24 ноября, пятница  |  Последнее обновление — 02:57  |  vz.ru
Разделы

Петр Тренин-Страусов: Дело не только в магии имени «Акунин»

«История Российского государства» Бориса Акунина – заметное событие, игнорировать его – явно не самая конструктивная позиция. Лучше выработать подход, при котором эта работа усилила бы науку. Решений тут видится несколько. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Ирина Алкснис: Россиян действительно очень мало волнует политика

Когда говорят о специфике российского общества, частенько подмечают такие его особенности, как непредсказуемость и политическая спонтанность, отсутствие традиции системного взаимодействия с властью по актуальным и волнующим его проблемам. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Меркель неожиданно для всех оказалась в роли жертвы

Большинство немцев рады, что нашелся политик, который не побоялся выступить против Меркель. По прогнозам, теперь его партию на выборах ждет еще больший успех. А вот для Меркель это означает полное фиаско. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

    Определены победительницы конкурса «Топ-модель России — 2017»

    В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Топ-модель России — 2017» и «Топ-модель Plus — 2017». Задачей конкурса объявлено «установить российские стандарты красоты»
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Умер певец Дмитрий Хворостовский

    Оперный певец Дмитрий Хворостовский умер на 56-м году жизни в Лондоне, в кругу семьи, после тяжелой болезни. Он завещал кремировать тело и захоронить прах в Москве и Красноярске. В этих городах уже думают об увековечении его памяти
    Подробности...

    Владимир Путин встретился с Башаром Асадом в Сочи

    Владимир Путин провел в Сочи встречу с сирийским лидером Башаром Асадом. Переговоры продолжались около четырех часов. В ходе встречи президенты согласились, что военная операция близка к завершению и теперь следует перейти к политическому урегулированию. Президент Сирии также передал Путину благодарность сирийского народа
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Четверо российских скелетонистов отстранены от соревнований

        Главная тема


        Луганская интрига близка к развязке

        «оставили кровавый след»


        Даже в Германии удивились словам «уренгойского мальчика»

        человеческие потери


        В Киеве признали, что от голодомора пострадала больше всего не Украина

        армия и вооружения


        По итогам учений «Запад-2017» в НАТО увидели преимущества российской армии

        «соблазнительные цели»


        Американские СМИ рассказали, как Россия может «парализовать США»

        «чрезвычайные перспективы»


        Украина поделилась планами резкого увеличения транзита газа

        особый случай


        Латвия, Литва и Эстония решили воевать с ИГ

        успешные испытания


        Опубликовано видео первого запуска ракеты «Брамос» с Су-30

        перелом в войне


        Мифы о Сталинграде стали важной частью информационной войны против России

        «самый дорогой в мире кофе»


        Антон Любич: За счет чего достигается трехкратный диспаритет в ценах между Россией и США?

        «заметное событие»


        Петр Тренин-Страусов: Люди, которые читают «Историю…» от Акунина, не понимают, что это не история в научном смысле слова

        «те самые 86 процентов»


        Ирина Алкснис: Россиян действительно очень мало волнует политика

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?

        Китай скупает Голливуд для наращивания «мягкой силы»

        Самый высокооплачиваемый режиссер мира Стивен Спилберг и самый богатый человек Китая Джек Ма объявили о крупной сделке   12 октября 2016, 08:08
        Фото: Shirley Feng/Reuters
        Текст: Виктория Никифорова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Корпорации КНР скупают доли в крупнейших кинокомпаниях и постепенно становятся ведущим игроком на мировом кинорынке, диктуя свои правила сценаристам и режиссерам. Параллельно в Пекине готовят новый закон о кино, который превратит эти правила в обязательные условия. С виду это просто бизнес. На деле – мощное дипломатическое оружие, результаты применения которого видны уже сейчас.

        Несколько дней назад самый высокооплачиваемый режиссер мира Стивен Спилберг и самый богатый человек Китая Джек Ма созвали пресс-конференцию в Пекине и объявили о сделке: владелец интернет-гиганта Alibaba покупает долю в киностудии Amblin Pаrtners (бывшая Dreamworks). Финансовые параметры не разглашаются. Известно лишь, что Ма получит место в совете директоров киностудии, партнеры-миллиардеры пообещали принести «больше Китая в Америку и еще больше Америки в Китай».

        «В «Войне миров Z» полчища зомби тоже должны были прийти из Китая. По настоянию китайцев зомби пришли из России»

        Теперь китайские товарищи будут принимать участие в производстве и дистрибуции фильмов по всему миру. Сделка Ма и Спилберга свидетельствует о том, что КНР постепенно прибирает к рукам Голливуд как один из главных инструментов «мягкой силы» в мировом масштабе. Причем китайское вторжение идет уже давно.

        До 1994 года прокат иностранных фильмов в КНР в принципе был запрещен. А когда его все-таки разрешили, правительство жестко ограничило число зарубежных картин. До 2009-го в прокате могло появиться не более 20 иностранных лент в год, сейчас – не более 34. Но все это время число кинотеатров в Китае, как и спрос на билеты, росли огромными темпами – вслед за количеством китайцев, так или иначе приближающихся к «среднему классу». В 2015 году кинопрокат КНР принес более 6 млрд долларов. Сегодня это второй по объему кинорынок после американского, а к 2018 году он должен стать первым в мире.

        За возможность выйти на этот гигантский рынок голливудские киностудии давно ведут отчаянную борьбу, однако Пекин охраняет свой рынок, как дракон – сокровища. Дистрибуцией фильмов долгое время занимались исключительно китайские компании. Большинству правообладателей предлагается прокат с минимальными выплатами или вообще без права на процент от кассовых сборов. При этом получить разрешение на прокат производитель должен от Главного государственного управления печати, радиотелевещания и информации. Требования к кандидатам строги: никакой религии, минимум эротики, добро должно побеждать зло.

        Чтобы обойти квоту в 34 фильма, зарубежные студии заключают с китайской стороной договоры о копродакшене. Правительство эту идею поощряет. Во-первых, такой подход гарантирует часть доходов от кассовых сборов отечественному производителю. Во-вторых, дает китайцам доступ к новейшим технологиям американских конкурентов. В-третьих, сценарий фильма, заявленного как продукт совместного производства, должен предоставляться на рассмотрение китайским цензорам еще до начала съемок. Так КНР регулирует зарубежное кинопроизводство в обмен на доступ к своему кинозрителю и его деньгам. Но подобные сделки выгодны и американским кинопроизводителям: картины, произведенные вместе с китайцами, имеют в КНР статус национальных фильмов, так что прокатные ограничения на них не распространяются. Также это дает возможность увеличить свой процент от проката – сейчас американский фильм приносит студии не больше 25% от сборов в КНР.

        Нынешний год в деле сращения китайского и американского кинобизнеса стал этапным. За полгода до сделки Ма и Спилберга китайская компания Dalian Wanda Group приобрела контрольный пакет акций киностудии Legendary за 3,5 млрд долларов. Летом Dalian Wanda вела переговоры о покупке 49% акций Paramount Pictures, а в сентябре заключила альянс с Sony Pictures Entertainment. В КНР много свободных денег, которые китайцы рады инвестировать в кинопроизводство. Эта распродажа в Голливуде очень напоминает проникновение туда же японского бизнеса. Оно началось в 1980-е годы с продажи Sony студии Columbia Pictures, а закончилось в 2005 году продажей MGM все той же Sony. В то время именно японский кинорынок был вторым в мире после американского. Чтобы его занять, Голливуд был готов поделиться с японскими партнерами акциями своих компаний и даже продать старейшие студии-мейджоры. Сегодня ту же политику он ведет в отношении Китая. Но в отличие от японских союзников, китайские товарищи контролируют голливудский контент гораздо жестче.

        Любой американский фильм, предназначенный для проката в КНР, вынужден подстраиваться под требования цензуры, главное из которых – никакой критики в адрес Китая. И надо сказать, кинопроизводители отлично с этим справляются. Отсматривая новый голливудский блокбастер, мы даже не подозреваем, что на экране фильм, снятый с соблюдением всех правил, установленных Главным государственным управлением печати, радиотелевещания и информации КНР.

        К примеру, в фильме «Петля времени» Райана Джонсона главный герой копил деньги, чтобы бросить все и уехать в Париж. Внезапно в сценарии появился следующий диалог. Босс говорит герою: «Я из будущего. Лучше езжай в Китай». В результате герой стал мечтать не о Париже, а о Шанхае. Так китайские товарищи поправили своих американских партнеров.

        Другой пример: в «Красном рассвете» США должна была захватить китайская армия. После переговоров с китайскими цензорами в роли оккупантов выступили северные корейцы. В «Войне миров Z» полчища зомби тоже должны были прийти из Китая. По настоянию китайцев зомби пришли из России.

        Но если для проката в КНР цензоры просто меняют текст и вырезают неприятные им сцены (из «Миссия невыполнима – 3», например, убрали белье, живописно сушившееся на шанхайских балконах), то полномасштабное сотрудничество китайских и американских кинематографистов приведет к тому, что режиссеры будут вынуждены как на конвейере штамповать доброе семейное кино без эротики, преступности, цинизма и всего того, что может расстроить китайских коммунистов.

        Пресса регулярно критикует американских кинопроизводителей за их низкопоклонство перед Китаем. Юморист Стивен Кольберт высмеивает страсть Голливуда к вкусному «кисло-сладкому китайскому юаню». А в сентябре 16 конгрессменов даже сделали запрос, беспокоясь насчет возрастающего влияния КНР на американский кинематограф. Однако сами кинопроизводители реагируют в стиле «это же экономика, глупый» – и продолжают подстраиваться под требования китайских партнеров.

        Историки кино по этому поводу уже вспомнили, как успешно завоевывал в свое время Голливуд главный кинорынок 1930-х – гитлеровскую Германию. В предвоенные годы для немецкого консула в Лос-Анджелесе регулярно устраивались закрытые предпросмотры важных голливудских картин. Если консулу какой-нибудь эпизод не нравился, его вырезали. После этого немецкий прокат фильму был обеспечен.

        Если судить по кассовым результатам, лучше всех госзаказ КНР пока выполняет именно Стивен Спилберг. Рекордная касса, собранная в Китае франшизой Dreamworks «Кунг-фу панда», – предмет зависти всех его коллег. Сделка с Джеком Ма стала логичным завершением его большого пути к званию народного артиста КНР. 

        А пока китайские олигархи скупают сети кинотеатров и контрольные пакеты киностудий, готовясь стать главными игроками уже на мировом кинорынке, правительство КНР предложило проект нового закона о кинематографе. Согласно ему фильмы должны быть «безупречны не только в профессиональном, но и в моральном отношении». Актерам и актрисам, замешанным в громких скандалах, будет запрещено вручать национальные кинопремии, а китайским кинокомпаниям будет запрещено работать над иностранными фильмами, которые «ущемляют национальное достоинство и интересы Китая, провоцируют социальную нестабильность и оскорбляют национальную гордость китайцев».

        Если закон будет принят, все фильмы совместного американо-китайского производства будут подпадать под его действие. А так как Китай постепенно захватывает контроль над главным мировым кинорынком, вскоре, вероятно, зрители всего мира будут обречены смотреть добрые и веселые кинофильмы, в которых прославляется величие и мощь Китая, а на финальных титрах развевается красный флаг. «Потому что нам нужно кино со стержнем, нравственное и теплое», – заявила недавно вице-премьер Госсовета КНР Лю Яньдун.

        В воздухе повис вопрос: а может ли Россия так же диктовать свои кинематографические вкусы Голливуду, как это делает Китай? Может. Но для начала ей придется стать Китаем – если уж не по количеству зрителей, то хотя бы по финансовым возможностям.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............