Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПод «реинтеграцией» Киев понимает полную победу над Донбассом
Законопроект о «реинтеграции Донбасса», о котором так долго рассуждали украинские политики, наконец внесен для рассмотрения в Верховную раду. Что думают о документе в Москве и республиках Новороссии и насколько он соответствует Минским соглашениям? И главное – зачем Порошенко внес законопроект сразу в двух вариантах?
Президент Украины Петр Порошенко в среду внес в Верховную раду законопроект о реинтеграции Донбасса. А точнее, сразу два проекта. Один – «По обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».
Как сообщает ТАСС, законопроект Порошенко упоминает о приоритетности Минских соглашений, однако исключительно в вопросах безопасности. О политической части Минских соглашений в законе нет ни слова. В документе Россия названа агрессором, а общее руководство карательной операцией в Донбассе передается от СБУ к минобороны. Сама же операция отныне будет переименована из АТО в операцию «по обороне Украины».
Другой свой документ Порошенко назвал «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот документ продляет на год действие уже третьего закона, принятого в 2014 году, – «Об особом статусе Донбасса».
«Сыроидальные» наклонности Верховной рады
Как известно, в Минских соглашениях Киев пообещал особый статус отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Закон был принят в 2014 году сроком на три года. И этот срок истекает 18 октября. В том документе было прописано, что неподконтрольные Киеву районы Донбасса получат особый статус после проведения местных выборов по законам Украины и под контролем международных наблюдателей. Но выборы до сих пор не состоялись – и закон фактически не вступил в силу.
Если 18 октября закон утратит силу, то Киев прямо и грубо нарушит Минские соглашения, Порошенко нечего будет возразить по этому поводу. Именно поэтому он и вынужден внести теперь закон хотя бы о продлении закона 2014 года. Эта чисто формальная мера поможет ему защититься от упреков в саботаже Минских соглашений.
Но правые радикалы мечтают похоронить Минские соглашения не только фактически, но и вполне официально. Вот почему – в пику Порошенко – оппозиционная фракция «Самопомощь» одновременно внесла свой – альтернативный – проект «О реинтеграции Донбасса». От имени фракции под ним подписалась вице-спикер Оксана Сыроид.
В отличие от президентского, этот документ сулит жителям Донбасса одну только месть. К примеру, он обещает не выборы, а всеобщую люстрацию в случае, если мятежные территории вернутся под контроль Киева. Разумеется, нет в нем никаких ссылок на Минские соглашения.
Верят в победу украинского оружия в Донбассе
Альтернативный законопроект исходит из того, «что Украина победит», констатирует директор киевского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «Фактически этот законопроект нацелен на дипломатическую, юридическую и военную победу в Донбассе с последующими мероприятиями по нормализации ситуации с точки зрения люстрации, достижения лояльности граждан», – пояснил политолог газете ВЗГЛЯД.
По его словам, законопроект Сыроид не то что далек от Минских соглашений, а противоположен им. «Этот законопроект в какой-то мере является позицией украинских правых, националистов и их видением того, как должно быть юридически оформлено завершение конфликта в Донбассе», – подчеркнул Бортник.
- Среди украинской элиты прорезался голос разума
- "Реинтеграция Донбасса" по-киевски добьет минские соглашения
- Киев выбирает из нескольких вариантов отказа от Минских соглашений
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко выступил в поддержку законопроекта Порошенко, а не «Самопомощи». Как бы оправдывая президента, он отметил в своем «Фейсбуке», что Минские соглашения упоминаются в документе лишь в том контексте, что их нарушает Россия в части безопасности. «И никоим образом это не означает их легализацию или ратификацию», – добавляет Ляшко.
В проекте, по словам Ляшко, предлагается рамочная модель обеспечения социальных и экономических прав населения, в соответствии с нормами международного гуманитарного права. «А значит, главную ответственность за ситуацию на оккупированных территориях официально будет нести Россия», – полагает Ляшко.
Президентский законопроект по обеспечению государственного суверенитета Украины над Донбассом, как и законопроект «Самопомощи», – это фактически фиксация как минимум замороженного конфликта, а в худшем варианте – обострение ситуации, считает руководитель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко. «Этот закон не о реинтеграции Донбасса, а о его отделении», – цитирует его «Интерфакс».
«Они абсолютно противоречат Минским соглашениям, а в законопроекте «Самопомощи» вообще есть статья 5, где закон поручает РФ выполнять обязанности на временно оккупированных территориях... Они, кажется, перепутали все на свете», – удивился Бойко.
Таким образом, за два разных документа президента, похоже, голосовать будут разные фракции, как бы своя сиюминутная коалиция под каждый закон.
«Оппозиционный блок» поддержит лишь второй президентский документ – о продлении закона об особом статусе Донбасса. «При том, что мы понимаем, что он противоречит конституции, и он практически не работал, но как минимум он даст возможность перейти к вопросам безопасности, введения миротворцев и позволит продолжить двигаться по Минским соглашениям», – пояснил Бойко.
Президента опять прогнули справа
Как полагает Руслан Бортник, Порошенко решил разбить свой закон надвое, чтобы отделить проходную его часть от изначально непроходной.
«Это попытка избежать критики со стороны правых радикалов о том, что в преддверии своих собственных перевыборов он пытается легализовать фактический статус Донбасса. Посмотрим, хватит ли голосов за первый и за второй законы, – сказал Бортник газете ВЗГЛЯД. – Изначально, насколько мне известно, это был один текст, и только под давлением правых его разбили на два».
Эксперт напомнил: несмотря на отсутствие отсылок к Минским соглашениям в нынешнем, формально действующем «законе об особенностях местного самоуправления» в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, который прекратит свое действие в середине октября, тот текст все же соответствовал «буква в букву Минским соглашениям». Как напоминает Бортник:
«Там упоминались и выборы, и оптимизация региона, контроль над силовыми органами, языковое самоуправление и много чего другого. А теперь существует вероятность того, что он будет заменен на более формальную отсылку к Минским соглашениям, которые крайне по-разному трактуются сторонами. Есть синица в руках – закон, который не действовал, но его заменят на какого-то журавля в небе, и вообще не факт, что он прилетит».
В Москве тоже недовольны проектом. Полностью противоречит Минским соглашениям, блокирует минский процесс, еще больше отдаляет Донбасс от Украины – так о нем отозвался полпред России в Контактной группе Борис Грызлов. Полпред напомнил, что Киев до сих пор не предоставил особого статуса Донбассу, хотя это является «неотъемлемым условием политического урегулирования на Украине». О том, что закон противоречит Минским соглашениям, заявили в Донецке и Луганске.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в беседе с RT предположил, что Порошенко, объявляя Россию агрессором, «хочет исключить возможность участия наших военнослужащих в миротворческом контингенте ООН, если он будет введен», и «перевести Россию из статуса гаранта исполнения Минских соглашений в сторону конфликта».
Верховная рада должна рассмотреть все три законопроекта уже в четверг.