24 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 05:40  |  vz.ru

Главная тема


Москва должна искать ответ на санкции и новые реалии мировой политики

«не замороженный конфликт»


Спецпредставитель Госдепа посетил Донбасс и заявил о «горячей войне»

режим шума


Порошенко пригрозил России усилением западных санкций

«стал очень сварливым стариком»


Соперница Маккейна в Аризоне призвала больного раком сенатора уйти из политики

малозатратный транспорт


В Китае в тестовом режиме запущен «небесный поезд» (видео)

положил паспорт на стол


Аннулировано гражданство РФ содиректора «Ведомостей»

«совокупные возможности»


Американский генерал назвал Россию «огромной угрозой»

российский посол


Кисляк завершил миссию в США

«Он думал о своих тараканах»


Лоза обвинил покончившего с собой солиста Linkin Park в предательстве

«Зачем нам чтить Императора»


Сергей Худиев: Мы не можем восстановить династию, но мы хотя бы можем признать ее уничтожение – преступлением

Война в Сирии


Павел Волков: Почему Израиль против перемирия?

радикальная прослойка


Денис Селезнев: Аналогичное ядро существует не только на Украине, но даже и в Российской Федерации

на ваш взгляд


Должны ли российские спецслужбы контролировать переписку граждан в интернете, как делают их иностранные коллеги (например, АНБ США)?

День борьбы с потребительским бесправием

Президент ОАГБ Александр Баранов дал эксклюзивное интервью деловой газете ВЗГЛЯД

18 марта 2008, 08:00

Текст: Александр Корнеев

Версия для печати

15 марта Россия вместе со всем цивилизованным миром отметила Всемирный день защиты прав потребителей. Этот день отмечается в годовщину выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в конгрессе в 1961 году. В его тогдашнем выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.

О ситуации вокруг соблюдения этих прав в России корреспондент деловой газеты ВЗГЛЯД побеседовал с руководителем российской общественной организации, которая ведет активную борьбу за права потребителей продовольственной продукции – президентом Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александром Барановым.

– Александр Сергеевич, в своих выступлениях вы часто говорите о том, что одной из главных российских проблем остается слабая информированность населения о том, что содержится в продуктах, которое оно покупает. Эта ситуация остается неизменной?
– Ситуация с информированием населения о составе продуктов такова, что День защиты прав потребителей в нашей стране впору переименовать в «День борьбы с потребительским бесправием». К сожалению, существующее законодательство дает возможность производителям идти на различные хитрости с целью получения максимальной прибыли. Существует очень много уловок, с помощью которых от покупателя скрывают истинный состав продукта. Производители стремятся на этикетках зашифровать или вообще не упоминать элементы, которые могут вызывать тревогу у покупателя. Не будем забывать и о том, как покупателей вводят в заблуждение с помощью рекламы.

Так, например, два года назад ОАГБ удалось вывести на чистую воду одного из крупнейших российских производителей молочных продуктов – ООО «Кампина». Эта кампания в своей рекламе создавала у аудитории впечатление, что продукты «Fruttis-Суперэкстра» – это йогурты, хотя на самом деле они являлись йогуртно-пастеризованными продуктами, то есть товаром с совсем другими свойствами. Мы подали заявление в Федеральную антимонопольную службу РФ, было разбирательство, и «Кампину» признали виновной в нарушении Федерального закона «О рекламе». Бывают в нашей работе и такие прецеденты торжества справедливости. Но они, к сожалению, не могут изменить ситуации в целом. Российских потребителей плохо информируют, а значит, рискуют их здоровьем.

– В прошлом году в российской прессе прогремели результаты вашего мониторинга продуктового рынка России. Вы обнародовали сенсационные результаты проверок сгущенки и глазированных сырков, в которых были найдены серьезные отклонения от стандартов качества. В этом году вы пока еще не презентовали результаты проверок. ОАГБ закрыло это направление своей деятельности?
– Нет, мы и дальше планируем проводить мониторинг продовольственного рынка, который ОАГБ осуществляет с 2004 года. Ведь во время проверок мы подчас обнаруживаем серьезнейше нарушения качества, о которых население должно знать. Например из 12 проверенных наименований сгущенки только четыре соответствовали заявленному качеству, а в некоторых были обнаружены такие элементы, как кишечная палочка и токсин ботулизма. А из 12 наименований глазированных сырков только один соответствовал заявленному качеству. И опять мы столкнулись не только с отклонениями от нормы, но и с опасными элементами. На этот раз в компании с кишечной палочкой оказался золотистый стафилококк. В данный момент мы как раз пытаемся разобраться в последствиях наших прошлогодних проверок. Хотим до конца понять, как реагируют на тревожные результаты проверок различные инстанции и структуры.

– Была ли получена какая-то реакция со стороны государства?
– О результатах нашего мониторинга мы регулярно информируем Роспотребнадзор, его Управление по Москве, Департамент потребительского рынка и услуг столицы. В последний раз мы направили письмо даже прокурору Москвы. Чаще всего мы получаем официальные ответы из московского филиала Роспотребнадзора о том, что по нашему сигналу проведена специальная проверка, но ничего серьезного не обнаружено. В случае со сгущенкой чиновники даже поставили под сомнение компетентность одной из самых уважаемых в Москве лабораторий на базе НИИ физико-химической биологии МГУ, которая проводила анализ продуктов. А после истории с выявлением отклонений в качестве по глазированным сыркам в конце прошлого года московское управление Роспотребнадзора с гордостью написало нам, что провело рейд по торговым точкам и изъяло около 3,5 килограмма сырков, среди которых были даже просроченные. Вот эти 3,5 килограмма – пока наглядный пример борьбы государства за права потребителей. Много ли это – судите сами.

– Вы пробовали посылать сигналы на более высокий уровень?
– Да, мы обращались с открытым письмом в правительство РФ. Ответ пришел из Роспотребнадзора. Сформулирован он был просто издевательски: Роспотребнадзор разделяет мнение ОАГБ о критической ситуации на продовольственном рынке РФ, однако отмечает, что для обеспечения безопасности продуктов в стране создана надлежащая законодательная база, «действуют более 7000 нормативов и методик, принимаются административные меры при выявлении нарушений» и т.д. В общем, всё в порядке – выявляем и наказываем. Михаил Жванецкий в одной из своих известных миниатюр назвал такие официальные реакции «послать в ответ дурочку».

– А как реагируют на результаты ваших проверок сами производители продукции, в которой обнаруживаются отклонения от качества?
– Реакция производителей на наши проверки как нельзя лучше демонстрирует ситуацию вокруг контроля качества продуктов в России. После нашей пресс-конференции об отклонениях от стандартов качества сгущенки, освещенной ведущими российским средствами массовой информации, представители одной крупной кампании направили в СМИ письмо, в котором в не очень корректной форме называли ОАГБ коммерческой организацией, а проведенное исследование – заказным и даже заявляли о намерении подать в суд.

– Вам пришлось отстаивать результаты своих исследований в суде?
– В том-то и дело, что нет. Сделав эти громкие заявления, впоследствии данная компания почему-то передумала с нами судиться. Вместо этого мы могли наблюдать, как подскочили объемы рекламы сгущенки, где она позиционировалась как качественный продукт. Другой молочный «гигант», у которого также в сгущенном молоке были выявлены отклонения от стандартов качества, также поспешил разослать открытое письмо представителям СМИ, в котором сообщалось, что информация, распространенная ОАГБ, не соответствует действительности. При этом никто из этих производителей не обратился напрямую в ОАГБ и не затребовал официальные протоколы исследований.

– Каким вам видится выход из сложившейся ситуации?
– На Западе уже давно поняли, что государство не может полноценно на 100% обеспечить контроль качества пищевой продукции, когда она уже прошла все регистрационные процессы и начала регулярно поступать на прилавки. На этом этапе в большинстве цивилизованных стран становится важной роль общественных организаций, осуществляющих независимый контроль качества на продовольственном рынке. Они не просто проводят проверки и подают сигналы тревоги государству и обществу. Существуют успешно функционирующие системы и методики контроля. Одну из таких моделей ОАГБ как раз и внедряет сегодня в России. Это система добровольной сертификации продукции «Биологически безопасно».

– Это что-то типа системы Знака качества в СССР?
– В нашем случае речь идет об эффективной системе независимого контроля продуктов на безопасность для здоровья потребителя. Знак «Биологически безопасно» присваивается тем продуктам, которые соответствуют принятым в государстве нормам и стандартам. Он подразумевает то, что данный продукт обладает высоким качеством, несет человеку только пользу и не содержит веществ, способных причинить вред и привести в конечном итоге к глубоким и необратимым изменениям в организме человека.

– Каким образом выясняется, что тот или иной продукт достоин носить этот знак?
– Согласно внедряемой нами системе, производители добровольно соглашаются на то, чтобы ОАГБ осуществляло регулярные проверки их продукции на соответствие качеству по максимальному количеству параметров, и по результатам проверок получают или не получают право на знак «Биологически безопасно». При этом проверка продуктов осуществляется компетентными организациями – десятками аккредитованных государством независимых лабораторий как в России, так и за рубежом.

Уже в этом году мы планируем подвести итоги первого этапа внедрения этой новой системы, направленной прежде всего на укрепление линии защиты прав российских потребителей.



 
 
© 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............