Глеб Простаков Глеб Простаков Формулой мира станет экономический раздел Украины

Украина может стать не просто линией разграничения и буфером для России и США, но и местом, которое связывает противостоящие стороны взаимными коммерческими интересами – своеобразными предохранителями от дальнейшей эскалации противостояния. По крайней мере, в этой части мира.

7 комментариев
Федор Лукьянов Федор Лукьянов Отношения России и США вернули к «заводским настройкам»

Сейчас происходит сброс данных обратно до настроек базового уровня. Либеральный миропорядок признан завершенным. Классическое соперничество великих держав США объявили главным содержанием международной политики.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв В Мюнхене не осталось места для умственной жизни

За время своего существования Мюнхенская конференция прошла путь от настоящей консолидации Запада на интеллектуальном уровне до площадки для интриг внутри сообщества, пока еще претендующего на то, чтобы управлять остальным миром.

2 комментария
10 августа 2010, 21:45 • Общество

«Ни стыда, ни совести не имеют»

Тимофей Нижегородцев: Это уже уголовное преступление

«Ни стыда, ни совести не имеют»
@ РИА "Новости"

Tекст: Виктория Тарасенко, Андрей Резчиков

Президент России Дмитрий Медведев потребовал сурово наказать причастных к махинациям с покупкой медтехники, цены на которую завышались на десятки миллионов рублей. По результатам проверки нарушений уже заведено 17 уголовных дел. О том, почему происходят эти махинации и что необходимо сделать для их устранения, газете ВЗГЛЯД рассказали в Федеральной антимонопольной службе.

Во вторник президент России Дмитрий Медведев приказал прокуратуре и Следственному комитету при прокуратуре России (СКП) привлечь к ответственности чиновников, которые причастны к махинациям при закупке медицинского оборудования в регионах. Как передает пресс-служба Кремля, об этом глава государства заявил на встрече в Сочи с руководителем контрольного управления президентской администрации Константином Чуйченко.

«Они просто ни стыда, ни совести не имеют»

Прежде всего, необходимо разработать подходы, определяющие взаимозаменяемость аналогичного оборудования

Впервые о махинациях при закупке оборудования президент говорил в июне. Тогда Чуйченко сообщил главе государства, что одни и те же томографы приобретаются в разных регионах по сильно различающимся ценам.

На этот раз Чуйченко сообщил детали. Выяснилось, что цены при закупке регионами медицинского оборудования были сильно завышены. В рамках правительственной программы были закуплены 170 томографов на общую сумму 7,5 млрд рублей. Оказалось, что цены на томографы в Ростовской области доходили до 90 млн рублей, а в Самарской и Курской областях – до 50 млн при реальной цене от 16 млн. В Калининграде томографы покупались выше рыночной стоимости на 19 млн рублей. По словам Чуйченко, по итогам проверки возбуждено 17 уголовных дел.

«Таким образом, прибыль посредника составляла иногда 55 млн рублей», – заметил Чуйченко. По его словам, «конкурсная документация формировалась с нарушением, и, соответственно, зачастую основная задача этой документации – исключить честную конкурентную борьбу между производителями».

По мнению Медведева, подобные махинации – «не коррупционная составляющая, а абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег». «При этом люди, которые это все устраивают, они просто ни стыда, ни совести не имеют. Понятно, что во время поставок существуют фирмы-посредники. Они должны иметь свою прибыль, но нигде эта прибыль не измеряется сотнями процентов, да еще и на какой теме – на здравоохранении», – отрезал Дмитрий Медведев.

Президент заявил, что этого «терпеть больше нельзя», так как вызывает «дикую ненависть наших людей» и создает «отрицательный авторитет у нашей страны». «Это роняет престиж государства и нашей экономики», – считает он, добавив, чтобы больше «этой вакханалии не было».

«Я лично дам указание генпрокурору и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое, серьезное наказание», – заявил Медведев.

Президент поручил Чуйченко контролировать ситуацию и «провести качественную поверку ранее принятых решений» губернаторами и «кто понес какую ответственность». Через «несколько месяцев» Чуйченко должен подготовить очередной доклад о том, «что происходит».

«Самое главное – сделать так, чтобы эта система бесконтрольной закупки дорогостоящих приборов, медицинских средств, оборудования и других, кстати, технических средств (речь идет не только о закупках по системе здравоохранения) была разрушена. Займитесь этим и лично мне докладывайте», – заявил президент.

Генпрокурор России Юрий Чайка уже отреагировал на слова президента, пообещав лично контролировать расследование по факту нарушений при закупке томографов.

Также Медведев поручил правительству подготовить изменения в законодательство по размещению заказов на закупку медицинского оборудования по ценам производителей. В итоге должна быть сформирована эффективная система мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков медоборудования. Еще президент потребовал разработать унифицированные технические требования к закупаемому оборудованию. Эти поручения должны быть исполнены к февралю 2011 года.

«Нет принципов определения взаимозаменяемости»

Я лично дам указание генпрокурору и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое, серьезное наказание

Как выяснила газета ВЗГЛЯД, тема с махинациями при закупках государством медицинской техники ранее уже поднималась Федеральной антимонопольной службой. По итогам расследования, которое проводила ФАС, выяснилось, что оборудование и расходные материалы для государственных нужд приобретаются заказчиком по завышенным ценам. При этом техническое задание формируется таким образом, чтобы исключить возможность участия в аукционе компаний, производящих аналогичную конкурентную продукцию.

Схема проста: требования, которые выставляются к желающим принять участие в аукционе по продаже государству того или иного оборудования, предельно детализируются – при этом учитываются не только значимые параметры, но и не имеющие принципиального значения.

О том, каким образом впустую тратятся миллионы рублей и что нужно сделать для пресечения этой практики, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.

ВЗГЛЯД: Тимофей Витальевич, насколько известно, в основу расследования, которым занимаются сейчас контрольное управление администрации президента и Генеральная прокуратура, легли материалы Федеральной антимонопольной службы. Это так?

Тимофей Нижегородцев: Этой проблемой занимались не только мы, но в том числе и мы.

ВЗГЛЯД: Как удалось обнаружить нарушения?

Т. Н.: С помощью мониторинга цен. Плюс жалобы конкурентов, которых не допускают к госзаказам.

Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев

Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев

ВЗГЛЯД: Удивляет то, что на покупку оборудования проводились тендеры, что, как считается, не позволяет реализовывать коррупционные схемы. Тем не менее все равно переплачивались десятки миллионов рублей. В чем проблема?

Т. Н. На самом деле, это системная проблема. У нас нет принципов определения взаимозаменяемости аналогичного оборудования. Допустим, есть томографы одного и того же ряда: 16-срезовые, 32-срезовые, 64-срезовые. При этом они аналогичные. Для частного инвестора это оборудование разных марок является взаимозаменяемым. Но заказчики в сфере госзаказа сразу находят массу разных особенностей у аналогичного оборудования.

ВЗГЛЯД: Эти особенности они находят в чьих-то интересах?

Т. Н.: Конечно. Они формируют заказ под конкретного производителя. А другие участники – конкурирующие марки – не могут участвовать в тендере. Доходит до того, что, например, не подходит размер стола, отсутствуют какие-то второстепенные функции или лампочки не тех цветов. То есть находят второстепенные особенности, которые не влияют на фундаментальные функции оборудования, и «затачивают» госзаказ под конкретного производителя. А если заказ уже «заточен» под производителя, то тогда дистрибьютору оборудования вообще нет смысла снижать цену. Более того, есть смысл многократно ее увеличить, чтобы «рассчитаться за услуги» с теми, кто формировал заказ.

ВЗГЛЯД: Как этого избежать?

Т. Н.: Прежде всего, необходимо разработать подходы, определяющие взаимозаменяемость аналогичного оборудования.

ВЗГЛЯД: То есть они до сих пор не разработаны?

Т. Н.: Не разработаны, и все этим пользуются при закупке лекарств и оборудования. ФАС России в отсутствие разъяснений Минздравсоцразвития самостоятельно начала работу по определению взаимозаменяемости. У нас сейчас вышло первое разъяснение с определением взаимозаменяемости диализного оборудования.

ВЗГЛЯД: Когда будут разработаны общие критерии ФАС по оборудованию?

Т. Н.: На каждый вид оборудования уходит по три месяца. Требуется заслушать экспертов, медицинское сообщество и представителей компаний. После этого мы выдаем заключение, что оборудование с таким-то набором характеристик является взаимозаменяемым и в конкурсной документации нельзя указывать определенные дополнительные характеристики, которые устраняют взаимозаменяемость этого оборудования.

ВЗГЛЯД: Но ведь так уйдет много времени на разработку критериев...

Т. Н.: Этот путь мы в любом случае должны пройти. Других ходов нет. Допустим, мы рассмотрели оборудование по диализу. Что такое искусственная почка? Это насос, кровопроводящие пути и фильтр. Больше там ничего нет. Все это в высокой степени одинаково у десятков производителей. Что делают недобросовестные госзаказчики? Они начинают говорить, что фильтр и насос должны быть такого-то размера. А в реальности врачи могут пользоваться облегченным видом оборудования даже без функции измерения давления. Хотя мы в своем решении пишем, что функция измерения давления должна быть. То же самое по томографам и лекарствам, где есть свои особенности.

ВЗГЛЯД: А можно ли считать, что пока нормы по взаимозаменяемости по оборудованию отсутствуют, то по большому счету в действиях недобросовестных чиновников, устанавливающих дополнительные требования, нет нарушения закона?

Т. Н.: Нарушение закона есть. Да, с одной стороны, отсутствуют разъяснения Минздрава о взаимозаменяемости определенных видов оборудования и лексредств, с другой стороны, закон запрещает «затачивать» документацию под конкретного производителя, тем самым ограничивая конкуренцию.

При затачивании госзаказа на определенного производителя есть штрафные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения мы постоянно выносим решения. Но для одного должностного лица максимальный штраф составляет 50 тыс. рублей. А разница при стоимости оборудования равняется десяткам миллионов рублей. Наши штрафы здесь не работают, здесь работает только уголовное наказание.

Это сегодня и дал понять президент. Он не верит в то, что увеличение на 55 млн рублей стоимости оборудования, которое стоит 19 млн, – досадное недоразумение или ошибка. Очевидно, что здесь имеется умысел и коррупция. Поэтому он приказывает разобраться в этом Генпрокуратуре, поскольку это уже уголовное преступление, причем довольно тяжкое.

..............