Андрей Полонский Андрей Полонский Шестидневная рабочая неделя в Европе – уже реальность

От былого благодушия паразитического капитализма Запада не осталось и следа. Первой пала зелёная энергетика. На очереди – любимая идея сокращенного рабочего времени. Что дальше?

25 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов У глобального сбоя Windows есть политическое измерение

Главный публичный враг Китая и России в американском хайтеке. Инициатор и драйвер всех главных процессов против «влияния Китая и России» в киберпространстве. Наш бывший соотечественник. Сегодня он показал, как выглядит трансформация политического, медийного и силового влияния в деньги и технологии и обратно.

9 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Новый порядок будет с предохранителями

Придумать новую юридическую основу для мира в Европе – задача совершенно не тривиальная. Поэтому доверие в вопросах европейской безопасности должно основываться на физической невозможности для Запада нарушить договоренности.

4 комментария
27 июня 2006, 17:48 • Общество

Обучаемость лучше опыта

Чего ждут работодатели от выпускников вузов

Обучаемость лучше опыта
@ Андрей Луфт/ВЗГЛЯД

Tекст: Константин Филатов

За последние три года пятьдесят российских вузов были лишены лицензии, из них у двадцати образовательных учреждений лицензии отобрал суд. Об этом на пресс-конференции, посвященной новой системе оценки конкурентоспособности российских выпускников, заявил руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. Его коллега, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова отметила, что развитие российского образования тормозят Минфин и правительство РФ.

Как свидетельствует статистика, молодых специалистов набирают в основном двумя путями – через рекламу в СМИ или неформальными путями, то есть по чьей-то рекомендации.

Берут с третьего курса

Кроме очевидных преимуществ, эта форма позволила бы молодым людям понять, насколько востребована их профессия

Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» провело исследование в 129 лучших российских вузах с целью выяснить, насколько российские выпускники готовы к работе после пяти лет обучения и чего от них ждут потенциальные работодатели. Респондентов разделили на три основные группы – студенты, преподаватели и бизнесмены, к которым молодые люди пойдут работать после получения заветного диплома.

Выяснилось, что к работе сразу после института не готов никто, и выпускника придется переучивать от институтских стандартов к реальной жизни около полутора лет. При этом непосредственно уровнем знаний студентов более половины опрошенных работодателей довольны, однако им не хватает необходимых практических знаний.

Именно поэтому на вопрос, какие качества у молодого специалиста должны присутствовать в первую очередь, наниматели отвечают: «Обучаемость, исполнительность и психологическая устойчивость». Интересно, что необходимый опыт работы, без которого еще несколько лет назад было маловероятно устроиться на приличную работу, сейчас съехал в рейтинге предпочтений работодателей на последнее место.

Впрочем, предложения о работе зависят еще и от вашей специализации – человека редкой специальности возьмут на работу, даже если он не кажется очень перспективным в настоящем. «Ничего, обучим, зато у нас будет специалист, которого могут переманить конкуренты», – приблизительно так мыслят бизнесмены.

Кстати, несмотря на бурное развитие потребительского рынка, в настоящее время менеджеров по России подготовлено больше, чем нужно. Молодыми специалистами в области IT рынок только-только насытился, а вот в области нефтехимии и машиностроения до сих пор существенный недобор, поэтому порой на работу людей берут чуть ли не с третьего курса института.

Ожидания и реальность

Руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов (фото Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
Руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов (фото Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)

Интересно, что на работу, как свидетельствует статистика, молодых специалистов набирают в основном двумя путями – через рекламу в СМИ или неформальными путями, то есть по чьей-то рекомендации. Кроме того, наблюдается достаточно большое несовпадение между реальными зарплатами, которые предприятия выделяют для молодых специалистов, и ожиданиями будущих работников.

Даже в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге – в начале трудовой деятельности недавнему студенту не выделят больше 10-15 тысяч рублей, тогда как выпускники вузов в разных областях предполагают получать больше на 5-15 тысяч рублей.

Кстати, обучающие их педагоги тоже не прочь повысить себе зарплату. Как выяснилось, в среднем преподавателей устроила бы цифра в 40 тысяч рублей, а заведующего кафедрой – сумма в 52-55 тысяч рублей.

Одной из главных проблем остается длительная переподготовка молодого человека из дипломированного специалиста в специалиста реального. Казалось бы, что может быть проще: предприятия должны заключать с вузами соглашения и с университетской скамьи готовить профильных специалистов «под себя».

Однако в реальных условиях это доступно только предприятиям-гигантам, а малый и даже средний бизнес себе этого позволить не может – дорого. Такое мероприятие стоит немалых денег, которые фирмы не могут себе позволить, а форма возврата кредита за обучение предприятию у нас пока не существует. Кроме очевидных преимуществ, эта форма позволила бы молодым людям понять, насколько востребована их профессия, и, возможно, менеджер не всегда заработает больше, чем астрофизик.

Совместная политика

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова (фото Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова (фото Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)

О необходимости изменений в законодательстве корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова. «Бизнесменам, которые обучают молодых людей, делают из них грамотных специалистов, должны быть положены налоговые льготы. А то получается, что при двух- или трехсторонних договорах предприятия будут вынуждены выплачивать налоги из прибыли, нести, так сказать, двойной крест. Поэтому они и не стремятся развивать отношения с молодежью в вузах, предпочитают их переучивать уже после окончания института – дешевле», – заявила Иванова.

Она добавила, что это – результат совместной политики правительства РФ и Министерства финансов, которые стремятся всех уравнять в налоговом отношении. По мнению Ивановой, вина Министерства образования в этой ситуации тоже есть – они недостаточно агрессивно лоббируют необходимые поправки в действующее законодательство.

Одним из лучших способов решения данной проблемы является, по мнению думского зампреда, визит «единым фронтом» к президенту страны представителей Министерства образования и крупных отечественных компаний – таких как Газпром, РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД». «Только так, в режиме конструктивного диалога, и можно чего-то добиться», – подчеркнула Иванова.

Кстати, на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, не предвидится ли исследований российского образовательного рынка на предмет выявления вузов, в которых исправно собирают деньги, а учить толком не учат, представители «РейтОР» ответили, что на такое исследование им никто не выделит денег. (Представленное выше исследование финансировал фонд «Вольное дело», принадлежащий Олегу Дерипаске). Коллегам помог руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, который заявил, что вузы такого рода – это забота его организации, и процесс отзыва лицензий у некондиционных учебных заведений пока никто не отменял.

..............