» от телевидения – это не запрет хип-хопа. Это лишь один из шагов китайской власти по приручению и дрессировке молодежной субкультуры. Жесткость этой политики, подразумевающей непрерывный контроль над творческой интеллигенцией и регулярные зачистки контента, обусловлена уникальностью китайского социального эксперимента. Российским патриотам, мечтающим повторить у себя этот опыт, вряд ли понравилось бы испытать на себе все прелести китайской цензуры и массового общественного осуждения.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............