Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевВыбить дурь
ФСКН предложили взять под контроль оборот алкоголя
В четверг директор ФСКН Виктор Иванов заявил газете ВЗГЛЯД, что его ведомство – полицейское, поэтому брать на себя лечение наркоманов – не в его компетенции. Напомним, что информация о том, что ФСКН хочет взять на себя вопросы профилактики и реабилитации наркоманов, появилась накануне и вызвала среди наркологов негодование.
О том, что врачи возмущены предложением передать ФСКН функции реабилитации наркоманов, газета ВЗГЛЯД писала в среду.
Конфликт мог бы усугубиться, но в четверг в Общественной палате прошло заседание Общественного совета при ФСКН, комиссии ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов и правозащитной организацией «Комитет за гражданские права», на котором некоторые точки в этой запутанной истории были расставлены над «i».
Чтобы не били
Те чудовищные вещи, которые сейчас творятся с оборотом алкоголя, не менее трагичны, чем проблема оборота психоактивных веществ
В зале Общественной палаты было не протолкнуться от желающих высказаться – к микрофону записались несколько десятков человек. Наркополицейские, представители общественных организаций и медики, по словам одного из участников мероприятия, собрались, чтобы сделать шаг навстречу друг другу. Несмотря на то что все делают одно общее дело, а именно – борются с наркоманией и наркомафией, нестыковок и сложностей во взаимодействии предостаточно. И поначалу речь зашла вовсе не о злополучном законопроекте. Самой главной претензией общественников, получивших прямой доступ к главному наркополицейскому Виктору Иванову, было то, что на языке чиновников называется «превышением полномочий», а на общедоступном языке – «провокациями» и «избиениями».
«За нашей деятельностью осуществляет надзор соответствующее подразделение прокуратуры, которое регулярно истребует наши дела – как оперативные, так и следственные. Причем на разных стадиях. Но, конечно, есть и нарушения. И есть реакция общества», – признал глава ФСКН Виктор Иванов.
По словам Иванова, департамент собственной безопасности ФСКН России в прошлом году рассмотрел 550 жалоб и обращений граждан.
«Конечно, часто приходится применять силовые действия при задержании преступника. Но есть и факты незаконных действий со стороны сотрудников наркоконтроля. Каждый такой случай мы рассматриваем отдельно», – сказал глава ФСКН.
- Юрий Вяльба: Повод для коррупционных схем
- Глава Гватемалы предложил создать госрынок наркотиков
- В крови Уитни Хьюстон нашли кокаин и марихуану
- Глава ФСКН опроверг причастность заместителя к наркоторговле
- В Госдуме выступили против уголовного наказания для наркоманов
Статистика за прошлый год, приведенная Виктором Ивановым, такова: по фактам нарушения закона об оперативно-розыскной деятельности в ходе оперативно-розыскных мероприятий – 149 обращений граждан, по нарушению законодательства при проведении предварительного следствия – 87 обращений, по фактам совершения коррупционных преступлений – 109 обращений. Но в эту статистику вошли только те случаи, когда граждане все же решили пожаловаться на наркополицейских.
Перевоспитать сотрудников, как пояснил Иванов, в один день невозможно. И уж тем более невозможно это сделать, проводя профилактические беседы. Но есть вполне действенные способы. Например, видеозапись задержаний.
«Надо запретить уклонение от аудио- и видеофиксации оперативно-розыскных мероприятий. Но это вина не ФСКН, а нашей сегодняшней судебной системы. Потому что еще в 1995 году невозможно было бы представить, что дело по наркотикам поступило в суд без аудио- и видеосопровождения. Сегодня судебный стандарт упал, суды принимают все, что угодно», – считает председатель общественной правозащитной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин.
Рассказал Бабушкин и о некоторых случаях, когда сотрудники ФСКН вели себя, мягко говоря, недостойно. Например, за одним московским студентом в течение года ходил некий человек, звонил ему на мобильный телефон более 150 раз и очень сильно просил помочь найти какого-нибудь наркосбытчика. В конце концов называется какой-то адрес, организовывается контрольная закупка, и... студента задерживают в качестве наркоторговца.
Без закона
Эксперты высказывались о том, что нарушения прав человека в ходе борьбы с наркотиками происходят не только из-за недобросовестных полицейских. Проблема глубже – нет закона о ФСКН, не существует норм, которые бы определяли права и обязанности сотрудников ФСКН, не регламентирована процедура той же проверочной закупки, а соответственно, нет границы между собственно закупкой и провокацией и, что очень важно, нет запрета на проведение ведомственной экспертизы.
#{interviewsociety}Нехватка правовой базы создает массу проблем. По большому счету, непонятно, чем и как может заниматься ФСКН, а что ее сотрудникам категорически запрещено. Именно из-за этого правового несовершенства вполне возможно расширение полномочий ФСКН, затрагивающее интересы других ведомств.
Через час после начала заседания речь зашла и о законе, который стал для наркополицейских и наркологов камнем преткновения.
«Когда в рекомендациях (проект рекомендаций Общественной палаты РФ, представленный на слушаниях в ОП в четверг – прим. ВЗГЛЯД) я читаю в 20-м пункте, что надо предоставить ФСКН право заниматься реабилитацией наркоманов, мне смешно, потому что это нелепость какая-то. Виктор Петрович ведь сегодня напомнил, что он руководит силовой структурой, полицейской организацией. При чем здесь лечение наркоманов?!» – возмутился президент российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков.
Его поддержал и главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн.
«Я не буду залезать на чужое поле, там много юридических вопросов. Но пункт 20-й проекта выглядит инородным телом. В нем предлагается лечение и реабилитацию больных наркоманией отдать ФСКН, со всеми вытекающими последствиями. Министерство здравоохранения категорически не может с этим согласиться. Это совершенно нереальная ситуация. В этом пункте собрано все: и реабилитация больных, и реабилитация сельскохозяйственных культур, и административные правонарушения. Мне кажется, что этого пункта вообще не должно быть в проекте рекомендаций», – заявил Евгений Брюн.
Наркополицейские от законопроекта открестились.
Глава ФСКН, отвечая на вопросы газеты ВЗГЛЯД, заверил, что ведомство вовсе не собирается брать на себя функции врачей.
«ФСКН – полицейское ведомство, брать на себя лечение и реабилитацию наркоманов было бы неправильно. Законопроекта на эту тему нет. Есть лишь рекомендации ОП. Но эта инициатива исходила не от руководства ФСКН. От кого именно? Не могу сказать. Возможно, это предложил кто-то из правозащитников», – сказал Виктор Иванов газете ВЗГЛЯД.
Врачам, похоже, удалось отбиться от посягательств на их вотчину. Но не исключено, что ФСКН сможет объединить свои усилия с Росалкогольрегулированием. По крайней мере прозвучавшее предложение не вызвало возражения у присутствовавших на слушаниях в ОП.
«Алкоголь и наркотики – это сообщающиеся сосуды, это единая проблема, ее нельзя разрывать. Те чудовищные вещи, которые сейчас творятся с оборотом алкоголя, не менее трагичны, чем проблема оборота психоактивных веществ. И когда мы видим, как заводы отчитываются о загруженности на 10–15%, но работают при этом в три смены, то понятно, что там производится контрафактная продукция. Но Росалкогольрегулирование не может посчитать мощности!
И вот этот вал психоактивного вещества, трагичного для судьбы нашего общества, продолжает нас захлестывать. Я очень ценю усилия ФСКН по контролю за легальным оборотом наркотиков, я вижу, насколько это профессионально и эффективно. Так почему не поручить ФСКН контроль за легальным и нелегальным, как выясняется, оборотом такого важнейшего психоактивного вещества, как алкоголь? Я считаю, что надо объединить Росалкогольрегулирование и ФСКН», – предложил Олег Зыков.
Наркополицейские пока ни утвердительного, ни отрицательного ответа не дали.