Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
18 комментариев«Ничего нового мы не изобретаем»
Зачем власти признали богословие наукой
Российское государство сделало последний шаг на пути признания богословия полноценной наукой, окончательно сняв препятствия для появления в стране кандидатов и докторов теологии. Критики этого решения боятся, что оно ввергнет науку в «мрак средневековья». Сторонники настаивают, что все ровно наоборот: наука только обогатится. Кто же прав?
После того как Минобрнауки утвердило состав совета по присвоению ученых степеней в области теологии при Высшей аттестационной комиссии (ВАК), в России можно официально стать кандидатом и доктором богословия (шифр новой специальности – 26.00.01). Эти изменения в образовательном подходе местами были встречены резким неприятием. Одни говорили об очередном «акте сращивания церкви с государством», что противоречит Конституции. Другие принципиально отказывались понять, как богословие в принципе можно считать наукой. Меж тем ответить на эти претензии гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.
Путь в четверть века
Инициатором унификации стандартов государственного и церковного образования стал патриарх Кирилл, для этого богословские школы РПЦ перешли на модель преподавания по Болонской системе
История богословия в светских учебных заведениях России давняя и драматичная. С советской эпохой все и так понятно: декрет об отделении государства от церкви и церкви от школы сделал богословское образование нелегитимным с государственной точки зрения. При этом ученые степени кандидата и доктора богословия существовали прежде, а в 1814 году произошла унификация защиты этих степеней (ранее в семинариях и академиях они присваивались «согласно регламенту» учебного заведения). Неудивительно, что после распада СССР вопрос о богословском образовании и признании этого образования на государственном уровне возник практически сразу.
В 1992 году появился Православный Свято-Тихоновский богословский институт – негосударственное учебное заведение, получившее 12 лет спустя высший государственный аккредитационный статус – «университет». Это светское учебное заведение, но изучают там богословие. В дальнейшем встал вопрос о том, чтобы ввести теологическое направление и в остальных вузах. В 2009 году МГУ направил в Минобрнауки проекты федеральных государственных образовательных стандартов, в перечне которых в том числе была программа 32-Б «Теология» (бакалавриат). В итоге Министерство образования утвердило данное направление. При этом в стандарте речь шла не только о православном богословии – исламская и иудейская теология тоже были охвачены.
Что же касается образовательных учреждений при РПЦ, там шли свои динамичные процессы. Инициатором унификации стандартов государственного и церковного образования стал патриарх Кирилл, для этого богословские школы РПЦ перешли на модель преподавания по Болонской системе. Что интересно: церковные семинарии и академии стали практически первыми учебными заведениями страны, кто это сделал. И вот с 2010 года семинарии проходят государственную аккредитацию и выдают дипломы государственного образца по специальности «Теология». К примеру, такую аккредитацию еще в 2009 году получила Смоленская духовная семинария. А магистратура по теологии была государственно аккредитована 23 декабря 2011 года.
- В отсутствие представителей РПЦ Всеправославный собор принял неоднозначные решения
- Крестный ход мира на Украине грозит закончиться кровопролитием
- Память о церковном расколе должна уберечь Россию от новой смуты
- Денис Дворников: Футбол и батюшки
- Порошенко хочет канонизировать пособника нацистов с помощью Ватикана
- «Православная сертификация» продуктов может пойти на пользу РПЦ
- Полиция свергла «живого бога»
- Михаил Бударагин: Мефистофеля можно победить
В мае 2014 года появился единый федеральный стандарт государственного образца по направлению «Теология», который включил в себя христианское, иудейское, исламское и буддистское богословие. Вся эта предыстория нужна, чтобы было понятно: кандидаты и доктора богословия появятся не внезапно, буквально с неба, а по итогам многолетнего и сложного процесса, который уже отчасти реализован на практике и в церковных, и в светских учебных заведениях.
Но есть еще и практическая сторона вопроса – непосредственный учебный и научный процесс. Тут свои особенности. Нужно понимать, что пресловутые кафедры теологии в российских государственных вузах распространены не то чтобы широко. При этом интерес к религиозной проблематике так или иначе имеет место быть у многих гуманитариев. Именно поэтому регулярно появляются дипломы и диссертации на смежные темы. Например, о церковной прессе или об освещении религиозной экстремистской проблематики в СМИ на факультетах журналистики. Исследования русской литературы тоже не обходятся без теологического анализа. В случае с философией это тем более очевидно, а равно – в случае с историей.
Но по сути все это «научные хитрости». Поскольку поле для исследований в сфере религии было, а официального научного направления до сей поры не было, приходилось искать варианты. Эти «варианты» останутся и после введения направления «Теология» для защиты кандидатских и докторских, как оставались они после государственной аккредитации бакалавриата и магистратуры по богословию. Однако сам факт ввода отдельного направления «Теология» чрезвычайно важен.
«Кем станет теолог, когда вырастет?»
#{religion}Начать стоит с того, что теология – это фундаментальная гуманитарная дисциплина. В том числе с точки зрения системы образования многих стран Европы, где существуют отдельные протестантские и католические богословские факультеты в государственных университетах, там это никого не смущает. Преподаватель теологии Крис ван Троствэк так охарактеризовал свой студенческий опыт: «За время обучения я ни разу не испытал на себе давления догматов веры: история церкви – это дисциплина, где мы изучали социально-политическую историю церкви (Западной и Восточной). Экзегетика – дисциплина, выстроенная в традициях иудейства и историко-критического подхода к толкованию основополагающих христианских церковных текстов».
Таков западный опыт. В России, согласно паспорту научной специальности «Теология», по богословию будет 25 направлений исследований, охватывающих такие направления, как философия, филология, история, искусствоведение, культурология и педагогика. В светской среде бытует мнение о том, что богословие не может быть наукой, поскольку наука все ставит под сомнение, в этом ее суть, тогда как богословие сковано церковными догматами, да и вообще, какие могут быть в этой сфере открытия? Но о догматике в паспорте дисциплины нет ни слова, зато есть упоминания канонического права, анализа богослужебной практики, исследований практической деятельности религиозных организаций и много чего еще из того, что представляет очевидный исследовательский интерес. Особенно это касается направлений на стыке жизни традиционной религиозной общины и современных реалий. В то же время работ по такому направлению, как «Теологический анализ проблем современности», не так чтобы много, хотя поле это перспективное (просто пока, что называется, непаханое).
Руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач подтверждает, что в богословии или теологии занимаются тем же, чем и в других гуманитарных науках. «В Западной Европе богословие всегда признавалось наукой, и в этом смысле ничего нового мы не изобретаем. Мировой опыт показывает, что участие богословов в решении гуманитарных проблем всегда обогащает науку. Можно выделить несколько направлений научных интересов теологии. Это изучение текстов, ученые-богословы исследуют эти тексты, отмечают их характерные особенности и находят общие элементы. Еще одно направление – это церковная история и церковная археология. Здесь тоже множество научных тем. Еще одно – церковные искусства», – перечислил он.
Остается, впрочем, сакраментальный вопрос: «кем будет теолог, когда вырастет», то есть получит диплом? В священники пойдет или, если это девушка, в регенты церковного хора? На практике все примерно так же, как и с философским образованием. Светская «теология» – это путь в гуманитарные профессии самого широкого спектра: от педагога по многим гуманитарным дисциплинам до журналиста или юриста, поскольку каноническое право дает прекрасный базис для дальнейшего образования в области юриспруденции. Собственно, теология в государственных вузах и задумана так, чтобы «богослов» не шел в священнослужители по умолчанию, а реализовывал свои знания в миру.
Присвоение кандидатских и докторских степеней по богословию – это небольшой, но значительный шаг, расширяющий область гуманитарных исследований. За 70 лет Советского Союза российская богословская наука не просто пришла в упадок, а была практически при смерти. Понятно, что единый научный стандарт, который дает государство (кстати, довольно жесткий), – это путь к реанимации. Стандарты необходимы, например, для публикации защищенных в академиях научных работ. Есть проблема и с публикациями статей в журналах ВАК, а ведь они являются важнейшим критерием допуска к защите. Но все это вполне естественные процессы, которые неизбежно «устаканятся» в течение нескольких лет. С точки зрения не религии, а именно что науки главное заключается в том, что в РФ официально появилась еще одна огромная сфера для гуманитарных изысканий, в которых западные специалисты пока что продвинулись гораздо дальше, благо их образовательные стандарты относились к теологии без доставшегося нам в наследство от СССР презрения.