Игорь Караулов Игорь Караулов «Эстонизация» превращает ЕС в мировое захолустье

Хочется верить, что если не разум в высоком смысле, то практический интерес у европейцев рано или поздно возобладает. Но назначение такого кадра, как Кая Каллас, на ближайшие годы делает это маловероятным. Что ж, возможно, Европа заслуживает «эстонизацию».

11 комментариев
Олег Царев Олег Царев Русский – это не про национальность, а про самоидентификацию

Из новости о законопроекте развилась дискуссия о том, кто такие русские. Я акцентирую внимание на существующей сейчас разнице понятий «русский» и «россиянин», потому что не все русские – россияне и не все россияне – русские.

6 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов «Третья сила» Глобального Юга

Видя, что союз России и Китая (а теперь и КНДР) создает реальную альтернативу американскому миру, Глобальный Юг начинает движение «перпендикулярно» вашингтонскому вектору, ищет свое место в заново складывающейся конфигурации мира, где у него будут и новые степени свободы, и новые возможности.

2 комментария
3 июля 2024, 20:01 • Общество

Дагестан первым сдает «тест на никаб»

Решение Дагестана о запрете никабов станет примером для остальных регионов России

Дагестан первым сдает «тест на никаб»
@ NIELS WENSTEDT/EPA/ТАСС

Tекст: Алена Задорожная

Решение муфтията Дагестана о временном запрете на ношение никабов стало беспрецедентным в новейшей истории России. В экспертной среде говорят, что Дагестан первым сдал «тест на никаб» и показал заинтересованность в борьбе с исламистским радикализмом. В чем заключаются особенности этого решения и к каким последствиям оно должно привести?

Муфтий Дагестана Ахмед Абдулаев объявил о временном запрете на ношение никабов до момента устранения угроз и установления нового богословского заключения. Абдулаев сослался на вынесенное заключение отдела фетв муфтията Дагестана и на заявление министерства по нацполитике и делам религий. Об этом в среду заявил заместитель муфтия Абдулла Салимов.

Никаб полностью скрывает лицо и тело женщин, оставляя лишь узкую прорезь для глаз. В исламе нет жесткого принуждения носить никаб, поэтому многие мусульманки предпочитают вместо него другую одежду. Обязательное же требование носить никаб существует только в особо строгих и радикальных течениях ислама, таких как, например, салафизм.

При этом накануне отдел фетв муфтията Дагестана заявлял, что в ходе исследования шариатских текстов не обнаружил достаточных оснований для всеобщего запрета никаба, но указывал на возможный временный и локальный запрет. Там отмечали, что в исламе нет единого мнения о никабе: одни считают его ношение обязательным, другие – «только желательным», третьи – «вовсе нежелательным».

Против ношения никаба в Дагестане ранее выступил глава республики Сергей Меликов. Это заявление прозвучало в ответ на атаку группы террористов в Дербенте и Махачкале на два православных храма и две синагоги, в результате чего погиб 21 человек, в том числе 16 полицейских. Меликов считает, что эта несвойственная для кавказских народов одежда дает возможность маскироваться мужчинам, а женщинам – проносить запрещенные предметы. Позже за запрет никабов выступил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который отмечал, что в ряде стран Центральной Азии такая практика уже существует, и «те, кто не может носить никаб там, переезжают сюда и носят его в России». Однако глава СК подчеркивал, что решение по никабу должны принимать законодатели.

Впервые же тему запрета никаба поднял еще в мае этого года глава Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Валерий Фадеев, который не только ссылался на опыт Центральной Азии, но и назвал никабы одним из факторов, повышающих риски экстремизма.

По мнению экспертов, решение муфтията Дагестана по никабам сочли беспрецедентным и важным для всего мусульманского сообщества в России. «Впервые в нашей новейшей истории принимаются конкретные меры по борьбе с радикализмом – причем, что не менее важно, в самой исламской среде», – пишет в своем Telegram-канале социолог Илья Ухов.

По его мнению, «дагестанский кейс» станет своеобразным тестом для остальных духовных лидеров мусульман. «С кем они на самом деле – со своей родиной, где интересы всех исторически исповедующих ислам этносов защищены, или с глобальным джихадизмом?» – задается вопросом эксперт.

Своеобразный «тест на никаб», подчеркивает Ухов, позволит понять, «кто реально хочет бороться с салафитским радикализмом, а кто сам внутренне перешел на ваххабитские рельсы и подспудно участвует в радикализации единоверцев». «Муфтий Дагестана поступил максимально красиво, заставив определяться коллег по цеху, тут ему можно только поаплодировать», – пишет Ухов.

Религиоведы также напоминают, что Дагестан долгое время страдал от террористов, и для жителей региона никаб стал символом ваххабизма. «Борьба с радикализмом идет волнами. В периоды, когда удается добиться успехов и резко сократить количество терактов, она идет на спад. В это время террористы набирают силы и опять наносят удар», – считает зампред экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев. Он полагает, что

сейчас никабы стали средством маскировки экстремистов.

Ранее в Дагестане удалось истребить в лесах почти все ваххабитские банды, и «этот успех создал иллюзию победы». «Однако радикальные группировки ислама остались. Об этом постоянно говорил муфтият Дагестана, но его особо не слушали, упирая на то, что они якобы пытаются расправиться с конкурентами. Звучали даже голоса о том, что есть террористы, а есть мирные ваххабиты. Как выяснилось, от мирного ваххабита до террориста один шаг», – полагает Силантьев.

Религиовед надеется на начало в России «системной борьбы» с никабами. Но при этом кто-то из числа ярых сторонников салафитов может не согласиться с запретом и «продолжит ношение никабов». «И таким образом правоохранители поймут, кого в первую очередь следует досматривать и проверять. Я очень надеюсь, что для террористов будут созданы невыносимые условия», – подчеркнул Силантьев.

«В целом большинство мусульманских лидеров согласны с тем, что ношение женщинами никаба не является традицией российской исламской уммы. Традиционны лишь платки, хиджабы и национальные уборы», – отмечает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

По его оценке, решение Дагестана о временном запрете никаба «является максимально взвешенным» и оно «должно понравиться всем мусульманам». «Возможное недовольство могут высказывать радикально настроенные люди, которые противопоставляют себя традиционным духовным управлениям», – пояснил собеседник, добавив, что для окончательного решения проблемы с радикалами «необходимо создать в каждом ДУМ (Духовное управление мусульман) систему профилактики радикализма».

Как вы относитесь к предложению законодательно запретить ношение никаба в России?





Результаты
6 комментариев

..............