Взгляд
20 января, четверг  |  Последнее обновление — 12:14  |  vz.ru
Разделы

Американские технологии казахского протеста

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В чистом виде «цветных революций» уже не будет. Новая концепции «стратегического смешивания» западных спецслужб – это синергия социального протеста, революционного джихада и криминальных мятежей силами этнических ОПГ. Подробности...

Будет ли Индия покупать подлодки у России

Максим Климов
Максим Климов, капитан 3 ранга в запасе, военный эксперт
Какими бы хорошими ни были «ноги» подводной лодки, главным продолжают оставаться «кулаки» – реальные возможности оружия, средств защиты и обнаружения. То, что в первую очередь определяет победу в подводной войне. И именно здесь у России есть решающее преимущество перед иностранными конкурентами: антиторпеды. Подробности...

Россия и США ведут дипломатическую «разведку боем»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Даже если переговоры об общих параметрах европейской безопасности окажутся сравнительно успешными, США вполне могут отправить в бой своих киевских сателлитов просто ради поддержания России «в тонусе» и введения против нее дополнительных санкций. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...

Первый российский Ту-160М поднялся в воздух

В России с аэродрома Казанского авиационного завода совершил первый полет ракетоносец Ту-160М. Этот самолет был собран с нуля. Он сможет нести новые виды вооружений, в том числе перспективные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Эксперт объяснил слова Байдена про «незначительное вторжение» России на Украину

    Главная тема


    России удалось заработать в 2021 году рекордную сумму

    «вторжение» на украину


    Байден пригрозил запретить России операции с долларом

    сила в правде


    Канцлер Германии процитировал Сергея Бодрова из фильма «Брат 2»

    «выдохнуть, успокоиться»


    Зеленский пообещал украинцам год без войны

    Видео

    стратегическое соглашение


    Чем Иран будет соблазнять Россию

    в режиме спецоперации


    Как Южная Осетия сбежала в Россию из Грузии

    возвращение Елбасы


    Пенсионер Назарбаев успокоил казахов после бунта

    конфликт в Донбассе


    Вероятность новой войны на Украине резко выросла

    борьба двух русофобов


    Порошенко ненароком оказал России большую услугу

    противоборствующие толпы


    Игорь Мальцев: Ковид закончится, а людям надо остаться людьми

    политическая дальновидность


    Геворг Мирзаян: Как Порошенко еще раз унизил Зеленского

    дипломатия и компромиссы


    Тимофей Бордачёв: Россия и США ведут дипломатическую «разведку боем»

    на ваш взгляд


    Окунались ли вы когда-нибудь на Крещение?

    Контракт с Украиной подталкивает министра обороны Хорватии к самоубийству

    Хорватия купила у Украины 12 самолетов МиГ, большая часть которых уже сломалась
       23 марта 2016, 18:01
    Фото: Goran Novačić/Wikipedia
    Текст: Евгений Крутиков

    На Балканах разгорается громкий скандал. Хорватия, активно участвующая в локальной гонке вооружений, подписала с Украиной контракт на закупку и ремонт дюжины самолетов МиГ. То, что страна получила на выходе, характеризуется не только словом «брак», но и «мошенничество». Теперь глава минобороны Хорватии обещает застрелиться, но ожидать от ВПК Украины иного было нельзя.

    В Хорватии местное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (USKOK) начало проверку обстоятельств, связанных с ремонтом истребителей МиГ-21 хорватских вооруженных сил на Украине. Ранее армейская служба безопасности (VSOA) слила в одну из популярных газет информацию о возможном масштабном мошенничестве, в результате которого оказалась под угрозой обороноспособность страны. Этот скандал отнюдь не местечкового характера, ибо он прекрасно иллюстрирует украинскую форму общения с внешним миром.

    Укрспецэкспорт» последовательно проваливает все контракты. Например, Ирак демонстративно вернул Киеву 42 единицы БТР-4, обнаружив трещины в корпусе. Еще раз: трещины в корпусе БТР!

    События развивались следующим образом. Министр обороны Хорватии Анте Котроманович еще в 2013 году подписал с корпорацией «Укрспецэкспорт» договор о ремонте семи истребителей МиГ-21бисД и МиГ-21УМД и дополнительно о выкупе у того же «Укрспецэкспорта» еще пяти МиГ-21бис. Украинская корпорация должна была продлить срок службы морально устаревших МиГов еще на 10 лет. Конкурирующая румынская компания «Аэростар» этот тендер проиграла, чем очень возмущалась. Не прошла и заявка из Израиля из-за более высокой цены.

    Зачем это старье вообще понадобилось Хорватии – вопрос отдельный. Анте Котроманович, несмотря на облик профессора философии, – профессиональный военный, прошедший путь от командира роты спецназа до министра обороны. И он должен знать, что он делает. У Хорватии нет возможности за один раз перевооружить все рода войск, и сейчас Котроманович сконцентрировался на закупке наступательных ракетных систем и артиллерии. Его жизненный опыт, в частности, война в Славонии и «Олуя» в Сербской Краине, подсказывает, что самое главное для Хорватии – быстрая наступательная операция на узком участке фронта. Прорыв, пока никто не очухался и не прилетели русские. А для этого в первую очередь необходимо вооружение прорыва: РЗСО, ствольная артиллерия калибром выше 100 мм и быстроходные БРДМ и БТР. С точки зрения Котромановича, пехотинца до мозга костей и выпускника командно-штабной академии имени Благо Задро, авиация может и подождать. Тем более что денег на нее особенно-то и нет. Их вообще мало, потому и выбор подрядчика проходил по принципу «не самый худший».

    #{smallinfographicleft=785615}Израильтяне – это хорошо, но дорого. В Израиле перевооружение и модернизация старой советской техники поставлены на поток со времен шестидневной войны, когда еврейскому государству досталось в качестве трофеев существенное количество египетских танков советского производства. Было решено их починить, перевооружить и продать обратно. С тех пор Израиль – главный специалист по модернизации старой советской военной техники. А в Румынии остались мощности для подобного рода операций, но недостаточно специалистов и опыта. И то, и другое есть в Чехии, но там еще дороже, чем в Израиле. Вот и весь выбор.

    Также надо понимать, что МиГ-21 во всех его модификациях – глубоко устаревшая машина, но лучше на Балканах нет ни у кого, а гонка вооружений только началась. Потому можно было попытаться продлить срок службы машин, помнящих в лицо Иосипа Броза Тито. На 99-м заседании правительства Хорватии (там принято их нумеровать) замминистра финансов Борис Лаловац сообщил, что вся эта радость стоила 132 988 865,43 кун, то есть около 14 миллионов евро. Причем авансом украинцам была заплачено 80 миллионов кун – больше половины общей суммы. С этим они и ушли.

    Теперь военная полиция утверждает, что полученные с Украины машины – это вообще не те самолеты, которые им отдавали на ремонт, а выкупленные пять МиГов – конструктор из просроченных запчастей. И несмотря на то, что на большинстве двигателей оказались спилены номера, а запчасти не поддаются восстановлению, в итоге удалось установить происхождение некоторых элементов конструктора. Значительная часть фюзеляжей оказалась от бывших болгарских МиГов, которые по бумагам давно были выведены из строя и сданы в утиль, о чем София отчиталась перед командованием НАТО и получила за это компенсацию порядка 1,2 миллиона долларов за штуку. Крылья и некоторые технические элементы несущего корпуса оказались родом из Алжира, но некоторые эксперты утверждают, что, возможно, из Ливии. Как все это попало на Украину – загадка.

    «Укрспецэкспорт» с 2011 года вообще ничем, кроме переоборудования и модернизации старого российского вооружения для стран Африки, не занимался. Заказ из Хорватии был для них манной небесной. Тем более что буквально за пару месяцев до его получения двое сотрудников концерна были задержаны в аэропорту Астаны за попытку дать взятку в 200 тысяч долларов начальнику главного управления вооружений МО Казахстана за «продвижение проектов». Они получили по шесть лет, в декабре 2013 года были по-тихому освобождены и переданы Украине.

    Скандал уже в Хорватии начался с трагического эпизода. При полете на отремонтированном украинцами МиГ-21 с бортовым номером 134 на высоте 13 км при попытке преодолеть звуковой барьер раздался громкий хлопок, в кабине появился дым, двигатель заглох, и лишь на высоте 6 км пилоту удалось вновь запустить двигатель и приземлиться на аэродроме Плесо. Причиной стал испорченный многорежимный воздухозаборник – первое, что ломается при переходе звукового барьера. А пилотировал этот МиГ легенда хорватской авиации бригадный генерал Иван Селак, который происшедшим был, мягко говоря, взбешен. Генерал Селак – человек уважаемый, он входит во влиятельный клуб военных ветеранов, способный при некотором желании пролоббировать свою волю на любом уровне. Этот клуб и отправил министру обороны, а также президенту аналитическую записку, которую подготовили три бывших командующих ВВС – Йосип Чулетич, Владимир Багарич и Йосип Штимац. Последний обвинил министра обороны в том, что он – дословно – «фаворитизировал украинцев».

    Анте Котроманович очень обиделся и попытался оправдаться тем, что бортовой номер 134 уже налетал после ремонта 30 часов, но это только усугубило ситуацию. В Хорватии военные и особенно ветераны войн 90-х годов – привилегированный класс, который не допускает нечуткого обращения. Нынешний командующий ВВС и ПВО бригадный генерал Дражен Шчури ответил министру, что на 135-м борту вообще не работают радар и навигационное оборудование. Кроме того, с подачи генерала Шчури выяснилось, что украинцы в принципе не выполнили ключевые положения контракта: на МиГах оставлено старое советское оборудование, тогда как в контракт входила установка американского (это создает проблемы при общении с натовскими коллегами). Кроме того, не была установлена система опознавания «свой-чужой» Thales TSC 2050, прописанная в том же контракте.

    Котроманович вынужден был объясняться и сообщил, что украинцы просили на 40 миллионов кун (около 5 миллионов евро) меньше, чем румыны. А сейчас воздушное пространство Хорватии защищают два (!) старых МиГа, которых странным образом не коснулась «украинская модернизация». В целом это – угроза обороноспособности Хорватии, которая хотя и невелика, но не имеет территориальных претензий разве что к Австралии, поскольку там самая крупная в мире хорватская диаспора, но ко многим другим странам имеет.

    Котроманович пообещал застрелиться. Он может. «Я выстрелю себе в голову, если я кого-то там продвигал», – сказал он (в хорватском оригинале текст звучит еще жестче). Скорее всего, контракт с Украиной лично он действительно не продвигал. Хорватские генералы – совсем не те люди, чтобы «продвигать контракты». Это свойственно именно украинской стороне, тем более что «Укрспецэкспорт» уже был пойман за руку. Но в данном случае речь идет не о банальной взятке за контракт (хотя может быть и такое), но не на уровне министерства обороны, а, скорее, на уровне правительства. Украинцы просто обманули хорватов по схеме из 90-х годов: в гаражах разбирали ворованные машины на запчасти, а потом собирали новые. Иногда даже кузова пополам разрезали, чтобы затем склеить. И, конечно же, спиливали номера со всех запчастей.

    Скандал в Хорватии, скорее всего, никак не затронет жизнь «Укрспецэкспорта» и Украины в целом. В Киеве предпочитают вообще не замечать подобных историй. Будущее контрактов на модернизацию старого советского вооружения для Украины уже не перспективная статья дохода, «Укрспецэкспорт» последовательно проваливает всё. Например, Ирак демонстративно вернул Киеву 42 единицы БТР-4, обнаружив трещины в корпусе (еще раз: трещины в корпусе БТР!). Сейчас «Укрспецэкспорт» в основном зарабатывает за счет реализации «гражданского оружия» и перевооружения старых БТР для национальной гвардии. Они живут в параллельном мире, в котором отсутствуют контрактные обязательства, понятие чести и совести.

    И когда Анте Котроманович говорит о том, что он застрелится, он не шутит. Просто украинцам – потомкам «лыцарей» – этого не понять.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •