Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЧтобы смотрели наше
Эксперты: Квоты для отечественного кино бессмысленны
Готовится законопроект, который должен заставить кинотеатры показывать 20% отечественных фильмов и платить налог с продажи билетов на зарубежные картины. Это поможет российскому кино увидеть зрителя и стать окупаемым, считают авторы закона. Участники рынка называют инициативу бессмысленной и говорят, что она лишь вдвое увеличит цены на билеты.
Вице-спикер Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк сообщил, что в декабре внесет в нижнюю палату парламента законопроект, направленный на поддержку отечественного кинематографа. Он рассчитывает на поддержку коллег, а также широкое общественное обсуждение своих предложений.
Нам необходимо совершенствовать системы поддержки создания и проката отечественных фильмов для того, чтобы активно развивать нашу киноиндустрию
«Следуя опыту развитых стран, предлагаю обсудить введение для российских кинотеатров 20-процентной квоты на показ отечественных фильмов, что позволит им дойти до нашего зрителя и иметь больше возможностей для окупаемости», – заявил Сергей Железняк в понедельник.
Кроме того, по его словам, прямой экономический смысл имеет отмена льготы по НДС на билеты на иностранные фильмы. «Ведь иностранная кинолента, по сути, является импортным товаром, на который должна распространяться соответствующая налоговая нагрузка», – подчеркнул парламентарий.
По его словам, тиражируемые в России иностранные фильмы часто решают задачи тех государств, где они произведены, и продвигают ценности своих стран. «Поэтому нам необходимо совершенствовать системы поддержки создания и проката отечественных фильмов для того, чтобы не только сохранять возможность для самореализации российских режиссеров, сценаристов, актеров и всех, кто имеет отношение к кинематографу, но и активно развивать нашу киноиндустрию, имеющую свои уникальные традиции и достижения», – заметил парламентарий (цитаты по ИТАР-ТАСС).
Как сказал Железняк, одними из важнейших задач любого государства являются поддержка отечественной культуры и искусства, создание системы стимулов для продвижения этих произведений внутри страны и за рубежом, когда эти художественные произведения носят просветительский и патриотический характер.
«Уверен, что в тех случаях, когда государство финансирует создание произведений искусства, мы должны иметь право устанавливать определенные смысловые критерии, творческое задание», – заявил вице-спикер.
Эта идея обсуждается не один год. Законопроект о введении квот на показ в российских кинотеатрах отечественных фильмов пытался провести еще в 2006 году депутат фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. Тогда речь шла о том, что отечественные фильмы должны занимать не менее 40% всех фильмов, показываемых в течение года. Однако нижняя палата тогда отклонила этот законопроект в первом же чтении. Сейчас может произойти то же самое, не исключают собеседники газеты ВЗГЛЯД.
Бессмысленно
Участники рынка и эксперты считают, что шансов у этого законопроекта быть принятым нет. В начале этого года Минэкономразвития уже выступило с аналогичной инициативой. Однако Минкультуры и Фонд кино весной не поддержали эту идею, назвав вопрос квотирования сложным и требующим тщательного и взвешенного обсуждения.
- «Дочь»: Повесть о высоконравственном маньяке
- Минкультуры защищает производителей российских фильмов
- Россия и Китай обеспечивают рост кинорынка в мире
- В попытке переиграть пиратов Голливуд переходит на онлайн
- В кинотеатрах вводится система "единого билета"
Глава Фонда кино Вячеслав Тельнов говорил, что долю российских фильмов в кинопрокате надо увеличивать, но не путем введения обязательных квот, а путем повышения уровня отечественного кино. По его данным, доля российского кино составляет сейчас всего 10–12% от всего показа в кинотеатрах, ее надо увеличить до 24–25%.
Квотирование – сложный механизм, соглашается и член Ассоциации продюсеров кино и телевидения, генеральный директор и соучредитель компании Art Picrures Studio Дмитрий Рудовский. «Как, например, будут выдерживать эту пропорцию, если отечественные продюсеры перестанут снимать кино или все фильмы российского производства по качеству не будут удовлетворять даже запросы пиратских сайтов, не то что широкого экрана? Кто-нибудь подумал о сезонности: летом российские фильмы традиционно берут паузу, а в самые хлебные месяцы идут один за другим? Эта квота будет считаться ежедневно, или по итогам года, или как?» – говорит газете ВЗГЛЯД Дмитрий Рудовский. По его словам, сейчас доля отечественного кино без квотирования уже приближается к 20%, другое дело, что сборы ниже.
«Как они технологически смогут обязать кинотеатры показывать только российское кино? Представят контролера к каждому кинотеатру? Кинотеатр может чисто номинально выполнить это требование, поставив сеансы отечественного фильма в семь и в девять утра, а также в 11 вечера и в час ночи, когда никто не ходит. И отечественные фильмы ничего не будут собирать», – говорит газете ВЗГЛЯД редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес Сегодня» Сергей Лавров.
Увеличение доли показа отечественных фильмов ни к чему не приведет, считает Рудовский. «Квотирование – для всех очевидно бессмысленная мера. Сильно мы продвинулись в ключевом вопросе о прозрачности сборов? Вместо этого придумали никому не нужный ЕАИС, а воз и ныне там. Отечественному кино помогут время и борьба с пиратством», – считает Рудовский.
Сергей Лавров также считает идею квотирования бессмысленной: если продукт плохой, никто не заставит зрителя его смотреть. «Если российские фильмы имеют коммерческую привлекательность, интересны зрителю, то они и так попадут в прокат. Если на «Духлесс» люди пошли, то кинотеатры и число сеансов увеличивали, и дни в прокате продлевали. В России много снимают фильмов, но кинотеатры их не берут. Потому что снимают в лучшем случае телевизионное кино, неконкурентное по сравнению с американским и европейским», – считает Лавров. «Пусть государство строит свои государственные кинотеатры и показывает там отечественное кино с утра до ночи», – считает Лавров. Этот законопроект не будет принят, на 99% уверен эксперт.
200 картин каждый год
По данным Romir Movie Research, за 10 месяцев 2012 года российские фильмы собрали в прокате 4621,2 млрд рублей при количестве посещений в 21,4 млн проданных билетов. В итоге доля отечественных фильмов в общем «пироге» кассовых сборов составила 14,4%. По итогам всего 2011 года этот показатель так и не превысил 16%.
«По нашим оценкам, для российского рынка вполне нормальным уровнем присутствия отечественных фильмов по числу посещаемости и кассовым сборам является показатель в 30%. Но, по нашему мнению, предлагаемые меры квотирования иностранных фильмов не решат проблему роста доли отечественного кино. Проблема в том, что в России не хватает качественного массового кино», – говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов.
«К примеру, все лето российский зритель смотрел зарубежное кино. За текущий год лишь шесть фильмов по посещаемости перешагнули планку в 1 млн зрителей и всего две картины смогли собрать 2 млн посещений. Для сравнения: за прошедший год таких фильмов было 11 и четыре соответственно», – говорит Олег Иванов.
При этом, по его словам, для уровня присутствия в общем объеме кинотеатральных показов в 30% необходимо ежегодно выпускать 20 отечественных лент, которые в сумме соберут 40 млн зрителей. «Но не бывает так, чтобы каждая картина собирала 1–2 млн зрителей. «Выстреливает» лишь каждый 10-й фильм. А потому, по нашим оценкам, в России должно выпускаться около 200 картин, из которых не менее 20 должны быть массовыми, т. е. с посещением 1,5–2 млн зрителей. Только при таком объеме выпуска можно говорить об увеличении доли отечественного кино в кинотеатрах страны», – считает Олег Иванов.
Налог убьет
Что касается отмены льгот на НДС на продажу билетов на зарубежные фильмы, то это приведет лишь к росту цен. «На американский фильм билеты будут стоить не 200 рублей, а 400 рублей. Удар по кошельку зрителя», – считает Лавров. «Лучше бы придумали, как зрителя в кинотеатрах сохранить, и занялись борьбой с появлением фильмов в интернете. 20 лет одни разговоры об этом», – замечает эксперт.
«Три четверти контента в кинотеатрах – зарубежное кино, поэтому с отменой льгот на НДС нагрузка станет существенной. В большинстве случаев для честно работающих кинотеатров такая отмена грозит прекращением ведения бизнеса. Сегодня рентабельность кинотеатров колеблется в районе 10–12%, а поднимать цены нельзя – этот вид отдыха может конкурировать с водкой только при сопоставимых ценах», – указывает Дмитрий Рудовский.
Мировой опыт
Систему квотирования национальных фильмов впервые применили в Великобритании еще в 20-х годах прошлого столетия. Тогда была установлена квота в 7,5%, потом планку подняли до 20%, а после 1945 года – до 40%. Однако в 80-х годах Маргарет Тэтчер отменила систему квотирования. Помогла или нет британскому кино эра квотирования – единого мнения нет до сих пор. Однако после отмены квотирования 19 из 20 фильмов английского производства убыточны, уверяет Guardian.
Во Франции также была введена квота. Сейчас кинотеатры должны показывать не менее 46% французских картин. Однако кинотеатры легко могут обходить и игнорировать это правило, что и делают. Впрочем, Франция активно пытается защитить свое кино не только с помощью квот. В стране разработана также единая политика телеканалов, которая снижает конкурентное преимущество Голливуда. Если в пятницу вечером выходит новый французский фильм, то по телевизору не покажут иностранных премьер, чтобы не отвлекать зрителя. Кроме того, во Франции уже давно введен налог на показ иностранного кино, причем эти деньги идут в специальный фонд отечественного кино, который помогает созданию национальных фильмов.
Система квотирования действует и в других европейских странах, но более скромная. К примеру, в Испании доля национальных фильмов должна составлять лишь 15,7%.
В Китае действует самая жесткая система квотирования отечественных фильмов. Недавно кинотеатры могли показывать только до 20 иностранных фильмов, а зарубежные студии получали только 17,5% от их кассы в стране (обычно прокатчики получают половину проката). Однако члены ВТО добились того, что Китай разрешил показывать до 34 картин иностранного производства и отдавать 25% кассы. Впрочем, у иностранных студий есть возможность наладить совместное производство фильма с китайскими партнерами, что дает возможность обойти жесткую систему квотирования.
Однако эксперты говорят, что нет таких стран в мире, которые успешно применяют систему квотирования отечественных фильмов в кинотеатре. «Ни в одной стране квотирование кино ни к чему не привело. Единственный пример – это Китай. Но китайские фильмы выходят во всем мире и зарабатывают кассы не только в Китае, но и за рубежом», – говорит эксперт «Кинобизнеса Сегодня». Такого же мнения придерживается и Дмитрий Рудовский.