Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
17 февраля 2009, 13:30 • Общество

«Красных кхмеров» начали судить

"Красные кхмеры" предстали перед судом

«Красных кхмеров» начали судить
@ Reuters

Tекст: Оксана Бойко

В Пномпене начался суд над одним из идеологов компартии, члены которой подозреваются в геноциде трети населения Камбоджи. Международный трибунал под эгидой ООН обвиняет Каинг Гуек Еаву по прозвищу Дуч (Голландец) в создании тюрьмы пыток и преступлениях против человечности. 66-летний член маоистского движения стал первым фигурантом суда в истории этого режима. Вслед за Голландцем на скамье подсудимых окажутся еще пятеро лидеров «красных кхмеров».

Каинг Гуек Еав, который возглавлял тюрьму Туол Сленг во время правительственного режима 1975–1979 годов, был доставлен к зданию суда на бронированном автомобиле.

Справедливость, которой ждали 30 лет, становится все ближе

За период с 1976-го по 1979 год около 17 тысяч мужчин, женщин и детей были помещены в эту тюрьму, где их пытали и убивали. Лишь немногие из них вышли на свободу, пишет The Times.

Один из выживших в том кошмаре ребенок, а теперь 39-летний Фэл будет свидетелем преступлений перед человечностью в судебном процессе. Ему было восемь лет, и он содержался со всеми в известной тюрьме, когда вьетнамцы ворвались в Пномпень, чтобы покончить с режимом «красных кхмеров», сообщает Sky News.

«Это великий день для всего камбоджийского народа, так как справедливость, которой ждали 30 лет, становится все ближе», – приводит BBC слова представителя трибунала Рича Самбата.

Суд обвиняет Голландца в личном руководстве и наблюдении за систематическими пытками заключенных, преступлениях против человечности, грубых нарушениях Женевской конвенции 1949 года. 66-летний Каинг Гуек Еав, который последние десять лет находится в военной тюрьме, согласился на сотрудничество со следствием.

Трибунал рассчитывает на новые подробности расследования, так как вслед за Голландцем перед судом предстанут еще пять лидеров «красных кхмеров», в том числе Нуон Чеа и Кхиеу Самфан.

«Это первое слушание представляет собой значительное усилие по установлению справедливого и независимого суда для тех, кто занимает высокие посты», – сказал главный судья Нил Нонн на открытии заседания суда, передает France-Pressе.

Стоит отметить, что дожившие до этих дней члены маоистского движения входили в число идеологов, но не были основателями режима. Пол Пот, руководитель «красных кхмеров», умер в 1998 году в джунглях и в руки правосудия так и не попал. После смерти Пота властям сдался военный командир кхмеров Та Мок по прозвищу Мясник, но до суда, намеченного на этот год, он не дожил, скончался в 2006 году в госпитале от туберкулеза.

Напомним, коммунистическая диктатура «красных кхмеров» считается одним из самых кровавых режимов XX века. В заключениях народно-революционного трибунала Кампучии по делу о преступлениях «красных кхмеров» значится, например, такой пункт: «Используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку, чтобы убивать как можно больше за раз. Они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками либо скармливали их крокодилам».

В этом военизированном движении состояли в основном подростки 12–15 лет, набранные Пол Потом для «борьбы с империализмом». В рамках этой «борьбы» в стране были закрыты школы, поликлиники и абсолютно все производства. Население было насильно согнано в коммуны для работы на рисовых полях. Причем рабочий день составлял 18–20 часов и касался абсолютно всех. Тех, кто не мог убирать рис в силу болезни или возраста, заставляли по ночам держать над работающими факелы.

К смерти приговаривали за малейшую провинность. Например, за сорванное яблоко, за ребенка, рожденного без одобрения коммуны, или за ношение очков (последних подозревали в том, что у них есть высшее образование, а такие люди подлежали уничтожению).

К концу правления «красных кхмеров» экономика страны находилась в абсолютном коллапсе. Даже казни в целях экономии «кхмерам» приходилось совершать без применения огнестрельного оружия, людей закапывали заживо или перерезали им горло пальмовыми листьями.

Для поднятия экономики Пол Пот не придумал ничего лучше, чем объявить войну Вьетнаму. Дополнительно в стране были введены казни по национальному признаку, и «красным кхмерам» было приказано уничтожить всех этнических китайцев и вьетнамцев.

Вскоре вьетнамские войска без особого труда заняли Пномпень, остатки «красных кхмеров» укрылись в джунглях. На протяжении 20 лет они вели партизанскую войну с официальной властью, но после смерти Пол Пота движение деградировало. Остатки его до сих пор скрываются в джунглях, промышляя разбоем и контрабандой.

В целях окончательного прекращения гражданской войны некоторым высокопоставленным деятелям организации (компартия Камбоджи) была предоставлена амнистия, и ряд «умеренных красных кхмеров» даже занимают сейчас в монархической Камбодже высокие государственные посты.

Тот же Та Мок был похоронен с высокими почестями и согласно буддийским традициям, хотя любые религии при «красных кхмерах» были запрещены, а за оплакивание мертвых полагалась смертная казнь.

О суде над наиболее одиозными личностями в правительстве Пол Пота ООН и официальный Пномпень не могли договориться на протяжении пяти лет. Организация объединенных наций настаивала на том, чтобы подозреваемых в геноциде судил Международный суд на нейтральной территории. Камбоджийские власти считали, что судить «красных кхмеров» необходимо в Пномпене с привлечением местных юристов. Договорились только в 2003 году, когда большинство фигурантов дела уже умерли от старости.

Ожидается, что на первом заседании, которое носит, скорее, ознакомительный характер, будет присутствовать несколько тысяч человек. Основные слушания пройдут в марте, а вердикт трибунала огласят в сентябре этого года.

..............