Взгляд
18 ноября, суббота  |  Последнее обновление — 20:06  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 269 комментариев

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 75 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 22 комментария

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:МИД выразил сожаление попытками использовать спорт в конъюктурных интересах

        Главная тема


        Избрание «самого доброго» патриарха помогло Церкви пережить советскую власть

        радиолокационный дозор


        Новейший российский самолет А-100 совершил первый полет

        «Чей Крым?»


        Украинская полиция дала оценку срыву спектакля Райкина в Одессе

        «не питать надежд»


        В кабмине Германии возмутились словами главы немецкой разведки о Крыме

        геополитическая конкуренция


        Польша выступила с новым призывом по противодействию российскому газу

        рекордное погружение


        Вице-адмирал: Российские водолазы совершили прорыв

        за содействие и предательство


        Вашингтон раскрыл сведения о выплатах бежавшему в США экс-агенту КГБ

        «попытки отрицать»


        Госдеп возложил ответственность за «голодомор» на СССР

        армия и вооружение


        Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?

        Контракт с Украиной подталкивает министра обороны Хорватии к самоубийству

        Хорватия купила у Украины 12 самолетов МиГ, большая часть которых уже сломалась   23 марта 2016, 18:01
        Фото: Goran Novačić/Wikipedia
        Текст: Евгений Крутиков

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        На Балканах разгорается громкий скандал. Хорватия, активно участвующая в локальной гонке вооружений, подписала с Украиной контракт на закупку и ремонт дюжины самолетов МиГ. То, что страна получила на выходе, характеризуется не только словом «брак», но и «мошенничество». Теперь глава минобороны Хорватии обещает застрелиться, но ожидать от ВПК Украины иного было нельзя.

        В Хорватии местное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (USKOK) начало проверку обстоятельств, связанных с ремонтом истребителей МиГ-21 хорватских вооруженных сил на Украине. Ранее армейская служба безопасности (VSOA) слила в одну из популярных газет информацию о возможном масштабном мошенничестве, в результате которого оказалась под угрозой обороноспособность страны. Этот скандал отнюдь не местечкового характера, ибо он прекрасно иллюстрирует украинскую форму общения с внешним миром.

        «Укрспецэкспорт» последовательно проваливает все контракты. Например, Ирак демонстративно вернул Киеву 42 единицы БТР-4, обнаружив трещины в корпусе. Еще раз: трещины в корпусе БТР!»

        События развивались следующим образом. Министр обороны Хорватии Анте Котроманович еще в 2013 году подписал с корпорацией «Укрспецэкспорт» договор о ремонте семи истребителей МиГ-21бисД и МиГ-21УМД и дополнительно о выкупе у того же «Укрспецэкспорта» еще пяти МиГ-21бис. Украинская корпорация должна была продлить срок службы морально устаревших МиГов еще на 10 лет. Конкурирующая румынская компания «Аэростар» этот тендер проиграла, чем очень возмущалась. Не прошла и заявка из Израиля из-за более высокой цены.

        Зачем это старье вообще понадобилось Хорватии – вопрос отдельный. Анте Котроманович, несмотря на облик профессора философии, – профессиональный военный, прошедший путь от командира роты спецназа до министра обороны. И он должен знать, что он делает. У Хорватии нет возможности за один раз перевооружить все рода войск, и сейчас Котроманович сконцентрировался на закупке наступательных ракетных систем и артиллерии. Его жизненный опыт, в частности, война в Славонии и «Олуя» в Сербской Краине, подсказывает, что самое главное для Хорватии – быстрая наступательная операция на узком участке фронта. Прорыв, пока никто не очухался и не прилетели русские. А для этого в первую очередь необходимо вооружение прорыва: РЗСО, ствольная артиллерия калибром выше 100 мм и быстроходные БРДМ и БТР. С точки зрения Котромановича, пехотинца до мозга костей и выпускника командно-штабной академии имени Благо Задро, авиация может и подождать. Тем более что денег на нее особенно-то и нет. Их вообще мало, потому и выбор подрядчика проходил по принципу «не самый худший».

        Доля России в мировой торговле оружием (инфографика)
        Доля России в мировой торговле оружием (инфографика)
        Израильтяне – это хорошо, но дорого. В Израиле перевооружение и модернизация старой советской техники поставлены на поток со времен шестидневной войны, когда еврейскому государству досталось в качестве трофеев существенное количество египетских танков советского производства. Было решено их починить, перевооружить и продать обратно. С тех пор Израиль – главный специалист по модернизации старой советской военной техники. А в Румынии остались мощности для подобного рода операций, но недостаточно специалистов и опыта. И то, и другое есть в Чехии, но там еще дороже, чем в Израиле. Вот и весь выбор.

        Также надо понимать, что МиГ-21 во всех его модификациях – глубоко устаревшая машина, но лучше на Балканах нет ни у кого, а гонка вооружений только началась. Потому можно было попытаться продлить срок службы машин, помнящих в лицо Иосипа Броза Тито. На 99-м заседании правительства Хорватии (там принято их нумеровать) замминистра финансов Борис Лаловац сообщил, что вся эта радость стоила 132 988 865,43 кун, то есть около 14 миллионов евро. Причем авансом украинцам была заплачено 80 миллионов кун – больше половины общей суммы. С этим они и ушли.

        Теперь военная полиция утверждает, что полученные с Украины машины – это вообще не те самолеты, которые им отдавали на ремонт, а выкупленные пять МиГов – конструктор из просроченных запчастей. И несмотря на то, что на большинстве двигателей оказались спилены номера, а запчасти не поддаются восстановлению, в итоге удалось установить происхождение некоторых элементов конструктора. Значительная часть фюзеляжей оказалась от бывших болгарских МиГов, которые по бумагам давно были выведены из строя и сданы в утиль, о чем София отчиталась перед командованием НАТО и получила за это компенсацию порядка 1,2 миллиона долларов за штуку. Крылья и некоторые технические элементы несущего корпуса оказались родом из Алжира, но некоторые эксперты утверждают, что, возможно, из Ливии. Как все это попало на Украину – загадка.

        «Укрспецэкспорт» с 2011 года вообще ничем, кроме переоборудования и модернизации старого российского вооружения для стран Африки, не занимался. Заказ из Хорватии был для них манной небесной. Тем более что буквально за пару месяцев до его получения двое сотрудников концерна были задержаны в аэропорту Астаны за попытку дать взятку в 200 тысяч долларов начальнику главного управления вооружений МО Казахстана за «продвижение проектов». Они получили по шесть лет, в декабре 2013 года были по-тихому освобождены и переданы Украине.

        Скандал уже в Хорватии начался с трагического эпизода. При полете на отремонтированном украинцами МиГ-21 с бортовым номером 134 на высоте 13 км при попытке преодолеть звуковой барьер раздался громкий хлопок, в кабине появился дым, двигатель заглох, и лишь на высоте 6 км пилоту удалось вновь запустить двигатель и приземлиться на аэродроме Плесо. Причиной стал испорченный многорежимный воздухозаборник – первое, что ломается при переходе звукового барьера. А пилотировал этот МиГ легенда хорватской авиации бригадный генерал Иван Селак, который происшедшим был, мягко говоря, взбешен. Генерал Селак – человек уважаемый, он входит во влиятельный клуб военных ветеранов, способный при некотором желании пролоббировать свою волю на любом уровне. Этот клуб и отправил министру обороны, а также президенту аналитическую записку, которую подготовили три бывших командующих ВВС – Йосип Чулетич, Владимир Багарич и Йосип Штимац. Последний обвинил министра обороны в том, что он – дословно – «фаворитизировал украинцев».

        Анте Котроманович очень обиделся и попытался оправдаться тем, что бортовой номер 134 уже налетал после ремонта 30 часов, но это только усугубило ситуацию. В Хорватии военные и особенно ветераны войн 90-х годов – привилегированный класс, который не допускает нечуткого обращения. Нынешний командующий ВВС и ПВО бригадный генерал Дражен Шчури ответил министру, что на 135-м борту вообще не работают радар и навигационное оборудование. Кроме того, с подачи генерала Шчури выяснилось, что украинцы в принципе не выполнили ключевые положения контракта: на МиГах оставлено старое советское оборудование, тогда как в контракт входила установка американского (это создает проблемы при общении с натовскими коллегами). Кроме того, не была установлена система опознавания «свой-чужой» Thales TSC 2050, прописанная в том же контракте.

        Котроманович вынужден был объясняться и сообщил, что украинцы просили на 40 миллионов кун (около 5 миллионов евро) меньше, чем румыны. А сейчас воздушное пространство Хорватии защищают два (!) старых МиГа, которых странным образом не коснулась «украинская модернизация». В целом это – угроза обороноспособности Хорватии, которая хотя и невелика, но не имеет территориальных претензий разве что к Австралии, поскольку там самая крупная в мире хорватская диаспора, но ко многим другим странам имеет.

        Котроманович пообещал застрелиться. Он может. «Я выстрелю себе в голову, если я кого-то там продвигал», – сказал он (в хорватском оригинале текст звучит еще жестче). Скорее всего, контракт с Украиной лично он действительно не продвигал. Хорватские генералы – совсем не те люди, чтобы «продвигать контракты». Это свойственно именно украинской стороне, тем более что «Укрспецэкспорт» уже был пойман за руку. Но в данном случае речь идет не о банальной взятке за контракт (хотя может быть и такое), но не на уровне министерства обороны, а, скорее, на уровне правительства. Украинцы просто обманули хорватов по схеме из 90-х годов: в гаражах разбирали ворованные машины на запчасти, а потом собирали новые. Иногда даже кузова пополам разрезали, чтобы затем склеить. И, конечно же, спиливали номера со всех запчастей.

        Скандал в Хорватии, скорее всего, никак не затронет жизнь «Укрспецэкспорта» и Украины в целом. В Киеве предпочитают вообще не замечать подобных историй. Будущее контрактов на модернизацию старого советского вооружения для Украины уже не перспективная статья дохода, «Укрспецэкспорт» последовательно проваливает всё. Например, Ирак демонстративно вернул Киеву 42 единицы БТР-4, обнаружив трещины в корпусе (еще раз: трещины в корпусе БТР!). Сейчас «Укрспецэкспорт» в основном зарабатывает за счет реализации «гражданского оружия» и перевооружения старых БТР для национальной гвардии. Они живут в параллельном мире, в котором отсутствуют контрактные обязательства, понятие чести и совести.

        И когда Анте Котроманович говорит о том, что он застрелится, он не шутит. Просто украинцам – потомкам «лыцарей» – этого не понять.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............