Игорь Караулов Игорь Караулов Гуманизму есть место на фронте

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в той картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить так: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой. Это, помимо прочего, означает, что мы собираемся перешагнуть через военное время и жить дальше. Этим солдат отличается от убийцы.

2 комментария
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

3 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

15 комментариев
3 июня 2008, 14:14 • Общество

Россияне вернулись из Антарктиды

Исследователи рассказали правду об Антарктиде

Россияне вернулись из Антарктиды
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД в морском порту Петербурга в понедельник встречал ученых с научно-исследовательского судна «Академик Федоров». Исследователи не видели родных долгих 7 месяцев. За их плечами – кругосветная экспедиция, уникальная во многих отношениях. Но перед тем как разъехаться по домам, они успели рассказать о работе, быте и досуге на ледяном континенте.

Об уникальности нынешнего путешествия судна «Академик Федоров» корреспонденту газеты ВЗГЛЯД поведал руководитель 53-й сезонной российской антарктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Вячеслав Мартьянов.

Самым глобальным открытием стало само открытие Антарктиды. Сейчас времена другие. Мы просто занимаемся сложной, трудоемкой работой

«Эта экспедиция была связана с выполнением программ Международного полярного года, но не только. Было отработано огромное количество программ, одно их перечисление займет очень много времени. Достаточно сказать, что доклад об экспедиции занимает 1700 страниц, – сообщал он. – О каких-то глобальных научных открытиях я вам, наверное, ничего не скажу. Самым глобальным открытием стало само открытие Антарктиды.

Сейчас времена другие. Мы просто занимаемся большой, сложной, трудоемкой работой. Проведено множество самых разных исследований, мы расконсервировали две станции, оставленные около 20 лет назад. Так что проделана не только важная научная работа, но и решены важные логистические задачи. «Академик Федоров» впервые после 1980-х годов обошел вокруг Антарктиды. Пожалуй, нынешнее путешествие по объему задач было самым сложным».

Газета ВЗГЛЯД уже сообщала, что экспедиция была омрачена смертью на борту «Академика Федорова» строителя из Петербурга. Ряд источников называли причиной смерти побои, полученные в драке.

Вячеслав Мартьянов полностью опроверг эти домыслы: «Ничего такого не было. Вокруг этого случая был поднят какой-то нездоровый ажиотаж. На самом деле человек просто болел. У него, как потом показало вскрытие, было тяжелое легочное заболевание. Но он такой человек, что работал с этим до самого конца и, только когда совсем стало плохо, обратился в медпункт. Но было поздно».

О том, какие тяготы переживают полярники в Антарктиде и какие развлечения есть на ледяном материке, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал геолог Павел Лунев: «Я в Антарктиде уже во второй раз. Ее либо принимаешь и ездишь туда снова и снова, либо не принимаешь совсем. После такого длительного путешествия, конечно, накапливается усталость. Друзья, например, зовут куда-то на природу выехать, но ничего не хочется. Хочется просто полежать дома на диване».

Тягот и лишений на ледяном континенте хватает. Нынешнее лето (у нас в это время зима. – Прим.) в Антарктиде выдалось холодным. В этом году там было мало теплых дней. Хотя, когда светит солнце, бывает очень даже тепло – полярники ходят в одних футболках.

На станциях созданы относительно комфортные условия. Люди живут в домиках, сделанных из нескольких слоев фанеры с утеплителем внутри, внутри каждого строения – печка и два уровня полатей. Но исследователи редко проводят время на станции. Геологи, к примеру, ходят на длительные полевые работы, которые могут длиться и по два месяца. В это время они живут в палатках.

«Палатки эти специальные, не те, с которыми ходят в походы в средней полосе России. Это мощные сооружения с металлическим каркасом, байковой подкладкой изнутри и чем-то вроде брезента снаружи. Но сильный ветер может сдуть даже ее. Особенно страдает туалетная палатка. Обычно для этих целей выбирается самая плохонькая, в которой никто не будет жить, поэтому и рискует она больше других».

Выходных в Антарктиде нет: «Суббота и воскресенье такие же дни, как и все остальные, – говорит геолог. – При этом какого-то жесткого графика работы у нас нет. Мы не смотрим постоянно на часы. Работа найдется всегда».

По словам Павла Лунева, работа и есть главное развлечение для полярников: «Кто-то по вечерам в палатке диссертацию пишет, кто-то читает, благо полярный день позволяет это делать. Почти у всех есть ноутбуки – смотрим фильмы, бывает, что по два за вечер, кто-то пасьянс раскладывает, с помощью спутникового телефона можно настроить Интернет, отправить родным сообщение по электронной почте. В этом смысле все очень удобно. Да и со станции за небольшую плату можно позвонить на родину».

О коньках и лыжах, которые, казалось бы, должны быть наиболее востребованными у полярников, здесь практически не вспоминают.

По словам Лунева, кататься здесь достаточно проблематично, да и опасно. В прошлом были неприятные случаи, так что от этой затеи решили отказаться. А на коньках кататься вообще негде. Весь лед очень неровный.

Полярники – это особое братство. Особого обряда посвящения в полярники наш собеседник не проходил. Но когда в первый раз пересекал на судне экватор, то не избежал общей участи для новичков и получил благословение от Нептуна.

Бывалые моряки тогда нарядились чертями и устроили начинающему исследователю чистилище – человек должен был пробраться по узкому коридору, где висели всякие банки, бутылки и тряпки.

А в заключение театрализованного действа посвященный получал печать… на заднее место.

..............