Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

73 комментария
23 мая 2019, 19:10 • Вопрос дня

Почему в России вешают ковры на стену?

Почему в России вешают ковры на стену?
@ Р. Поздняков/Фотохроника ТАСС

Tекст: Иван Абакумов

Основательно в жизнь советских людей настенные ковры вошли одновременно с появлением хрущевок – новостроек, массово распространившихся по стране в годы правления Никиты Хрущева. Квартиры в них имели тонкие стены, что почти исключало звукоизоляцию. Для решения этой проблемы народ и стал использовать ковры.

Как сообщила в четверг газета ВЗГЛЯД, актер Уилл Смит вместе с коллегами по фильму «Аладдин» Меном Массудом и Наоми Скотт в обращении к российским зрителям задались вопросом, почему в нашей стране в некоторых домах на стены вешают ковры.

«А вы знали, что в России в некоторых домах волшебные ковры вешают на стену? Это правда, так написано в интернете», – говорит он в видео, опубликованном в группе «Синема парк и Формула кино» «ВКонтакте». Актеры обсудили, зачем это делается. Массуд предположил, что ковры вешают на случай, если надо куда-то срочно лететь. 

Использование ковров в качестве настенных и напольных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Традиция пришла с Востока. Степные кочевники утепляли коврами стены, двери и пол своих передвижных жилищ – юрт. Позднее уже не только в юртах, но и в обычных домах в Средней Азии и на Ближнем Востоке на расшитых коврах стали размещать трофеи и оружие хозяина дома – для поднятия престижа. Оттуда обычай вешать ковер на стену перекочевал в царскую Россию.

В произведениях Пушкина и Лермонтова неоднократно были описаны комнаты русских офицеров и дворян, непременным атрибутом которых были персидские ковры. Также об исторических корнях традиции вешать ковер на стену свидетельствуют картины русских художников 19-го века, изображающие быт зажиточных помещиков. Как и на Востоке, богато украшенный ковер не только подчеркивал высокий статус его владельца, но и утеплял жилище, пишет портал FB.ru.

В СССР декоративно-практическое использование настенных ковров получило наиболее широкое распространение. Ковры на стенах впервые появились еще в домах сталинского периода, однако массовый характер эта привычка приобрела во времена Хрущева. Типовые советские пятиэтажки выросли повсеместно, сразу во всех городах и поселках страны от Калининграда до Чукотки. Стены в этих домах, к сожалению, легко пропускали и жару, и холод, и звуки. Остроумным решением этих проблем и стал ковер на стене.

Ковер считался «большим дефицитом». Чтобы его добыть, порой приходилось стоять в очереди не один час, и стоил он недешево. За качественный средних размеров ковер в СССР приходилось отдавать четыре–пять средних месячных зарплат. Помимо шумо- и теплоизоляции, он, как и в царской России, служил показателем достатка в доме. Часто ковры становились дорогим подарком и даже торжественно передавались по наследству. На полу такой артефакт быстро терял товарный вид из-за постоянного по нему хождения, а на стене мог без потерь служить нескольким поколениям.

Еще один фактор играл в пользу ковра на стене – он зачастую позволял экономить обои, которые в СССР также были в дефиците. Вдоль одной из стен располагали традиционную мебельную стенку, на противоположную вешали ковер, и проблема была наполовину решена. Наконец, ковер на стене считался элементом декора. Чаще всего почему-то они были темно-красного цвета. Порой он выполнял и функцию картины – наравне с узорчатыми имелись изделия с сюжетом, например «с оленями».

Теперь в квартирах России настенные ковры встречаются все реже и реже. Во-первых, современному человеку такое интерьерное решение кажется безвкусным. Во-вторых, люди поняли, что ковры – это пылесборники. Особенно опасно вешать их рядом с кроватью, ведь, защитившись от холода бетонной стены, обладатель ковра взамен всю ночь будет дышать пылью. В общем, люди постепенно избавляются от ковров. Кто-то увозит их на дачу, а кто-то выбрасывает за ненадобностью.

..............