Взгляд
23 мая, среда  |  Последнее обновление — 15:41  |  vz.ru
Разделы

Послание спецназовца властям взорвало французские соцсети

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Ничего неожиданного в сообщении силовика, конечно же, нет. Самой любопытной деталью в послании следует считать только отсылку к неким свежим данным, полученным от спецслужб силами быстрого реагирования. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Выяснилось, что «русское дело» было одной большой подставой с самого начала

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Республиканцы уже полгода требуют «расследовать деятельность следователей», но Трамп не предпринимал никаких действий, которые могли бы грозить инициаторам «русского дела» уголовным преследованием. Что же изменилось? Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Не пора ли признать, что ситуация в Донбассе зашла в тупик?

Святослав Голиков, ополченец Новороссии
На самом деле, друзья, все идет по плану. Только не по нашему плану. На наш план – продолжать тянуть «минскую» резину и держать в «ростовских горах» ударную туристическую группировку «на случай если» – наши оппоненты плевать хотели. Подробности...
Обсуждение: 93 комментария

    ЦБ представил пластиковую банкноту к ЧМ-2018

    ЦБ представил памятную пластиковую банкноту к ЧМ-2018. Тираж полимерной купюры составил 20 млн штук, в конце июня они будут доставлены во все регионы России. В ЦБ при разработке банкноты исходили из того, что болельщики и нумизматы будут приобретать их преимущественно как сувенир
    Подробности...
    Обсуждение: 12 комментариев

    Принц Гарри и Меган Маркл обвенчались

    Британский принц Гарри обвенчался с американской актрисой Меган Маркл. Свадьба привлекла внимание миллионов людей по всему миру и стала главным светским событием последних месяцев. На церемонии присутствовали только члены королевской семьи, родственники и близкие друзья молодых
    Подробности...
    Обсуждение: 8 комментариев

    Путин открыл Крымский мост

    Владимир Путин принял участие в торжественном открытии автомобильной части моста через Керченский пролив. Президент испытал мост на прочность, будучи за рулем КамАЗа в колонне из трех десятков грузовиков. Путь от Краснодарского края до Республики Крым занял 16 минут
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ДНР заявили о провале операции ВСУ под Горловкой

        Главная тема


        У авторов "туристической диверсии" могут появиться подражатели

        российские граждане


        Москва назвала два возмутительных факта в деле Скрипалей

        происхождение капитала


        В окружении Абрамовича прокомментировали сообщения о новых требованиях Лондона

        ВМС Украины


        Порошенко объявил о создании новой морской пехоты

        «стимулятор жизни»


        Мэр Новосибирска взорвал интернет словами о кокаине

        «Слушайте Путина и верьте ему!»


        Кремль прокомментировал сообщение CNBC о проблемах с новейшими российскими ракетами

        из подводного положения


        Минобороны показало залп четырьмя «Булавами» с АПЛ «Юрий Долгорукий»

        чудовищная жестокость


        Почему Кубань снова стала местом кровавого убийства

        после предательства


        Болгария пытается заслужить «газовое прощение» России

        «наше послание: приготовьтесь»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Люди в чёрном – не полиция, а хорошо вооружённые группировки

        Обострение в Донбассе


        Святослав Голиков: На самом деле, друзья, все идет по плану. Только не по нашему плану

        контрнаступление Трампа


        Дмитрий Дробницкий: Выяснилось, что «русское дело» было одной большой подставой с самого начала

        на ваш взгляд


        Открытый гей Антон Красовский намерен участвовать в выборах мэра Москвы. Влияет ли на ваш политический выбор сексуальная ориентация политика?

        Слова о скором появлении у России гиперзвукового оружия слишком оптимистичны

        Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» может разгоняться до скорости в шесть махов   12 февраля 2018, 11:00
        Фото: кадр из видео
        Текст: Алексей Оверчук

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Согласно заявлениям оборонщиков, вопрос появления у России гиперзвукового оружия – это вопрос ближайших десяти лет. Даже американцы скромно признают, что в этой области русские продвинулись дальше, чем они. Но все, к сожалению, не так просто. Где в заявлениях о гиперзвуке заканчивается реальность и где начинается чистая фантастика?

        О том, что Россия будет обладать гиперзвуковым оружием уже в 2020-х годах, заявил, в частности, руководитель АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Это чрезвычайно оптимистичный прогноз, желание озвучить который вполне понятно. Поскольку американская концепция быстрого глобального удара предусматривает использование высокоточного гиперзвукового оружия, российские инженеры не могут не заниматься подобными проектами, делая упор на разработку «высокоскоростного оружия повышенной дальности, точности, помехозащищенности».

        Ранее покорение гиперзвука анонсировали в КНР, но в несколько ином ракурсе. Один из членов Китайского комитета по аэронавтике и технологиям заявил, что его страна разрабатывает гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА), который может летать на любых высотах вплоть до выхода в открытый космос. Причем аппарат прост и удобен в обращении, а его обслуживание будет сравнимо с подготовкой обычного самолета. Экипаж – три человека.

        На сегодняшний день созданием и испытанием гиперзвукового оружия вплотную заняты только три упомянутые выше страны – Россия, США и Китай. Но пока что сообщения о скором появлении гиперзвуковых боевых самолетов и «летательных аппаратов» больше напоминают лукавство. Нам твердят о гиперзвуке как о некой технической новинке, однако боевые блоки МБР входят в атмосферу и летят к цели на гиперзвуке. Космонавты падают в своих спускаемых аппаратах, а шаттлы летят к Земле тоже на гиперзвуке. Но не существует «летательных аппаратов», для которых гиперзвуковой режим полета – обычное дело.

        Вообще, стоит заговорить о гиперскоростях, как в словах ученых и – особенно – чиновников вместо конкретных ракет и самолетов появляются загадочные «летательные аппараты», под которыми подчас подразумеваются именно ракеты. Но если перед человеком поставить ракету и самолет, а потом попросить указать на летательный аппарат – он, скорее всего, выберет самолет. Летательный аппарат – это машина. В дальнейшем будем исходить из этого.

        Теперь о сверхвысоких скоростях. Полет на скорости звука – это полет на скорости в один мах. Один мах – это скорость звука в местной среде. На высоте до 11 километров над уровнем моря один мах – это приблизительно 340 метров в секунду или 1224 километра в час. Наиболее современный самолёт – американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 – развивает скорость в 1,2 маха. Российский истребитель Су-35 летает на скорости в 1,1 маха. То есть речь в их случае идет о сверхзвуковых скоростях.

        Ракеты летают быстрее самолётов. Активно применяемый в Сирии «Калибр» разгоняется до скорости в три маха, а средняя скорость современных ракет – около 2,5 маха. Но и в этом случае речь идет только о сверхскоростях – настоящая гиперзвуковая скорость начинается с пяти махов, это примерно 6120 километров в час.

        Как уверяют чиновники от «оборонки», России удалось преодолеть этот рубеж – гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» может разгоняться до скорости в шесть махов. При этом в «Корпорации тактическое ракетное вооружение» пообещали создать ракеты, превосходящие скорость звука в 12–13 раз.

        В случае с китайским ГЛА речь так или иначе тоже идет о ракете. В КНР собираются установить свое чудо техники на специальную ракету-разгонщик длиной около 85 метров. Первая ступень состоит из шести кислородно-водородных и кислородно-метановых жидкостных ракетных двигателей с тягой 40 тонн каждый, а также 8 водородных прямоточных двигателей. Вторая ступень – это уже сам воздушно-космический самолет, оснащенный четырьмя кислородно-водородными двигателями с тягой по две тонны каждый.

        При моделировании получили следующие результаты: при скорости полета ГЛА в шесть махов температура его передней кромки достигает примерно 1400 градусов по Цельсию, при скорости в восемь – уже 2527 градусов. При этом на ГЛА действует не только температура, воздух становится вязким и упругим, он стремится смять и опрокинуть летящий аппарат. 

        Все эти подробности нужны, чтобы показать, насколько сложно работать с гиперзвуком. Помимо специальных материалов обшивки, нужны еще и разные двигатели – одни работают исключительно на простых и сверхзвуковых скоростях, другие могут работать только на гиперзвуковых скоростях. Что же касается материалов, китайцы утверждают, что используют углеродно-кремниевый сплав. Однако группа российских ученых на основе вычислений в работе со скучным названием «Численное решение сопряженной задачи гиперзвуковой аэродинамики и термомеханики термодеструктирующих конструкций» пишет: «Показано, что вследствие высоких температур аэродинамического нагрева конструкций из полимерных композиционных материалов в них может происходить терморазрушение из-за термодеструкции полимерной фазы и образования интенсивного внутреннего газообразования в материалах конструкции».

        Другими словами, верхний слой обшивки начинает трескаться и ломаться. На скорости в пять махов проявляются значительные физические изменения окружающей среды и материалов, температуры достигают огромных величин, объект окутывает плазма. А область гиперзвуковых скоростей за девять махов – это практически не изученная территория, где знакомые нам свойства металлов и воздуха меняются уже кардинально. Это мир плазмы, где количество неизвестных в уравнениях возрастает до десяти.

        Некоторое понимание того, что представляет собой полет на гиперзвуковой скорости, дает такая схема. По этому принципу летают шаттлы и когда-то летал наш «Буран». Сначала корабль делает маневр на торможение, потом входит в атмосферу и летит в плазме как комета, потом выходит из плазмы – и только тогда начинает совершать маневры и готовиться к посадке. То есть весь гиперзвуковой полет – это падение камнем вниз. При этом необходимо следить за тем, чтобы не пересечь еще одну черту – ту самую скорость в девять махов. За ней плазма и металл пытаются вступить в реакцию, происходит отрыв пограничного слоя обтекателей, материал расслаивается.

        Когда оружейники рассказывают, что очень скоро у нас появятся крылатые ракеты со скоростью выше 12 махов, физики замечают, что такая ракета попросту сгорит. А если не сгорит, то не сможет ни маневрировать, ни определить свое местоположение – через облако плазмы не проходят никакие сигналы, объект в ней глух и слеп.

        Кстати, ракета «Циркон» разгоняется до своих рекордных трех махов только на последнем прямом участке перед поражением цели. При этом в НПО Машиностроения, где и делают ракеты «Циркон», давно слагают легенды о загадочном «летательном аппарате» Ю-71 («изделии 4202»). На высоте 100 километров, где воздуха почти нет, Ю-71 достигает скорости в 15 мaxов, после чего аппарат просто падает на цель.

        Эксперты из «оборонки» уверяют, что «Ю-71 имеет защиту от перегрева и перегрузок, причем может легко менять направление полета и при этом не разрушается». Но пока что ни одного макета Ю-71 никто не видел. Как ее классифицировать, тоже непонятно. Оружие – это все-таки механизм, который вы можете применить по своему усмотрению. То, что падает бомбой вниз, скорее боеприпас.

        Гиперзвуковой двигатель пытаются создать с 1950-х годов. Однако полет с гиперзвуковой скоростью настолько сложен, что штатный двигатель не создан до сих пор, как нет и гиперзвукового самолета. Можно вспомнить проекты гиперзвуковых аппаратов Ту-130 (6 М), самолет «Аякс» (10 М), «Спираль» с самолетом-разгонщиком, самолеты на углеводородном топливе, но все это «пробы пера».   

        Пассажирский сверхзвуковой самолет «Конкорд» можно разогнать до трех махов, однако на такой скорости он бы просто расплавился. Поэтому летчики строго держали режим в два маха, но даже при нем иллюминаторы раскалялись до такой степени, что могли серьезно обжечь руку. При этом корпус машины за счет расширения металла «вырастал» на несколько сантиметров, поэтому все электрические провода, кабельтрассы, труботрассы делались с расчетом на растяжение.

        Поскольку при сверхзвуке сила тяжести сильно смещается, в самолете постоянно приходилось перекачивать топливо с одной части машины в другую. В результате этого «Конкорд» не мог маневрировать, а если бы попытался, его разорвало бы в клочья. Даже простое поднятие закрылков привело бы к катастрофе.

        Это – только часть постоянных проблем на скоростях в два маха. На скорости в пять или десять махов их несопоставимо больше. Так что с точки зрения физики рассказы про управляемую боеголовку Ю-71 с высокой маневренностью на гиперзвуковой скорости по высоте и по курсу, которая летит не по баллистической траектории, больше похожи не то чтобы на сказки, но на элемент психологической войны с одной стороны и на выбивание дополнительных средств из Конгресса США – с другой. Проще говоря, на блеф оружейников.

        Один из ученых ранее сравнил создание гиперзвукового самолета с «необходимостью зажечь спичку в сердце урагана – и поддерживать ее горение». Пока что этого никому не удалось сделать. 


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............