Взгляд
19 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 19:03  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 283 комментария

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 17 комментариев

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 22 комментария

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ЯНАО арестован директор «дочки» Газпромнефти

        Главная тема


        Трампу навязывают решение вооружить Киев

        Полет Каденюка


        Порошенко назвал Украину «космической державой»

        «заигрались в Бандеру»


        Экс-министр Украины: Польша перекрыла транзит украинских грузов в Европу

        Важнейшее из искусств


        Западные СМИ: Российское кино теряет самобытность в погоне за Голливудом

        «Чей Крым?»


        Украинская полиция дала оценку срыву спектакля Райкина в Одессе

        Особый случай


        Эрдоган не принял извинения за причисление к «списку врагов» НАТО

        «не питать надежд»


        В кабмине Германии возмутились словами главы немецкой разведки о Крыме

        за содействие и предательство


        Вашингтон раскрыл сведения о выплатах бежавшему в США экс-агенту КГБ

        армия и вооружение


        Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?

        Сверхзвуковой бизнес-джет «Туполеву» пришлось бы создавать с нуля

        Советский Ту-144 стал первым сверхзвуковым самолетом в мире, который использовался для коммерческих перевозок пассажиров   14 ноября 2017, 12:15
        Фото: кадр из видео
        Текст: Ольга Самофалова

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В российское авиаконструкторское бюро «Туполев» обращаются бизнесмены с просьбой переделать знаменитые сверхзвуковые бомбардировщики в бизнес-джеты. Теоретически знаменитая компания вполне могла бы создать подобные лайнеры, однако она должна будет решить целый ряд проблем, причем не только технических.

        Компания «Туполев» может создать сверхзвуковой гражданский бизнес-джет на 20–25 пассажиров. «Думаю, в ближайшее время реально можно сделать только административный самолет на сверхзвуке. Он был бы небольшой размерности, но с большой дальностью полета, и перевозил бы 20–25 бизнесменов за пару часов на несколько тысяч километров. Создание вот такого самолета – это реально. Возможности для этого существуют, но нужен заказчик», – сказал ТАСС заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов.

        По его словам, «если найдется группа бизнесменов, готовая вложиться в административный самолет на сверхзвуке, а это очень серьезные деньги, то такую машину можно было бы построить».

        Он рассказал, что, скорее всего, сверхзвуковой самолет будет работать на жидком водороде, так как у него выше теплотворная способность, чем у керосина.

        Ранее Солозобов говорил, что богатые иностранцы регулярно обращаются в компанию «Туполев» с просьбами сделать личный пассажирский сверхзвуковой самолет из российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3. Но в компании отказываются разрабатывать такой лайнер, поскольку гораздо дешевле заново сделать его без использования технологий, которые использовались при создании ракетоносцев. К тому же, в Ту-160 есть секретные технологии.

        Технически «Туполев» действительно способен создать сверхзвуковой гражданский самолет, который мог бы преодолевать 5–6 тыс. км всего за два–три часа без промежуточных посадок. Более того, такой самолет «Туполев» создал еще в 70-х годах –Ту-144. Этот лайнер стал первым сверхзвуковым самолетом в мире, который использовался для коммерческих перевозок пассажиров. В то же время появился и британско-французский сверхзвуковой самолет «Конкорд». Причем российский Ту-144 совершил свой первый полет на два месяца раньше «Конкорда».

        В то время многие предрекали конец эры дозвуковых гражданских самолетов, полагая, что все авиакомпании бросятся покупать сверхзвуковые самолеты. Однако рынок распорядился по-другому. В общей сложности Ту-144 совершил 55 полетов и перевез 2 тыс. человек, проработав меньше года, после чего его эксплуатация была остановлена. Проект был признан экономически провальным (собственно, как и «Конкорд»), а официально его закрыли из соображений безопасности. И с тех пор гражданская авиация в этом направлении так и не развивалась.

        Собственно,

        есть две главные проблемы, которые надо решить, чтобы в гражданской авиации прижились сверхзвуковые лайнеры. Это уровень шума (безопасность) и экономическая целесообразность.

        При полете на сверхзвуковой скорости образуются ударные волны, которые оказывают давление на аэродинамические характеристики лайнера. Иными словами, сверхзвук создает серьезный дискомфорт и для пассажиров, и даже для людей на земле, когда самолет пролетает над населенными пунктами. В итоге полеты гражданских самолетов над сушей со сверхзвуковой скоростью по международным правилам ИКАО запрещены.

        «Если бы удалось сделать так, чтобы уровень шума при сверхзвуке незначительно превышал уровень шума традиционных лайнеров, то это стало бы большим преимуществом для подобного рода проектов», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Пока же, по его словам, единственная схема, при которой сегодня можно обойти запрет, – это переходить на сверхзвук лишь при полете над морями и океанами, где таких ограничений нет. Для трансатлантических полетов такой вариант вполне актуален, но для полетов из Европы в Азию и обратно, естественно, нет.

        Именно поэтому сегодня в мире все работы, которые ведутся в направлении создания сверхзвукового гражданского самолета, направлены в первую очередь на снижение уровня шума и уменьшение количества ударных волн. Например, в прошлом году корпорация Lockheed Martin объявила о намерении объединить усилия с национальным космическим агентством НАСА с целью создания малошумного сверхзвукового самолета, который, возможно, когда-нибудь будет перевозить пассажиров. Известно, что НАСА работает на экспериментальным сверхзвуковым двигателем, который способен производить меньший уровень звука и предотвращать воздействие звуковых волн на самолет. Первые испытания запланированы на 2020 год.

        С другой стороны, необходимо решить задачу с экономичностью. Полеты на сверхзвуковых самолетах Ту-144 и «Конкорд» оказались очень дорогими из-за огромного расхода топлива. Желающих переплачивать за скорость полета в три–четыре раза оказалось не так много. Низкий спрос на такие дорогостоящие услуги вкупе с ограничениями по направлениям полета (по сути, имеет смысл летать только в США) делает эти самолеты еще и долго окупаемыми для авиакомпаний.

        Проблему с экономичностью в «Туполеве», судя по всему, хотят решить благодаря использованию в качестве топлива не традиционного авиакеросина, а сжиженного водорода. «Создание летательного аппарата на сжиженном водороде в виде топлива сейчас уже отработано в технологическом плане, но не отработано в плане сертификационных требований», – говорит Олег Пантелеев. Но речь идет о дозвуковых самолетах, об использовании водородного топлива в турбореактивных двигателях. «Что касается сверхзвукового самолета на водородном топливе, то сегодня пока даже нет силовой установки для такого топлива. Поэтому проблем здесь еще больше. При сегодняшнем уровне развития науки и техники говорить о гиперзвуковом самолете на водородном топливе для перевозки пассажиров как о реальности пока не приходится», – говорит эксперт. Создание двигателя – это самое сложное при разработке и строительстве нового самолета.

        И в целом на создание такого самолета могут потребоваться инвестиции, кратно превосходящие разработку нового дозвукового лайнера. Создание МС-21, например, стоило 100 млрд рублей. Разве что «Туполев» говорит об идее создать самолет небольшой размерности – на 25 пассажиров, и это может несколько удешевить процесс его создания. Но в целом потребуется создать ряд компонентов и элементов конструкции фактически с нуля, поэтому такой проект будет стоить в любом случае огромные средства.

        Но нужны ли российским олигархам такие самолеты и готовы ли они вложить десятки, а может, и сотни миллиардов в создание такого чуда?

        «Сам по себе рынок бизнес-джетов является живым, высококонкурентным. Те модели, которые имеют большую крейсерскую скорость, пользуются спросом и продаются с некоторой премией по отношению к конкурентам с меньшей скоростью», – рассказывает Олег Пантелеев.

        Однако желающих ввязаться в этот проект может не найтись. «Международные инвесторы в проекты компаний, входящих в ОАК, в условиях санкций вкладываться не будут. Иллюзий здесь быть не должно. А российским инвесторам потянуть такой проект будет очень сложно. Думаю, у них сейчас совершенно другие интересы и приоритеты», – считает Пантелеев.

        Однако первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский более оптимистичен: «КБ правильно рассказало о своих возможностях. И после такого заявления могут возникнуть интересанты, причем не только российские, но и китайские».

        И хотя заявленный проект скорее эксклюзивный, чем массовый, перспективы для его развития все же имеются. «Со времени Ту-144 прошло уже 40 лет, за это время вырос и спрос на быстрые перемещения, и технологии шагнули вперед. К тому же американцы уже наступают нам на пятки», – говорит Андриевский.

        Американская авиакомпания Spike Aerospace уже несколько лет работает над созданием сверхзвукового реактивного бизнес-джета, способного перевозить до 22 пассажиров (со скоростью 1900 км/ч). И буквально в сентябре компания объявила, что скоро проведет летные испытания такого самолета S-512 Quiet Supersonic Jet. Впрочем, это пока будет испытательный прототип-беспилотник. Второй, более крупный испытательный прототип полетит в середине 2018 года, а сам самолет S-512 планируют испытать только в 2021 году. Самое главное, в Spike Aerospace уверяют, что двигатель S-512 будет генерировать уровень шума на земле на уровне всего 75 дБА. Впрочем, пока вокруг этого проекта больше слухов, чем реальных успехов. Технических деталей еще никто не видел.  


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............