Глеб Простаков Глеб Простаков Германская экономика теряет лицо

Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.

6 комментариев
Константин Косачев Константин Косачев Европа недооценила свою зависимость от России

Выяснилось, что европейские «стратеги» категорически переоценили зависимость России от ЕС и недооценили свою собственную от России. Автором многолетнего «экономического чуда» Европы, ее процветания и прогресса была наша страна как минимум не в меньшей степени, чем «план Маршалла», только это предпочитали не замечать.

7 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русской тоске пришел конец

У российской оппозиции была мантра про то, что в конце концов в России «холодильник победит телевизор». Самое забавное, что они оказались правы: реальность действительно победила пропаганду. Вот только пропаганду не кремлевскую, а их собственную – русофобскую.

6 комментариев
31 августа 2015, 17:41 • В мире

Яценюк торгует мандатами по бедности, а Порошенко – из жадности

Яценюк торгует мандатами по бедности, а Порошенко – из жадности
@ Valentyn Ogirenko/Reuters

Tекст: Сергей Кольцов

Продажа депутатских мандатов на Украине превратилась в одну из основ политической системы страны. Этот бизнес поставила на широкую ногу еще Тимошенко, Янукович его модернизировал, а Яценюк и Порошенко не имеют возможности от него отказаться. Даже в условиях, когда названы конкретные фамилии, а на руководство Украины давят лидеры ЕС.

На минувшей неделе немецкое издание Der Spiegel опубликовало интервью с руководителем Европейской бизнес-ассоциации (EBA), владельцем крупнейшей на Украине инвестиционной компании Dragon Capital Томашем Фиалой. В нем чешский бизнесмен, долгие годы живущий и работающий в Киеве, поделился своими соображениями об уровне коррупции в верхах украинской власти и о вытекающих из этого перспективах «кардинальных преобразований в стране», обещанных на евромайдане.

Другое дело, когда о том, что украинская коррупция будет пострашнее российских танков, заявляет американский посол Джеффри Пайетт. Тут уже есть над чем задуматься

По мнению банкира, ждать чудес от нынешнего руководства страны не приходится. Хотя бы потому, что премьер Арсений Яценюк «является продуктом старой системы», не готовым на радикальные реформы. «Там, где органы власти должны быть урезаны наполовину, он думает, что достаточно 10%. Он не понимает, почему нужно радикально реформировать государственную службу. Яценюк сам всю жизнь проработал на государственной службе», – считает Фиала. Не менее пессимистично он оценил и качество парламентского большинства в текущем созыве Верховной рады. По его словам, комплектация предвыборных списков «Народного фронта» Яценюка и Блока Петра Порошенко напоминает пирог с сюрпризом. Под тонким слоем привлекательных для избирателей кандидатов скрывается «начинка» из тех, кто рассматривает приобретение мандата исключительно как выгодное вложение средств, позволяющее лоббировать в парламенте свои интересы.

«На первые места в списке они поставили хороших людей: героев войны и активистов с хорошей репутацией. Дальше в списке было много бизнесменов. По моей информации, места в парламенте покупались по цене от 3 до 10 миллионов долларов за мандат. Конечно, так всегда происходило на Украине. Но я надеялся, что это закончится после Майдана», – поделился Томаш Фиала своими разочарованиями. В ответ на вопрос журналиста, почему премьер и президент согласились на попрание революционных идеалов, чешский бизнесмен предположил, что Яценюк пошел на это по причине отсутствия собственных средств на полноценную предвыборную кампанию, а Порошенко – из-за желания сэкономить свои миллионы.

«Они сами стали заложниками старой системы. У реформаторов появились сложности, они везде встречают людей, которые им говорят: ваши намерения великолепны, но, пожалуйста, реформируйте в другом месте, а не у меня. Это хорошо известные факты, которые в частных разговорах признаются обеими сторонами – и покупателями мандатов, и теми, кто руководит партиями. Если бы генеральная прокуратура была действительно независима от политического влияния, она бы могла без проблем расследовать эти факты», – уверен председатель EBA.

Трудный бизнес

Трения между идеалистом Фиалой и суровыми украинскими прагматиками возникли не вчера. Еще в октябре прошлого года, буквально через месяц после заявления Порошенко о том, что в его блоке нет людей, за которых ему было бы стыдно, глава Dragon Capital поделился с главой государства и премьер-министром информацией о том, что места в предвыборных партийных списках продаются за три–четыре миллиона долларов. «И я имею в виду все партийные списки, включая ваши», – подчеркнул Фиала на встрече руководителей Украины с зарубежными инвесторами, обращаясь к Яценюку и Порошенко. Заодно настырный чех сообщил, что под номером 58 в списке Блока Петра Порошенко по квоте Кличко в Раду идет Александр Грановский – видный одесский рейдер, во время президентства Януковича сумевший пустить по ветру не одного иностранного бизнесмена.

#{smallinfographicleft=737371}Со своей стороны Порошенко признался, что не был осведомлен о присутствии в списке БПП такого персонажа, пообещав провести расследование, при первой возможности исключив отщепенца из кандидатских рядов. Разумеется, слова своего Порошенко не сдержал: сегодня Александр Грановский является членом депутатской фракции «Блок Петра Порошенко».

Между тем чешский инвестор не очень справедлив в своих придирках к Порошенко, делающему первые шаги в новом для себя «бизнесе». Ведь партия «Солидарность» до обретения ее главой президентского кресла могла всерьез участвовать разве что в выборах подъездных консьержей. Кроме того, на прошлогодних выборах «шоколадному королю» ввиду урезания количества мест в списках «именного» блока (согласно подписанному в Вене соглашению, половину кресел забрал УДАР) приходилось жертвовать финансовой выгодой в пользу продвижения верных ему людей. Иначе, с учетом обилия в рядах БПП креатур порошенковского недруга Игоря Коломойского, о контроле над столь разношерстной фракцией можно было забыть.

Жесткий лимит проходных «койко-мест» тогда не позволил как следует заработать и Виталию Кличко. Не сложилось у отставного боксера с «наваром» и на более ранних выборах в Верховную раду и Киевсовет. Но тогда причиной стали аппетиты его спонсоров (олигарха Дмитрия Фирташа и его бизнес-партнера Сергея Левочкина), взваливших на себя тяжкое бремя определять, кто достоин избираться и быть избранным.

Видя такую несправедливость, отдельные члены УДАРа решили перехватить инициативу. Так, перед парламентскими выборами 2012 года депутат-одессит Владимир Куренной взял с нескольких мажоритарщиков в разных регионах Украины предоплату, гарантируя им попадание в новый состав ВР. В результате те просто «попали» – и с депутатством, и с деньгами, которые Куренной не вернул. За это он впоследствии был избит прямо на паркинге у супермаркета.

А уже в феврале этого года разразился скандал в Днепродзержинске, где один из активистов областного отделения УДАРа продавал землякам-предпринимателям по 20 тысяч долларов места в первой пятерке списка на местные выборы. Учитывая, что на днях партия Кличко приказала долго жить, а в соседствующей с Донбассом Днепропетровской области проблем с огнестрельным оружием давно не наблюдается, «продавцу счастья» остается лишь мечтать о безобидных для жизни синяках однопартийца Куренного.

Юлины «проходимцы»

Законодателем коммерческой моды на «проходимцев» (заведомо проходных кандидатов) на Украине по праву считается Юлия Тимошенко. Еще в далеком 1998 году она на пару с многолетним помощником Александром Турчиновым распределяла между «деловыми» людьми места в списке «Громады» экс-премьера Павла Лазаренко. Именно Тимошенко постепенно превратила такое сверхзатратное мероприятие, как выборы, в высокодоходный бизнес, заводя в ВР по закрытым партийным спискам целые отряды бизнесменов вроде владельца АвтоЗАЗ Тариэла Васадзе, хозяина одной из крупнейших украинских ФПГ «Финансы и кредит» Константина Жеваго или совладельцев финансовой группы «Брокбизнес» братьев Сергея и Александра Буряков.

Как заявил в одном из телеэфиров бывший соратник Тимошенко Михаил Бродский, именно жажда наживы заставила ее спустя всего год после избирательной кампании – 2006, принесшей «оранжевой принцессе» более ста миллионов долларов чистого дохода, убедить президента Ющенко разогнать Раду, назначив внеочередные парламентские выборы. «Открыто мне сказала, что ей нужны деньги, что у нее есть план. Распустит Ющенко спокойно Верховную раду, и все будет отлично», – заявил предприниматель, по словам которого те выборы помогли Тимошенко улучшить свои жилищные условия за счет приобретения особняка в элитном пригороде Киева.

В том, что не в деньгах счастье, Тимошенко пришлось убедиться довольно скоро. В 2008 году народные депутаты Игорь Рыбаков (Блок Юлии Тимошенко) и Юрий Бут («Наша Украина/Народная самооборона») не без финансового воздействия вышли из парламентской коалиции, спровоцировав ее распад – количество депутатов большинства стало меньше порога в 226. Тогда же родился знаменитый термин «тушка», которым были заклеймены предатели. А спустя всего два года, после победы Януковича на президентских выборах, массовый исход «тушканов» из фракции БЮТ едва не прекратил ее существование.

«Получая астрономические суммы за место в списке своего блока, она сейчас возмущается «предательством» некоторых депутатов-«перебежчиков». О каком «предательстве» может идти речь, если люди просто купили мандаты, и на этом вся их политическая ответственность закончилась!» – искренне недоумевал депутат от ПР Игорь Плохой.

Цена вопроса

Наученные горьким опытом, перед парламентскими выборами 2012 года кандидаты от тогдашней Объединенной оппозиции «Батькивщина» давали перед журналистскими телекамерами публичную клятву не становиться «тушками». Однако сразу после выборов кировоградские бизнесмены Табаловы (отец и сын), избиравшиеся от вошедшего в оппозиционное объединение «Фронта перемен» Яценюка, отказались вступать в состав фракции «Батькивщина», открыто перейдя на сторону провластного большинства. Это дало повод соратникам Тимошенко обвинить главного «фронтовика» в распродаже мест на мажоритарных округах.

Обвинения оказались небеспочвенными. После того, как в прошлом году Верховная рада была досрочно распущена, народный депутат Игорь Скосар рассказал прессе подробности приобретения им мандата в 2012 году.

«Нет никаких тайн. За место в списке «Батькивщины» я заплатил деньги – шесть миллионов долларов. Платил непосредственно Николаю Мартыненко, который получил добро от Яценюка и Турчинова: те присутствовали на переговорах при согласовании суммы. Деньги в несколько траншей отвозил в штаб «Фронта перемен», – заявил он. По словам Скосара, подобным путем в парламент через оппозиционные списки попали тогда более 15 человек, что позволило Яценюку и Турчинову заработать как минимум 90 миллионов долларов. «Деньги платили большие, потому что нам гарантировали, что Верховную раду не распустят, ведь нет на то законных оснований, и пять лет депутатства гарантированы», – сообщил обманутый нардеп.

Под номером 58 в списке Блока Петра Порошенко идет Александр Грановский – видный одесский рейдер, во время президентства Януковича пустивший по ветру не одного иностранного бизнесмена

Когда Тимошенко посадили в колонию, Турчинов придал этой форме бизнеса несколько комичную форму. Так, в августе 2012-го к Тимошенко обратился с открытым письмом Василий Базив (соратник лидера «Народного руха» Вячеслава Чорновила и заместитель главы администрации президента при Кучме). «Мне сообщили, что условия присоединения к объединенной оппозиции, которая ведет смертельную борьбу с режимом, объявит ваш заместитель на свободе Турчинов. И вот пришел посланец от него и молча нарисовал мне на бумаге цифру – 7. Потом смял бумажку, изорвал ее на куски и сжег. Правду говоря, я и не сразу раскумекал эту пламенную пантомиму, так что мне расшифровали на чистом демократическом языке: за место в команде, то есть в списке партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», я должен заплатить Турчинову семь миллионов долларов», – написал Базив.

В конечном итоге Яценюк с Турчиновым повторили ошибку Тимошенко. Значительная часть их идейных соратников в Раду не попала, а те, что оплатили свое депутатство, практически сразу после принятия присяги переметнулись к сторонникам Януковича. «Что Юле, что Яценюку было глубоко начхать, кому продавать места в списке. Другие партии относятся к такому намного осторожнее, берут деньги не от всех, а только от тех, о которых можно сказать, что они ближе к партии – так незаметней», – считает политический эксперт Тарас Чорновил.

Чорновил-младший знает, о чем говорит, поскольку знаком с партийной «кухней» изнутри. Под «другими партиями» этот славный сын основателя «Руха» явно подразумевает Партию регионов, по спискам которой он дважды попадал в Верховную раду (в 2007-м – даже в составе первой пятерки). После прихода в 2005 году в центральный штаб ПР команды американского политтехнолога Пола Манафорта (теперь он работает на Кличко) было решено отказаться от традиционной распродажи проходных мест в пользу заключения с олигархами «пакетных соглашений», согласно которым миллиардеры в обмен на долгосрочное финансирование Партии регионов получали соразмерную квоту.

#{ussr}Такой подход оказался полезным как для имиджа партии (можно было смело убеждать базовый электорат в своей непродажности), так и для самого Януковича, решавшего вопросы управления немалой фракцией путем встреч с держателями главных «пакетов». Правда, от повторения печальной судьбы фракции БЮТ времен заката Тимошенко «регионалов» все эти новации не спасли. Разве что содержимое олигархических «пакетов» после февральского переворота разбегалось по новым политическим углам более организованно.

Ставки сделаны

Впрочем, на региональном уровне продажа мест в избирательных списках процветала и при всевластном Януковиче. Особенным спросом при этом пользовались проходные позиции в списках кандидатов в депутаты местных советов в промышленно развитых регионах.

«Торговля идет в первую очередь в рейтинговых партиях, таких, какой является сейчас Партия регионов. В райсовет чтобы попасть, можно место купить проходное и за пять тысяч долларов. А в областной совет большой, или в городской совет города-миллионника, там, где есть что делить, цены называют и пятьдесят, и больше тысяч долларов», – сообщал глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко осенью 2010 года.

С тех пор возможность баллотироваться в органы местных советов по партийным спискам значительно подешевела. Тут сказывается и нынешняя экономическая ситуация, и изменения в избирательном законодательстве: если раньше система проведения выборов была смешанной (мажоритарно-партийной), то теперь она будет партийной и по открытым спискам. Значит, даже оплатив удобную позицию в списке, «соискатель» не может быть уверен в том, что пройдет, так как избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного человека. «Поскольку теперь покупка места в партийном списке ничего не гарантирует, смысла платить большие деньги нет. Место в партии дает только возможность пойти на выборы. Скорее всего, его стоимость будет колебаться в пределах 10–30 тысяч долларов в зависимости от региона и партии. А вот настоящая битва развернется за возможность иметь поддержку на мэрских выборах в ключевых городах – Киеве, Днепропетровске, Одессе. Здесь суммы могут исчисляться в миллионах долларов», – считает политолог Кость Бондаренко. 

Его коллега Андрей Золотарев согласен с тем, что прайс на этих выборах будет скромным: «В регионах, думаю, место будет стоить около 10 тыс. долларов, а в Киеве – в два раза больше. В облсоветах прайс будет колебаться в пределах 10–30 тыс. долларов. Понятно, что в Днепропетровской и Одесской областях получить место будет стоить дороже, чем, к примеру, в Тернопольской». Политтехнолог уверен, что от 30 до 50 процентов кандидатских «взносов» (если не больше) осядут в карманах партийных бонз.

Похоже, прогноз эксперта относительно «освоения» предвыборных средств разделяют и первые лица Евросоюза. По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, срочный вызов Петра Порошенко в Берлин на встречу с Меркель и Олландом, помимо обострения ситуации в Донбассе, был вызван их озабоченностью беспрецедентным уровнем коррупции в высших эшелонах украинской власти. 

Суть беспокойства французского президента и немецкого канцлера, предполагает Погребинский, состоит в том, что «для их же электората будет внятно продемонстрировано, что власть – немецкая и французская – поддерживает коррумпированный режим (на Украине)». «Я предполагаю, что на столе у Меркель и Олланда на самом деле лежат документы не по такому «пустяку», как деньги за мандаты, а какие-то более серьезные документы, которые показывают, насколько коррумпированы сегодняшние политики», – отметил Погребинский. В связи с этим Меркель и Олланд «очень беспокоятся и хотели услышать от Петра Алексеевича, что же он собирается делать с этими бумагами».

Вряд ли лидеры ЕС получили ответы на волнующие их вопросы. Во-первых, не они сажали Порошенко на президентский трон, и не перед ними, соответственно, ему отчитываться. Другое дело, когда о том, что украинская коррупция будет пострашнее российских танков, заявляет американский посол Джеффри Пайетт. Тут уже есть над чем задуматься. В первую очередь – над своей дальнейшей судьбой.

Во-вторых, Петр Порошенко при всем желании не сможет придумать рецепт, способный успокоить высокопоставленных европейцев. Потому что созданный за четверть века механизм товарно-денежных отношений в избирательной системе является основой современного украинского парламентаризма – без нее он в принципе нежизнеспособен. Как, собственно, и само государство Украина, чем дальше, тем откровеннее живущее по принципу «все на продажу», превращая коррупцию в еще одну из национальных традиций.

..............