Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
31 января 2015, 11:01 • В мире

Богатейшим китайцем стал коммунист

Назван самый богатый человек в Китае

Богатейшим китайцем стал коммунист
@ Reuters

Tекст: Станислав Борзяков

Западной «выделки» гонконгец Джек Ма больше не является самым богатым человеком Китая. Теперь первую строчку занимает обладатель крупнейшей сети кинотеатров в мире, член КПК и бывший военный Ван Цзяньлинь, пообещавший создать в Поднебесной «новый Голливуд» и научить страну играть в футбол. Всего в КНР живет 168 долларовых миллиардеров, еще три года назад их было в полтора раза меньше.

Джек Ма – это такой китайский Марк Цукерберг или, если хотите, китайский Павел Дуров. То есть человек, заработавший колоссальное состояние в относительно юном возрасте благодаря интернету, апологет современных технологий и продвинутого администрирования. «Форбс» писал о нем еще в начале нулевых, называя главный актив Ма – торговую площадку для юридических лиц Alibaba.com – «лучшей в Сети». Лицам физическим гораздо лучше известен другой актив Ма – интернет-магазин AliExpress, услугами которого пользуются и россияне.

Хобби Вана Цзяньлиня – фольклорная музыка, в первую очередь, народные песни тибетцев

Этот человек – один из пионеров китайского интернета, добившийся успехов благодаря, в том числе, такому хобби, как изучение английского. Учитывая, что детство миллиардера пришлось на период «культурной революции», а его родители – преследуемая в те годы интеллигенция, хобби было и небезопасным, и тяжелым для реализации. От собственного бюро переводов он перешел к фирме – местному аналогу «Желтых страниц». Потом была госслужба в министерстве зарубежной торговли, безуспешное лоббирование интернет-проектов, но в итоге накопленный опыт нашел точку для приложения сил, а конкурентная битва с eBay на внутреннем рынке была выиграна, что в итоге окупилось просто фантастическими суммами.

Титул самого богатого человека Поднебесной Джек Ма (на родине он, кстати, известен как Ма Юнь) получил относительно недавно – в сентябре прошлого года, когда IPO на Нью-Йоркской бирже увеличило капитализацию его компании сразу на 25 миллиардов долларов. Однако первый публичный финансовый отчет Alibaba Group, обнародованный накануне, показал, что за последние три месяца прибыль снизилась на 28%. Для многих аналитиков это стало неожиданной новостью, и акции компании обвалились в цене сразу на 8,8%. Таким образом Ма, председательствующий в совете директоров AG и владеющий 7% её акций, уступил «золотую позицию» в рейтинге китайских толстосумов.

Теперь его состояние «всего» 26,3 миллиарда долларов, что на 400 миллионов меньше, чем у президента компании Dalian Wanda Group Ван Цзяньлиня. Товарищ Ван (поскольку он состоит в КПК и был делегатом на Национальный народный конгресс КНР, то именно товарищ) прежде уже возглавлял список китайских миллионщиков и даже после неожиданного выхода Ма в лидеры считался самым богатым человеком континентального Китая (Ма живет и работает в Гонконге). Источник его богатств – строительный бизнес, а также интертеймент, точнее – кино. В распоряжении компании Цзяньлиня – 1048 экранов (включая 73 экрана IMAX) в 119 развлекательных комплексах Китая. В 2012 году он, вдобавок к собственным залам, приобрел еще и сеть американских кинотеатров АМС. Это сделало Dalian Wanda Group крупнейшим оператором кино не только в Китае и даже Азии, но и, по некоторым данным, во всем мире.

Годом позже товарищ Ван пообещал построить в Циндао (трехмиллионник на полуострове Шаньдун) «китайский Голливуд». «По предварительным оценкам, по кассовым сборам в кинотеатрах Китай обойдет США уже к 2018 году, а к 2023 году этот показатель удвоится. Поэтому я верю, что будущее мировой киноиндустрии – в Китае. В конце концов, у Китая почти полтора миллиарда потенциальных кинозрителей, так что кому, как не нам, быть законодателями мод в киноиндустрии», – заявил он на церемонии по случаю учреждения проекта в присутствии приглашенных звезд американского Голливуда (Николь Кидман, Леонардо Ди Каприо, Джон Траволта). Всего бизнесмен готов вложить в «азиатский Голливуд» более восьми миллиардов долларов, причем с небезосновательной надеждой окупить затраты, пусть и не слишком скоро.

Говоря о перспективах национального кинематографа, ничего нового товарищ Ван в общем-то не сказал: китайский рынок (ввиду обилия зрителей) уже давно рассматривается как наиболее перспективный. Голливудские продюсеры идут на самые разнообразные ухищрения (от удаления из фильмов «сомнительных» с точки зрения Пекина сцен до, напротив, вклеивания дополнительных с местными актерами), лишь бы их продукция получила «добро» на прокат в КНР. При этом кому, как не президенту компании – лидера на китайском рынке недвижимости, заниматься строительством колоссального комплекса со студиями, отелями, торговыми центрами, ресторанами, парками и яхт-клубом. К слову, Цзяньлинь не только дома по контракту строит, но и занимается инвестированием в стремительно дорожающую недвижимость в крупных городах КНР (в данный момент компания владеет 9,03 млн квадратных метров инвестиционной собственности), а также туристическим и торговым бизнесом. Среди её активов – магазины, отели и заведения развлекательного характера, включая 45 центров караоке.

Тут стоит отметить, что в качестве главного богача Поднебесной Ван Цзяньлинь устраивает Пекин гораздо больше, чем аполитичный и чересчур независимый гонконгец Ма. Уже потому хотя бы, что товарищ Ван вступил в китайскую компартию еще сорок лет назад, причем, будучи к тому времени солдатом Народно-освободительной армии КНР, мечтающим дослужиться до генерала. В итоге он и впрямь стал генералом, но «генералом бизнеса»: его уход в коммерцию был предопределен реформами Ден Сяопина (то есть, опять же, продиктован государством), и первую сделку компания Wanda заключила уже в 1992 году. Кстати, основана Wanda была в Даляне, то есть в русском городе Дальнем, завоеванном японцами в ходе русско-японской войны и окончательно переданном КНР в 1950 году.

Также товарищ Ван занимает пост зампреда Всекитайской федерации промышленности и торговли и является членом постоянного комитета Народного политического консультативного совета КНР. То есть это человек, очень близкий к властям и им, властям, предельно лояльный. Роль коммуниста, с одной стороны, и мультимиллионера с другой Цзяньлинь увязывает тем образом, что тратит колоссальные средства на благотворительность. По сути он главный филантроп и меценат Поднебесной, по его собственным словам, «отдающий долги своей стране». Это в наилучшем виде соответствует тому образу китайского бизнесмена, который продвигается компартией.

Правда, тут, опять же, нужно отделять чистую благотворительность от бизнеса и от определенных пиар-задач. Одно дело – жертвование средств для пострадавших от стихийных бедствий (землетрясения в Сычуане и Цинхае, заморозки, наводнения и т.д.). Несколько другое – строительство школ и детских садов «за счет фирмы» в созданных ею же жилых кварталах: такая политика улучшает имидж компании, делает её более привлекательной при распределении заказов и обеспечивает лояльность местных властей. А вот основание первого в Китае фонда помощи рабочим-мигрантам из сельских районов со стороны Wanda было – по факту – инвестициями в рабочую силу для собственных проектов. При этом товарищ Ван в каком-то смысле пошел наперекор политике партии: одно время в КНР, мягко говоря, не поощряли (по факту – препятствовали) переезд селян в города. Подчас они находились на том же социальном, экономическом и даже правовом положении, что и нелегальные мигранты из Средней Азии в РФ (впрочем, это было раньше).

Вана также знают как большого поклонника футбола, который, судя по всему, решил вывести родной Китай в топ футбольных держав. Сперва он спонсировал команду из Даляня – неоднократного всекитайского чемпиона. Потом всю футбольную лигу КНР. Два года назад была реализована и идея специальной школы для молодых и талантливых китайских футболистов, причем выездной школы – в Испании, где тренеры гораздо успешнее и опытнее китайских. Одним словом, личный вклад Вана в национальный футбол недооценить невозможно, хотя есть у него доля и в одном из европейских клубов – для души (в отличие от российских олигархов, миллиардер поскромничал и покупать клуб полностью не стал).

Сейчас Dalian Wanda Group – это активы на общую сумму 62,8 миллиарда долларов и годовая прибыль в два миллиарда долларов. Два процента от этого великолепия уже принадлежат сыну мультимиллионера Вану Сиконгу, которому только недавно исполнилось 27 лет.