23 мая, среда  |  Последнее обновление — 23:15  |  vz.ru
Разделы

400 лет назад началась война, подтолкнувшая Россию на путь европеизации

Антон Любич, экономист
23 мая 1618 года свершилось событие, по которому проводят водораздел между Средневековьем и Новым временем. Началась Тридцатилетняя война, в которой поучаствовали все европейские государства, не исключая и Россию. Подробности...

Для чего Антон Красовский ввязался в предвыборный марафон

Андрей Бабицкий, журналист
У меня есть парадоксальное предположение, почему вообще люди, обреченные на сокрушительное поражение на любых выборах, все же выходят на тропу войны, игнорируя то, как безотрадно выглядит их положение после подведения итогов. Подробности...

Послание спецназовца властям взорвало французские соцсети

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Ничего неожиданного в сообщении силовика, конечно же, нет. Самой любопытной деталью в послании следует считать только отсылку к неким свежим данным, полученным от спецслужб силами быстрого реагирования. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев

    ЦБ представил пластиковую банкноту к ЧМ-2018

    ЦБ представил памятную пластиковую банкноту к ЧМ-2018. Тираж полимерной купюры составил 20 млн штук, в конце июня они будут доставлены во все регионы России. В ЦБ при разработке банкноты исходили из того, что болельщики и нумизматы будут приобретать их преимущественно как сувенир
    Подробности...
    Обсуждение: 12 комментариев

    Принц Гарри и Меган Маркл обвенчались

    Британский принц Гарри обвенчался с американской актрисой Меган Маркл. Свадьба привлекла внимание миллионов людей по всему миру и стала главным светским событием последних месяцев. На церемонии присутствовали только члены королевской семьи, родственники и близкие друзья молодых
    Подробности...
    Обсуждение: 8 комментариев

    Путин открыл Крымский мост

    Владимир Путин принял участие в торжественном открытии автомобильной части моста через Керченский пролив. Президент испытал мост на прочность, будучи за рулем КамАЗа в колонне из трех десятков грузовиков. Путь от Краснодарского края до Республики Крым занял 16 минут
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Тель-Авив уговаривает США признать Голаны израильской территорией

        Главная тема


        Порошенко пустили к Трампу только за большие деньги

        «целый ряд оборотов»


        В обращении Юлии Скрипаль выявлены лингвистические особенности

        ограничительные меры


        США нашли новый предлог для санкций против «Северного потока – 2»

        «силы равны»


        Пентагон объяснил, почему российские военные расходы эффективнее американских

        армия и вооружение


        В чем сложность и уникальность залпового пуска ракет «Булава»

        тайные операции


        Названы самые громкие зарубежные убийства британской разведки

        ответные меры


        Россия готова забрать у США полмиллиарда долларов

        чудовищная жестокость


        Почему Кубань снова стала местом кровавого убийства

        неожиданный опрос


        Операция в Сирии принесла России побочный внешнеполитический бонус

        «наше послание: приготовьтесь»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Люди в чёрном – не полиция, а хорошо вооружённые группировки

        Обострение в Донбассе


        Святослав Голиков: На самом деле, друзья, все идет по плану. Только не по нашему плану

        контрнаступление Трампа


        Дмитрий Дробницкий: Выяснилось, что «русское дело» было одной большой подставой с самого начала

        на ваш взгляд


        Открытый гей Антон Красовский намерен участвовать в выборах мэра Москвы. Влияет ли на ваш политический выбор сексуальная ориентация политика?

        Страх в воздухе

        Бегство американского самолета-шпиона от российского истребителя – не повод для радости

        5 августа 2014, 20:15

        Текст: Евгений Крутиков

        Версия для печати

        Случившийся недавно инцидент с крайне пугливой реакцией американского самолета-шпиона на попытку перехвата российским истребителем выглядит необычно даже по меркам холодной войны. Поведение американских летчиков, скорее всего, вызвано не технической или военной необходимостью, а сугубо психологическими причинами.

        История с вторжением американского самолета-разведчика в воздушное пространство Швеции после того, как за ним погнался над Балтийским морем российский перехватчик, не настолько безобидна и анекдотична, как это может показаться на первый взгляд. Американский экипаж действительно испугался российского перехватчика.

        Да, конечно, все можно, с одной стороны, свернуть до уровня веселого назидательного рассказа о том, как янки снова перетрусили. Или наоборот, с другой стороны, погоревать над незавидным положением подданных шведского короля, вынужденных терпеть насилие над своим суверенитетом. На самом же деле это снова вопрос психологии. А точнее – той опасной черты, у которой мы все сейчас находимся.

        Сразу же возникают вопросы: что этот самолет там вообще делал (Украина не в той стороне), что он такого хотел увидеть, что не видно со спутников, и почему так феерично сбежал в пока нейтральную Швецию?

        Вроде бы в эпоху спутников и беспилотников использование такого старорежимного способа разведки территории противника, как крупный самолет, – бессмысленная трата ресурсов. К тому же влекущая существенные политические и репутационные потери. Но и страны НАТО с одной стороны, и Россия с Китаем с другой упорно продолжают использовать этот способ в ситуациях, когда его, казалось бы, можно было бы и избежать. Правда, этот взаимный троллинг до самого последнего времени использовался в основном на Дальнем Востоке, где и пространства больше, и скорости выше.

        Чего стоят, например, регулярные «налеты» российских бомбардировщиков на остров Мидуэй, а вот совсем недавно – и вовсе на Сан-Диего, Калифорния, крупнейшую базу американского флота на Тихом океане. Но в пространстве двух «луж» – Балтийского и Черного морей – такие увлекательные аттракционы слишком опасны и непредсказуемы.

        Авиация, в том числе и гражданская, была единственным средством обеспечения потребностей визуально-образной разведки вплоть до 80-х годов. Например, первый спутник, который имел прямую обратную связь для передачи на землю фотоматериалов, был выведен США на орбиту только в декабре 1976 года. Это было огромным прорывом, поскольку этот спутник (KH-11) мог передавать материалы на землю через несколько часов после прохождения над объектом. До запуска этого аппарата отснятые пленки со старых спутников в прямом смысле слова сбрасывали с орбиты в коробках над Тихим океаном, и самолеты со специально обученными экипажами ловили эти коробки на лету приспособлениями, похожими на корзины. Поймать удавалось в одном случае из пяти.

        Но все равно новые спутники только лет через десять научились передавать информацию в режиме реального времени, их орбиты крайне сложно было изменить, время прохождения над объектами легко вычислялось, летали они так низко, что их можно было просто увидеть с земли, и все, что секретно, надо было минут на десять накрыть брезентом. Во второй половине 70-х и в 80-х эти спутники все-таки давали определенный эффект, поскольку «освещали» обстановку в тех районах СССР, куда невозможно было дотянуться агентурной разведкой или как раз с самолетов.

        НАТО ведь в тот период имело самое туманное представление об объектах, которые сейчас можно чуть ли не на туристических картах найти: заводах, зданиях НИИ, складах, атомных станциях, железнодорожных ветках, причалах военных баз. А до спутниковой эры полеты различных модификаций U2 вообще были едва ли не единственным способом получения визуально-образной информации, которую еще расшифровать надо было уметь.

        В этот же период значительная часть американской орбитальной группировки была переориентирована на поиск советских подводных лодок, а само обозначение KH – keyhole («замочная скважина») – вообще стало восприниматься как именно противолодочная программа. Это несколько не так: «замочная скважина» – просто закрепившееся название всей американской орбитальной группировки (сейчас это более 400 аппаратов, на которых стоят различные системы наблюдения и фиксирования, спроектированные для разных объектов и целей).

        Их назначение менялось в разные исторические эпохи. Например, в расслабленные 90-е годы ЦРУ забросило не только агентурную разведку, но и часть спутниковой программы. Визуальная информация со спутников-шпионов продавалась в коммерческих целях. Например, много разнообразной рыбы, особенно норвежской сельди и австралийского тунца, было поймано «по наводке» спутников «замочной скважины». А экологические организации разной степени экстремизма с помощью спутников-шпионов следили за уровнем планктона в озере Виктория.

        Переориентировать всю эту махину обратно на Россию просто путем нажатия одной кнопки, как в голливудском фильме со Стивеном Сигалом в роли незабвенного кока, не удастся. Кроме того, даже американской орбитальной группировки в ее нынешнем состоянии не хватает, чтобы обеспечивать все политические и военные потребности текущего момента. В этом контексте, кстати, довольно нелепо выглядят злорадства российских либералов об «отсталости» и «незначительности» российской орбитальной группировки. Проблема есть, но она решается, и как раз нашим – не столь глобально завышенным, как у США – потребностям эта группировка пока отвечает. Увеличивать ее и количественно, и качественно, безусловно, надо, но никакой трагедии нет.

        Практика же использования гражданских самолетов в период холодной войны была обычным делом, о котором страны НАТО теперь не очень любят вспоминать. Не надо было даже создавать поддельные авиакомпании (хотя и это было, только для несколько иных целей). Надо было просто договориться с пилотами (порой просто на частном уровне и на коммерческой основе) какой-нибудь не слишком известной авиакомпании, чтобы те «случайно» отклонились от курса. На самолет вешали фотоаппаратуру – и в добрый путь.

        Советская ПВО реагировала крайне жестко, хотя бюрократическая машина принятия решения и могла пробуксовать час-два, пока крупный гражданский самолет продолжает лететь там, где лететь нельзя. Их сажали или сбивали. Наиболее напряженная воздушная обстановка в те годы была над Карелией и Мурманском, а также в пространстве ГДР. ПВО Восточной Германии также не церемонилась. Поднимались перехватчики, которые физически отжимали непрошеных гостей от закрытых зон. Это происходило практически открыто, на виду у всех, пассажиры самолетов фотографировали из иллюминаторов советские и восточногерманские МИГи и вообще воспринимали происходящее как аттракцион. Хотя на самом деле это был чудовищный и неоправданный риск жизнями ни в чем не повинных людей.

        Специально оборудованные самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) действовали и действуют с большого расстояния, а не стремятся получить именно визуально-образную информацию. Даже с переходом на беспилотники они остаются незаменимым элементом тактической и стратегической военной разведки. Помимо обычного просвечивания территории и получения некоего объемного радиоэлектронного силуэта противника, самолеты РЭБ сами «нарываются» на активность ПВО, чтобы определить место нахождения осветившего их радара и его тактико-технические характеристики. Часто для этой цели напрямую используют быстроходные истребители, но очень уж такое поведение может смахивать на провокацию. А крупные, тихоходные и неповоротливые самолеты РЭБ – просто огромная мишень, которую грех не поймать на радаре.

        В нашем пока последнем случае американец формально летел над международными водами и вроде как ничего такого уж страшного не совершал. Принципиально ничего нового он узнать не мог, скорее всего, этот полет был не столько провокационным, сколько плановым. Неплановой оказалась реакция российской ПВО и ответная паника американского экипажа. Российские самолеты давно уже никого над Балтийским морем не гоняли – пространства там мало, сильно не разгонишься. Да и, повторюсь, в этом нет никакого уж такого особенного смысла. Но перехватчик с Калининградской области поднялся, а американский экипаж на полном серьезе воспринял это как настолько явную угрозу, что предпочел отвернуть в Швецию.

        А вот это и есть та самая опасная психологическая деталь, о которой мы говорили вначале. Американский экипаж действительно испугался российского перехватчика. Это не показатель трусости или малодушия экипажа. Просто нервозность в воздухе и на воде сейчас уже подступила к тому «шагу к обрыву», за которым уже нет возврата. Возможно, российский перехватчик грамотно отжал американца от воздушного пространства Польши и Дании, стран – членов НАТО, именно на северо-запад, вглубь нейтральной Швеции. Но американец предпочел не искушать судьбу, особенно на фоне очередных крупномасштабных маневров российской истребительной авиации в целом. А не только морских перехватчиков над Балтикой.

        Вроде бы. Конечно, пусть их. Летают себе – и ладно, делают свою работу точно так же, как и наши аналогичные самолеты. В этом нет большой беды, если быть к этому готовым в профессиональном плане. Но вот психологическую и эмоциональную готовность ни в каких уставах не пропишешь и никакими тренировками не накачаешь. Обстановка не только на украинском участке, но и вообще по всему периметру границ России очень быстро превратилась в куда более взрывоопасную, чем даже во времена холодной войны. И нервозность эта в первую очередь захватила как раз наших контрагентов, которые предпочитают пойти на политический скандал и репутационные потери, только бы не сближаться с российским перехватчиком в нейтральной зоне. И это по-настоящему огорчает. Поскольку мы не пугаем. Они сами пугаются.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............